Рус Укр
ГлавнаяПубликацииАналитика ЖКУ: перезагрузка в третьем приближении
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

ЖКУ: перезагрузка в третьем приближении

Разработчики новой версии Закона «О жилищно-коммунальных услугах» «сделали ручкой» общественному контролю, безналичным субсидиям, минимальным нормам ЖКУ и полному запрету на установку автономного отопления в отдельных квартирах.

Депутаты перехватили у Кабмина «мяч» реформирования жилищно-коммунального законодательства. Профильный комитет парламента одобрил альтернативный проект Закона «О жилищно-коммунальный услугах» №1581-д, который призван заменить действующий закон.

Новый проект разработан в связи с тем, что в ноябре Верховная Рада отправила аналогичный правительственный проект, который томится в стенах парламента с августа 2014 года и уже дважды регистрировался, из-за ряда замечаний научно-экспертного управления на повторное первое чтение.
 
По уверению профильного комитета, разработчики депутатского проекта замечания учли и провели «работу над ошибками».

С чистого листа

Принципиальное отличие проекта №1581-д от правительственного законопроекта — автономность и конкретность.
 
Проект Кабмина, по сути, — гибрид сегодняшнего законодательства с нововведениями. В нем частично сохранена структура действующего закона. Практически в неизмененном виде в проект перенесен раздел о полномочиях государственных органов и органов местного самоуправления. Продублированы статьи, в которых сейчас прописаны вертикаль нормативного регулирования в сфере ЖКУ, некоторые термины — лишь слегка подретушированы и т. п.
 
В депутатском проекте ничего этого нет, минимум общих и декларативных норм, внимание сконцентрировано на регламентации взаимоотношений потребителей, исполнителей услуг и проверяющих, их прав и обязанностей. В целом, альтернативный проект выписан более четко и производит впечатление цельного документа. В нем упрощена классификация ЖКУ — оставлена лишь функциональная классификация, а градация услуг по способу утверждения цен/тарифов отменена. В ней нет практического смысла.
 
Вместе с тем, требования к предоставлению отдельных услуг в проекте №1581-д, напротив, прописаны более детально. Так, для поставщиков газа установлены два дополнительных требования — соблюдение параметров качества газа и величины его давления. При этом снижать давление газа ниже минимально допустимого значения проект прямо запрещает, и одновременно — наделяет потребителей правом на взятие проб газа.

Ответственность одна на всех

В то же время, депутатский проект содержит целый ряд эксклюзивных нововведений. Так, из-под его действия выведены услуги, которые жители многоэтажек получают на условиях самообеспечения — в рамках Закона «Об ОСМД». А ответственность устанавливается солидарная — обязанность по уплате ЖКУ возлагается не только на потребителя, но и на всех его ближних: дееспособных граждан, которые зарегистрированы или проживают в жилье потребителя.
 
Кстати, само понятие «потребитель коммунальных услуг» в проекте конкретизировано: таковыми разработчики предложили считать собственников жилья, а также  физических и юридических лиц, которые с согласия собственника владеют или пользуются объектом недвижимости, и субъектов, в хозяйственном ведении или под оперативным управлением которых пребывает недвижимость.
 
 
Напомним, сейчас в трактовке Закона «О ЖКУ» потребитель — это физическое или юридическое лицо, которое получает или намерено получать жилищно-коммунальную услугу.

Квартира — не место учета

Еще одно принципиальное нововведение — четкое разграничение точек коммерческого учета коммунальных услуг в многоэтажках и домах частного сектора. С частными домами все просто — коммунальные услуги (за исключением вывоза бытовых отходов) проект предлагает учитывать по данным счетчиков. А вот в многоквартирных домах учет услуг по централизованному водоснабжению, поставке горячей воды, теплоснабжению и водоотведению проектом предусмотрен на уровне домовых счетчиков. При этом прямо оговорено, что квартирные счетчики не являются точкой коммерческого учета.
 
Более того, при отсутствии домовых счетчиков разработчики предложили осуществлять коммерческий учет по нормам потребления — на инженерном вводе, а показания квартирных счетчиков учитывать лишь при распределении между потребителями объемов рассчитанной услуги. Если же домовой счетчик есть — распределять между владельцами квартирных счетчиков объем услуги, зафиксированный домовым счетчиком.
 
Исключение проектом предусмотрено лишь для ситуации, когда индивидуальными узлами учета в многоэтажке оснащены все жилые и нежилые помещения. В этом случае коммерческий учет может осуществляться по показаниям квартирных счетчиков — но при условии, что на такой учет согласны и совладельцы многоквартирного дома, и исполнитель услуги.
 
Сейчас, как известно, Закон «О ЖКУ» вообще не регламентирует коммерческий учет коммунальных услуг, а кабминовский проект допускает установку счетчика в любом месте — как на уровне дома, так и на уровне квартиры, — по соглашению сторон.
 
Кроме этого, по правилам предоставления ЖКУ, утвержденных Постановлением КМУ №630, при наличии домовых счетчиков плата и сегодня начисляется с учетом их показаний. Однако сейчас акцент в нормативах сделан на бессчетчиковых абонентах. Так, в домах, частично оснащенных квартирными водомерами, правила предписывают взимать плату с учетом показаний домового счетчика лишь с владельцев квартир, не оснащенных индивидуальными приборами учета.
 
Поэтому не исключено, что принятие депутатского проекта приведет к пересмотру действующих правил.

Оплатите печать и чернила

Одно несомненно: в случае принятия проекта перестраиваться на новый лад придется всем участникам коммунальных отношений. Коммунальщикам он разрешает приостанавливать предоставление услуг при недопуске исполнителя в помещения, принадлежащие потребителю — для осмотра, снятия показаний счетчика, замены оборудования или ликвидации аварии. Потребителям — предписывает ремонтировать за собственный счет внутридомовые системы газоснабжения. Для компаний, которые вывозят бытовые отходы, — устанавливает критерий качества услуги: соблюдение графика. А при оформлении актов-претензий — позволяет обходиться без представителей ОСМД и управляющих, если они не явились по требованию потребителя.
 
Нельзя не упомянуть и о том, что проектом вводится дополнительный коммунальный платеж: плата за клиентское обслуживание — компенсация исполнителям услуг (кроме газо- и электроснабжения) затрат на заключение и администрирование договоров, если договора заключаются с каждым совладельцем многоэтажки.
 
Причем новый платеж будут взимать по умолчанию независимо от того, кто управляет домом: непосредственно совладельцы, ОСМД или управляющие. Исключение установлено лишь для домов, в которых ОСМД является коллективным потребителем, и для домов, в которых договора с исполнителями заключены управляющим — от своего имени, но за счет совладельцев.
 
Хотя в домах с управляющими потребителям все равно придется потратиться — согласно проекту, управляющему за хлопоты полагается комиссионное вознаграждение.

Договорной армагеддон

Впрочем, результаты переформатирования коммунального законодательства участники рынка ЖКУ ощутят не ранее весны — даже если закон будет принят в ближайшие недели. По планам разработчиков, в силу он вступит через 3 месяца после официального опубликования.
 
При этом некоторые владельцы квартир с этой даты обретут право на установку систем автономного отопления. Жителям домов, в которые не менее половины квартир отключено от теплосетей, проект позволяет отключаться от централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды. Правда, действовать эта норма начнет лишь после того, как Кабмин разработает соответствующий порядок.
 
 
В полную силу обновленный закон, как ожидается, заработает с 1 января 2017 года. С этой даты должны вступить в силу два ключевых нововведения — требование об обязательном страховании ответственности управляющего и норма о предоставлении льгот и субсидий исключительно в денежной форме. Правда, не факт, что это удастся реализовать на практике. О переходе к адресной социальной помощи в Украине говорят давно, но дальше разговоров дело не идет. К тому же, поправка о выплате субсидий на руки может «потеряться» при доработке проекта.
 
А вот перезаключение договоров со всеми поставщиками коммунальных услуг — вполне реальная перспектива. Проект предписывает исполнителям ЖКУ заключить с потребителями новые договора до 1 января 2017 года.

Замечания в цель не попали

Что же касается замечаний парламентских экспертов, в депутатском проекте они учтены лишь частично. Так, разработчики проигнорировали пожелания экспертов об ужесточении требований к управляющим: обязательном лицензировании, накоплении средств для проведения капремонтов исключительно юрлицами, установлении квалификационного ценза, страховании финансовой ответственности. Не учтены рекомендации о четкой регламентации перечня услуг, предоставляемых в рамках договора об управлении многоквартирным домом и об установлении большего предельного срока, по истечении которого взимается пеня.
 
Но главное — не учтены социально ориентированные рекомендации. Эксперты выступили против резкой либерализации управления многоэтажками и рекомендовали хотя бы на первом этапе ввести госрегулирование — чтобы предотвратить резкое подорожание услуг. Не услышан и призыв о дополнении проекта статьей о минимальных нормах ЖКУ: по оценке экспертов, замена норм потребления соцнормативами ограничила в правах некоторых потребителей.
 
В этом отношении депутатский и кабминовский проекты — близнецы-братья. Обоими проектами устанавливаются свободные цены на управление жильем, обоими — изымается действующая сейчас норма о возмещении коммунальщикам убытков при установлении местными властями заниженных тарифов, а социальная защита сводится к применению социальных нормативов. Одним словом, сфера коммунальных услуг переводится на рыночные рельсы.
 
Сейчас в законе закреплены принципы доступности ЖКУ для всех потребителей и обеспечения опережения роста доходов населения над ростом тарифов. Они не действуют в полной мере, но есть. Оба проекта ставят на них крест. Примечательно, также в обоих проектах не нашлось места ни для общественных слушаний, ни для общественного контроля, а в депутатском проекте о контроле за соблюдением жилищно-коммунального законодательства вообще нет ни слова.
 
Остается лишь добавить, что принятие переписанного набело Закона «О ЖКУ» помимо прочего чревато отменой некоторых норм, привнесенных в коммунальное законодательство совсем недавно. Так, с октября в Украине введены в действие поправки о начислении субсидий участникам АТО по специальным правилам. С конца июля в законе содержится норма, предписывающая начислять плату исключительно по показаниям счетчиков на конец расчетного периода. Депутатский проект аналогичных норм не содержит, в связи с чем невольно вспоминается афоризм: лучшее — враг хорошего.
 
Владимир Артеменко, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Каждый документ должен быть заверен печатью. Вашему вниманию представлены новые печати. Более детально ознакомиться с услугами производства данной продукции можно на сайте pechati-online.com.ua.

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
29 декабря 2015 г. 21:43
Це лише всього-навсього проект, і скоріше всього, він ніколи не стане законом, хоча ідеї містить непогані.