Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетика Штрафные санкции: коммунальщики ждут «вольной»
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Штрафные санкции: коммунальщики ждут «вольной»

Нардепы пообещали коммунальщикам ускорить решение вопроса с начислением им штрафных санкций за долги перед энергопоставщиками, которые возникли не по их вине. В чем суть проблемы – рассмотрим в теории и на практике.

Предприятия теплокоммунальной энергетики и водопроводно-канализационного хозяйства с особым нетерпением ждут начала «ноябрьских» пленарных заседаний Верховной Рады. Несколькими неделями ранее на совещании в парламентском Комитете по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства им было дано обещание ускорения урегулирования вопроса недопущения финансовых санкций при наличии задолженности за потребленные энергоносители до времени фактического получения предприятиями возмещения разницы в тарифах. В частности, первый заместитель Председателя Комитета Дмитрий Андриевский отметил, что по итогам совещания депутаты обратятся к Председателю Верховной Рады Владимиру Гройсману с перечнем наиболее приоритетных законопроектов, которые требуют немедленного рассмотрения. Одним из них будет проект Закона №2706 «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования субъектов хозяйствования в сферах теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода», который Комитет рассмотрел еще в июне и рекомендовал парламенту принять за основу. «Мы напишем письмо от комитета и покажем те приоритетные законопроекты, которые в первую очередь будут выноситься на рассмотрение Верховной Рады. Председатель Верховной Рады заверил нас, что вопросы жилищно-коммунальной хозяйства, несмотря на сложную ситуацию в отрасли, будут одними из первых», - подчеркнул господин Андриевский.

Что глаголит проект Закона

Отметим, законопроект №2706 был зарегистрирован в Верховной Раде в конце апреля. Целью его разработки, согласно пояснительной записке, является решение проблемы задолженности субъектов хозяйствования, которые осуществляют производство, транспортировку, поставку тепловой энергии для нужд населения и предоставляющих населению услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению, перед энергоснабжающими организациями, обеспечения условий для повышения уровня текущих расчетов за потребленный природный газ и электрическую энергию и создание условий для улучшения их финансово-экономического состояния. 
 
Как известно, задолженность таких предприятий перед энергопоставщиками растет, однако, как утверждают разработчики законопроекта, возникает она не вследствие недобросовестного выполнения обязательств такими субъектами, а вследствие объективных причин, которые не позволяли им своевременно и в полном объеме выполнять свои договорные обязательства. В частности, к объективным причинам инициаторы проекта причисляют несвоевременность:
- погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию и услуги централизованного водоснабжения и водоотведения;
- возмещение убытков в результате предоставления льгот по оплате за потребленную тепловую энергию и услуги централизованного водоснабжения и водоотведения отдельным категориям потребителей.
 
 
Поэтому, соответствующим документом предусматривается установление моратория на начисление и взыскание неустойки (пени, штрафа) и иных финансовых санкций энергоснабжающими компаниями в случае несвоевременного осуществления платежей за использованный природный газ и услуги по его транспортировке и электрическую энергию субъектам хозяйствования, для которых тариф на тепловую энергию и услуги централизованного водоснабжения и водоотведения были установлены ниже себестоимости с учетом предельного уровня рентабельности и полностью не возмещены потери и убытки вследствие установления таких тарифов, а также не возмещены убытки в результате предоставления льгот по оплате за потребленную тепловую энергию отдельным категориям потребителей, до момента получения ими возмещения потерь и убытков в установленном порядке.

Как на практике

Показательной является ситуация, которая сложилась вокруг ПАО «Киевэнерго». В частности, в августе заместителем прокурора г. Киева в интересах Министерства энергетики и угольной промышленности и НАК «Нафтогаз Украины» был направлен иск в Хозяйственный суд Киева с требованием к ПАО «Киевэнерго» погасить 3,09 млрд грн задолженности перед национальной компанией. 
 
Согласно материалам дела, такие исковые требования обоснованы ненадлежащим исполнением ПАО «Киевэнерго» обязательств по договору купли-продажи природного газа от 12 января 2015 года, в результате чего в столичной энергогенерирующей компании образовалась задолженность перед НАК «Нафтогазом» в указанном размере.
 
Позиция ПАО «Киевэнерго» в рассмотрении этого дела следующая: общество не соглашается с санкциями, начисленными за потребленный в 2014-2015 годах газ, на сумму задолженности и отстаивает свои интересы. 
 
В компании поясняют, что речь идет о сумме в размере 1,452 млрд грн (в том числе пеня 473,1 млн грн, инфляция - 763,4 млн грн, штраф – 193,3 млн грн, 3% годовых – 22,4 млн грн), начисленную на тело долга за потребленный газ в течение 5 месяцев текущего года. То есть, сумма санкций составляет почти половину суммы иска, который инициировал «Нафтогаз», или почти 107% годовых на сумму долга. 
 
В ПАО «Киевэнерго» убеждены, что такие действия НАК «Нафтогаза Украины» противоречат украинскому законодательству и лишают общество права на реструктуризацию задолженности. «Пользуясь монопольным положением, государственное предприятие «Нафтогаз» выставляет энергокомпаниям штрафные санкции за долги за потребленный газ. В то же время, энергокомпании не могут вовремя рассчитаться за газ через колоссальные долги за тепло - и электроэнергию других государственных монополистов и населения, на которые пеня не начисляется. Складывается абсурдная ситуация, когда энергокомпании не имеют источника погашения пени, что возникает за несвоевременные расчеты за газ, поскольку жестко регулируются доказанным тарифом на услуги от регулятора и не имеют возможности начислить соответствующие санкции почти всех должников за тепло и электроэнергию, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. И поэтому сумма накопленной задолженности за газ - это задолженность потребителей, в том числе и государства», - отмечает финансовый директор компании Татьяна Грязнова.
 
Так, по ее словам, по состоянию на 1 октября долг ПАО «Киевэнерго» перед НАК «Нафтогаз Украины» составляет около 2,3 млрд грн, а задолженность потребителей общества за энергоносители - свыше 3,5 млрд грн, из которых задолженность потребителей за тепловую энергию составляет 1,4 млрд грн, задолженность потребителей за электрическую энергию – 890 млн грн, задолженность ГП «Энергорынок» за реализованную «Киевэнерго» в рынок электроэнергию – 559 млн грн, компенсация разницы в тарифах, которая не возмещена - 667,6 млн грн. 
 
 
При этом, важно, что все расчеты потребителей с компанией происходят через счета со специальным режимом использования. «Все средства, которые приходят в компании, приходят на специальные счета, с которых распределяются на уплату ГП «Энергорынок» и НАК «Нафтогаза», остальное идет на счет компании для выполнения производственной программы. Поэтому именно уровень расчетов потребителей, а также ГП «Энергорынок» - основные источники, по которым компания рассчитывается за природный газ», - объясняет госпожа Грязнова, резюмируя, что неуплата потребителей за энергоносители вместе с отсутствием нормативных актов, необходимых для работы ТКЭ с Законом о новом рынке газа, ставят под угрозу стабильное прохождение отопительного сезона.

Еще бы одну ложечку меда

Наряду с этим, заметим, по мнению коммунальщиков, принятие Верховной Радой проекта Закона №2706 в том виде, в котором он есть сейчас, решит проблему с начислением штрафных санкций коммунальным предприятиям за долги перед энергопоставщиками, которые возникли не по их вине, лишь частично. «Принятие законопроекта №2706 в том виде, в котором он есть сейчас, решит проблему лишь частично. Он решит лишь проблемы штрафных, начисленных по задолженности по разнице в тарифах, а если взять структуру этой задолженности в целом, то она возникает не только из-за некомпенсованой разници в тарифах. Она возникает, в первую очередь, из-за неплатежей населения, а также неплатежей бюджета. Из-за того, что тарифы на тепловую энергию, несмотря на все, продолжают быть экономически необоснованными», - в частности отметила в ходе совещания директор правового обеспечения ПАО «Киевэнерго» Ольга Иевлева. 
 
Госпожа Иевлева убеждена, что проблему с расчетами предприятий теплоснабжения и водоснабжения перед поставщиками газа и электроэнергии нужно рассматривать комплексно. «Предложение «Киевэнерго» все же рассмотреть дополнения в этот закон и установить мораторий на начисление всех штрафных санкций, распространить его по всей цепочке – начиная от НАК «Нафтогаза» и заканчивая конечным потребителем. А те штрафные санкции, которые уже начислены - списать», - подчеркнула госпожа Иевлева, добавляя, что на сегодня система взаимоотношений в ЖКХ несбалансированна, поскольку одной половине ее участников начисляются или штрафные санкции, или введены спецсчета для своевременных расчетов за полученные энергоресурсы, в другой употребляются оба мероприятия, в то время когда, рычаги влияния на конечных потребителей отсутствуют.
 
Очередные пленарные заседания Верховной Рады стартуют 3 ноября. Поэтому, будет ли ускорение в освобождении коммунальщиков от начисления штрафных санкций за долги перед энергопоставщиками, которые возникли не по их вине, - увидим уже через неделю. А заодно – услышат ли народные избранники их замечания и внесут ли предлагаемые дополнения.
 
Анастасия Люк 
 
Комментарии (0)