Рус Укр
ГлавнаяПубликацииАналитикаВерховный Суд заменит Минрегион и Нацкомиссию
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Верховный Суд заменит Минрегион и Нацкомиссию

Пробелы и противоречия в жилищно-коммунальном законодательстве, которые не смогли вовремя устранить и урегулировать Минрегион и Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг, могут быть устранены Верховным Судом.
Недавно Министерство юстиции впервые обнародовало отчет об уровне коррупции в Украине. Не удивительно, в нем говорится о том, что в нашей стране очень высокие показатели и остается стабильным уровень коррупции в течение последних 10 лет. Согласно отчету, среди самых коррупционных учреждений - суды. 12% украинцев сталкивались с коррупцией во время судебных разбирательств. Большинство сумм, которые платили граждане, превышают 2 тыс. грн, - говорится в отчете.
 
Поэтому, проведение судебной реформы - одно из самых насущных вопросов для Украины. Об этом говорится и в «Стратегии устойчивого развития Украины - 2020», которая утверждена соответствующим Указом Президента Петра Порошенко. Примечательно, в подтверждение приоритетности именно для Президента восстановления доверия граждан к судебной системе, господин Порошенко подал на рассмотрение Верховной Рады законопроект №1656 «Об обеспечении права на справедливый суд». Его было принято в общей сложности 12 февраля 2015 года и подписано Главой государства как Закон №192-VIII.
 
Среди других новаций, которые касаются порядка назначения и увольнения с должностей судей, привлечении их к дисциплинарной и уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудного решения, достаточно интересной, и, даже, революционной новеллой, является внесение изменений в Кодекс административного судопроизводства, Хозяйственного процессуального и Гражданского процессуального кодексов Украины относительно значения заключения Верховного Суда Украины при пересмотре гражданских и хозяйственных дел.
 
Поэтому, вывод Верховного Суда относительно применения нормы права, изложенные в его постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела на основаниях, предусмотренных соответствующими нормами процессуальных кодексов, является обязательным для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, который содержит соответствующую норму права. Вывод, относительно применения норм права, изложенный в постановлении Верховного Суда Украины, должен учитываться другими судами общей юрисдикции при применении таких норм права. Суд имеет право отступить от правовой позиции, изложенной в заключениях Верховного Суда Украины, только с одновременным приведением соответствующих мотивов. Неисполнение судебных решений влечет за собой ответственность, установленную законом.
 
Приходится констатировать, что с целью обеспечения принципа единообразного применения норм материального и процессуального права, фактически, юридическая доктрина Украины как правовое государство с континентальной системой права, в которой источником права является нормативно-правовой акт, была изменена Законом №192-VIII, и отныне выводы Верховного Суда Украины относительно применения нормы права, изложенные в его постановлении, являются обязательными для исполнения и применения как чиновниками, так и судами первой и апелляционной инстанций при решении аналогичных споров. То есть, Украина начала движение к формированию в будущем новой юридической доктрины на основе прецедентной системы права. Это, определенным образом, противоречит законодательству Европейского Союза, ведь в доктрине и законодательстве стран континентальной Европы продолжает доминировать принцип, согласно которому суды в своей деятельности руководствуются законом и подчиняются закону, а решения, выносимые ими, имеют силу индивидуально-правовых актов. Но в отличие от Украины, в той же Германии, Франции или Италии, национальное законодательство изложено достаточно четко, нормы редко противоречат друг другу. 
 
 
В Украине же низкое качество законодательства, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является, к сожалению, привычным явлением. Отсутствует системность в разработке и принятии нормативно-правовых актов, постоянно нарушается порядок их принятия и обсуждения. Ярким примером такой законодательной безалаберности является принятие 9 апреля прошлого года печально известного Закона №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», который поставил с ног на голову все правоотношения в ЖКХ. Преодолеть эти противоречия необходимо с помощью правовой политики, но, к сожалению, через постоянную политическую неопределенность, политизируется все, нет системной правовой политики, которая смогла бы преодолеть конфликт интересов и обеспечить рассмотрение, принятие и реализацию многих базовых законов, которые были бы направлены эффективно и рационально урегулировать общественные отношения в области жилищно-коммунального хозяйства.
 
Со вступлением в силу Закона №192-VIII «Об обеспечении права на справедливый суд» и предоставлением статуса обязательности выводам Верховного Суда Украины при рассмотрении гражданских, хозяйственных и административных споров, пробелы и противоречия в жилищно-коммунальном законодательстве, которые не смогли вовремя устранить и урегулировать чиновники Минрегиона и Национальной комиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг, могут быть устранены Верховным Судом Украины, но с учетом внутреннего убеждения судей, а не задач и положений, которыми руководствуются в своей деятельности чиновники.
 
А то, что выводы Верховного Суда Украины могут отличаться от официальной позиции Минрегиона и НКРЭКУ и не нравиться предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, застройщикам многоэтажных домов или потребителям, доказывают уже существующие обобщения судебной практики.
 
Так, в выводах Верховного Суда Украины, изложенные в решениях, принятых по результатам рассмотрения заявлений о пересмотре судебного решения от 1 марта 2013 года, посвященных разрешению споров о предоставлении услуг, содержится положение о том, что заключение договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг является обязанностью потребителя при условии, если предложенный исполнителем услуг договор, соответствует типовому договору. Отказ потребителя от заключения договора в таком случае противоречит требованиям ч. 3 ст. 6, ст. ст. 627, 630 ГК Украины и ст. ст. 19, 20 указанного Закона.
 
Вместе с тем, согласно постановления ВСУ №6-59ЦС13 от 30 октября 2013 года, при взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги в судебном порядке, должникам, кроме суммы самого долга, придется платить инфляционные начисления на сумму долга за все время просрочки, а также 3% годовых от просроченной суммы. В то же время, эти средства начисляются независимо от уплаты должником пени, предусмотренной п. 10 ч. 3 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Кроме того, ВСУ отметил, что потребители обязаны оплатить жилищно-коммунальные услуги, если они фактически пользовались ими. При этом отсутствие договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг, само по себе, не может быть основанием для освобождения потребителя от оплаты услуг в полном объеме.
 
 
Согласно постановления ВСУ от 10 ноября 2010 года Верховный Суд Украины не согласился с выводами суда первой и апелляционной инстанций о правомерности внесения в договор пункта, согласно которому, приборы учета воды, которые находятся в квартире истца, являются его собственностью, поэтому, поверка такого водосчетчика должна осуществляться за его счет. Зато, Верховный Суд Украины обратил внимание, что согласно п. 9 постановления КМУ №630, периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных средств измерительной техники осуществляется за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги по электро-, тепло-, газо - и водоснабжению, и отменил предыдущие решения суда, которые признали правоту и местных Водоканалов. 
 
Анализ Верховного Суда Украины и судебной практики применения судами законодательства, регулирующего ипотеку, определил, что как залог, недвижимое имущество, не может быть принудительно взыскано (отчуждено без согласия собственника) недвижимое жилое имущество, которое считается предметом залога согласно с ст.4 Закона №2654-ХІІ и/или предметом ипотеки согласно ст. 5 Закона №898-IV, если такое имущество выступает в качестве обеспечения обязательств гражданина Украины (заемщика или имущественного поручителя) за потребительскими кредитами, предоставленными ему кредитными учреждениями - резидентами Украины в иностранной валюте, при условии, что:
 
1) такое недвижимое жилое имущество используется как место постоянного жительства заемщика/имущественного поручителя или является объектом незавершенного строительства недвижимого жилого имущества, которое находится в ипотеке, при условии, что у заемщика или имущественного поручителя в собственности не находится другое недвижимое жилое имущество;
 
общая площадь такого жилого недвижимого имущества (объекта незавершенного строительства недвижимого жилого имущества) не превышает 140 кв. м для квартиры и 250 кв. м для жилого дома;
 
2) не может быть принудительно взыскано (отчуждено без согласия собственника) иное имущество (имущественные права), которое, в соответствии с законодательством или кредитного договора, подлежит взысканию с заемщика, указанного в пп.1 настоящего пункта, при недостаточности средств, полученных взыскателем от реализации (переоценки) предмета залога (ипотеки);
 
3) кредитное учреждение не может уступить (продать, передать) задолженность или долг, определенный в пп.1 этого пункта, на пользу (в собственность) другого лица.
 
Итак, если Минрегион и Национальная комиссия будет и дальше медлить с принятием важных законодательных актов в сфере ЖКХ - вскоре они станут просто ненужными государству, работу этих учреждений будет выполнять Верховный Суд Украины.
 
Андрей Осадчий
 

Реклама: В современном мире горячая вода – это основополагающий элемент в быту. Мытье посуды, купание и прочее. Лемакс предлагает Вашему вниманию газовые отопительные котлы и колонки водонагревательные. Более детально ознакомиться с каталогом продукции Вы можете на сайте lemax-kotel.ru.

 
Комментарии (0)