Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаБыть ли независимому энергетическому регулятору
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Быть ли независимому энергетическому регулятору

Узаконивание деятельности Нацкомиссии в области энергетики станет реальным ударом по коррупции в этой сфере. Но при условии, что закон о деятельности и статусе НКРЭКУ будет соответствовать международным стандартам.

В начале сентября Международный фонд «Возрождение» создал Стратегическую совещательную группу по доработке законопроекта о энергетическом регуляторе №2966, который безнадежно залежался в стенах парламента. Исполнителем проекта был определен аналитический центр DiXi Group.

Законопроект №2966 «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» был разработан Кабинетом Министров и представителями НКРЭКУ при содействии Секретариата Энергетического Сообщества. Но во время обсуждения в парламенте этот документ вызвал много вопросов у депутатов, поэтому даже после доработки был принят Верховной Радой. Никаких дальнейших шагов с целью узаконивания деятельности Нацкомиссии парламент не делает. 
 
Разговоры о создании независимого энергетического регулятора ведутся много лет, но в дело не переходят. Эксперты считают, что процесс искусственно тормозится, ведь олигархически-монопольным группировкам выгодно иметь карманный регулятор, который работает на пользу монопольных производителей электроэнергии, газа и коммунальных услуг. Не секрет, что НКРЭКУ не стала арбитром в отношениях потребителей и монополистов. Чтобы положить конец вакханалии, актуален вопрос создания института независимого регулирующего органа, который, по европейским стандартам, должен быть изолированным не только от влияния компаний, деятельность которых регулируется государством, но и от политического вмешательства.
 
По мнению экс-министра ЖКХ Алексея Кучеренко (ныне заместитель председателя Общественного совета при НКРЭКУ), блокирует процесс узаконивания государственного регулятора руководитель парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Николай Мартыненко. «Уже 13 лет подряд парламентским Комитетом по вопросам топливно-энергетического комплекса руководит одно и то же лицо. За это время сменилось 4 Президента, 7 премьеров, 5 созывов парламента, но рынка газа нет, рынка электроэнергии – нет. Нет законного государственного регулятора, тогда как энергетические монополисты загнали потребителя в тупик», - отметил господин Кучеренко. 
 
Поэтому, разблокировкой законодательного процесса займется вышеупомянутая Стратегическая совещательная группа по доработке законопроекта о энергетический регулятор №2966. По словам президента центра DiXi Group Елены Павленко, «совещательная группа должна консолидировать усилия, привлечь профессиональных экспертов и представить такое видение работы регулятора, которое сделает рынки газа, электроэнергии и коммунальных услуг максимально эффективными, безопасными, независимыми и удобными для людей».

 
В состав этой группы вошли представители всех заинтересованных фракций Верховной Рады, представители международных объединений регуляторов Энергетического Сообщества, Группы поддержки Украины Европейской Комиссии, представители посольств, а также украинские эксперты в сфере энергетики и регулирования. Это, в частности, Евгений Быстрицкий, Светлана Голикова, Андрей Герус, Александр Рогозин, Елена Павленко, Анатолий Пинчук и другие, а также народные депутаты Алена Бабак, Ольга Белькова, Лев Пидлисецкий, Виктория Войцицкая, Алексей Рябчин, Александр Домбровский и даже Вице-спикер Оксана Сыроед и другие. 

Украина обязана выполнить директивы Евросоюза

Законодательное урегулирование полномочий национального регулятора в области энергетики, усиление его независимости и профессиональности – неотъемлемая составляющая Третьего энергетического пакета ЕС для Украины – как стороны Договора об Энергетическом Сообществе – стал обязательным с октября 2011 года, - сказано в презентационных материалах Стратегической консультативной группы.
 
Соответствующее обязательство записано также и в Меморандуме о взаимопонимании между Украиной и Европейским Союзом для получения макрофинансовой помощи на сумму 1,8 млрд евро. Принятие такого законопроекта также предусмотрено в рамках проекта Всемирного банка «Второй программный заем на политику развития» (планировалось реализовать в апреле-мае 2015 года). Соответствующие требования международных доноров вполне логично объясняются тем, что в настоящее время в Украине осуществляется реформирование рынка газа и электроэнергии, а потому без создания независимого регулятора этих рынков их функционирование будет невозможным. 
 
«Сфера энергетики – одна из наиболее коррумпированных», - заявил исполнительный директор Международного фонда «Возрождение» Евгений Быстрицкий 4 сентября на презентации Стратегической консультативной группы по доработке законопроекта №2966. - Эта отрасль - наиболее «деньгоемная». Там есть большое искушение, чтобы иметь теневой доход и, очевидно, благодаря ему, влиять на другие государственные институции для того, чтобы его увеличить. Поэтому так важно не только принимать законы о рынке газа и электроэнергии, но и понимать, что они не смогут адекватно работать без независимой национальной комиссии, которая бы контролировала регуляцию самого рынка».
 
Однако олигархическим группировкам в энергетике и коммунальном хозяйстве не выгодно менять правила игры и переходить на европейские стандарты. Сверхприбыли можно получать лишь при условии полного контроля работы Нацкомиссии, а проблемы потребителей – на втором плане. 

Квалификационные требования к руководителям также узаконят

С приходом новой власти в начале 2014 года, для участников энергорынка остро встала проблема принятия закона о деятельности и статусе независимого национального регулятора, ведь он фактически стал обслуживающим органом приближенных к власти структур. Время проходит, а воз и ныне там. 
 
 
В частности, Алексей Кучеренко так оценил работу Кабинета Министров: «Правительство Яценюка и парламентская коалиция втянули страну в бешеное повышение цен на газ, электроэнергию, повышение тарифов на коммунальные услуги, не имея современных механизмов регулирования рынков, стимулирующего тарифообразования и защиты прав потребителей. Неужели не понятно, что это первый и правдивый признак управленческого дилетантизма и отсутствия стратегии реформирования?». 
 
Действительно, дилетантизм не только в правительстве, но и в других государственных структурах. Стоит напомнить, что в августе 2014 года Президент своим Указом №694 образовал новый регулятор (на базе НКРЭ, созданной в 1995 году), объединив регулирования рынков электроэнергии, нефтяного и газового с рынком коммунальных услуг. Новый регулятор получил название НКРЭКУ. Президент единолично назначил новый состав регулятора и его руководителя – инвестиционного банкира Владимира Демчишина, не специалиста в энергетике. Впоследствии он стал Министром энергетики и угольной промышленности, а руководителем Комиссии был назначен 24-летний Дмитрий Вовк, который ранее работал менеджером в корпорации «Рошен» и не имел ни образования, ни опыта работы в такой высокотехнологичной отрасли как энергетика. 
 
Планируемый к принятию Закон о НКРЭКУ должен сделать невозможными такие назначения в будущем благодаря ликвидации зависимости этого органа от влияния властных политиков, включительно с Президентом. Участник вышеупомянутой Стратегической консультативной группы, первый заместитель председателя комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский в комментарии «У.К.» сообщил, что профессиональный законопроект о независимом регуляторе может появиться через месяц. «Думаю, что к концу октября сможем выйти с профессиональным законопроектом о независимом регуляторе. Мне бы очень хотелось, чтобы в парламент этот документ внес Кабинет Министров, чтобы это была согласованная позиция всех участников крупного институционального энергетического рынка в Украине», - отметил он.
 
По мнению Александра Домбровского, в поданном в парламент законопроекте №2966 есть, «много позитивных позиций, потому что он разрабатывался совместно с Секретариатом Европейского Энергетического Сообщества, поэтому там прописано большинство норм по европейским стандартам. Но этот законопроект должен также соответствовать всем нормам украинской Конституции». 
 
Действительно, законопроект №2966 определяет НКРЭКУ как постоянно действующий независимый государственный коллегиальный орган. В то же время Комиссия не относится к органам, которые непосредственно предусмотрены Конституцией Украины. Следовательно, статус Национальной комиссии, ее место среди органов власти и предлагаемый способ формирования не согласуются с положениями Основного Закона. Эти противоречия призван устранить новый вариант законопроекта №2966, разработкой которого займется вышеупомянутая Стратегическая совещательная группа. 
 
Наталка Прудка, специально для «Украины Коммунальной»
 
Комментарии (0)