Рус Укр
ГлавнаяПубликацииАналитикаПроблемы ЖКХ: решение пророчат единицам
Новости ЖКХ
05 декабря 2019 г.
26 ноября 2019 г.
21 ноября 2019 г.
18 ноября 2019 г.
30 октября 2019 г.
25 октября 2019 г.
18 октября 2019 г.
16 октября 2019 г.
14 октября 2019 г.

Проблемы ЖКХ: решение пророчат единицам

Вскоре парламентарии соберутся на первом пленарном заседании Верховной Рады в новом 2016 году. Сколько проблемных вопросов в области ЖКХ осталось с прошлого года и каким из них предсказывают изменение статуса в этом году? – предлагаем обзор.

В прошлом году среди ряда инициатив, направленных на урегулирование насущных проблем в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, парламентарии дали шанс стать Законами лишь нескольким проектам – в отношении энергосервисных компаний (ЗУ №327-VIII и №328-VIII), управления многоквартирными домами (ЗУ №417-VIII) и обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЗУ №626-VIII).

Так, в течение 2015 года в Украине появились правовые и экономические основы для осуществления энергосервиса в бюджетных учреждениях, а соответственно основания для привлечения к украинской сфере энергоэффективности инвесторов; теоретически было основано новую эпоху управления многоквартирными домами, в которой главная управляющая и исполнительная роль отводится их жителям, а не ЖЭКам или государству; а также – запрещено установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство.
 
В этом году Министерство регионального развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства имеет надежду на согласование Верховной Радой проектов Законов: о жилищно-коммунальных услугах (№1581-д), обращения с бытовыми отходами (№1439) и коммерческом учете.
 
Примечательно, первые две инициативы уже одобрены к рассмотрению Комитетом Верховной рады по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ, последняя – еще непередана парламентским комитетам.
 
Отметим, проектом Закона «О жилищно-коммунальных услугах» (№1581-д) предлагается предоставить возможность жителям как собственникам многоквартирных домов самостоятельно определять стоимость услуг по содержанию домов и придомовых территорий, а также прекращения государственного регулирования цен в этой сфере. Кроме общих требований к предоставлению жилищно-коммунальных услуг, в документе определены их характеристики, а также прописаны особенности заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг при различных формах управления многоквартирного дома (непосредственно собственниками, объединением совладельцев, управляющим). Также документом разграничиваются права, обязанности и ответственность участников отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг и определены точки коммерческого учета коммунальных услуг.
 Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами» (№1439) призван изменить отношение украинцев к проблеме обращения с собственными отходами, максимально приблизив его к европейским практикам. В частности, предусматривается возможность привлечения к процессу сбора и перевозки бытовых отходов всех субъектов хозяйствования (как юридических лиц так и физических лиц-предпринимателей), которые имеют специально оборудованные для этого транспортные средства и не один год работают на рынке предоставления этих услуг, а также право объединений совладельцев многоквартирных домов, хозяйствующих субъектов – источников образования бытовых отходов, самостоятельно определять себе исполнителей услуг по сбору и перевозке бытовых отходов. Это, убеждены в Минрегионе, будет побуждать поставщиков соответствующих услуг уменьшать на них цену и повышать качество предоставления.
 
По неофициальному тексту, правительственным проектом Закона о коммерческом учете, (или же - «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью усовершенствования отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг») предусматриваются изменения в Закон «О жилищно-коммунальных услугах», вводя отношения на основе коммерческого учета. В частности, документом предусматривается разработка нормативно-правовых актов об утверждении: Порядка обеспечения коммерческого учета в сфере коммунальных услуг; Методик коммерческого учета питьевой (холодной) и/или горячей воды, отвода сточных вод; Методик по определению объемов питьевой (холодной), горячей воды, сточных вод и размера платы в многоквартирном доме за услуги по централизованному водоснабжению, централизованному снабжению горячей воды, централизованного водоотвода при наличии узлов учета.
 
Наряду с этим в настоящее время на рассмотрении в профильном Комитете Верховной Рады находится более двухсот законодательных инициатив, почти восемь десятков из которых – касаются непосредственного решения тех или иных проблемных вопросов, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. 
 
Условно к наиболее близким к согласованию парламентариями можно отнести проекты Законов «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины (относительно уточнения сферы применения и усовершенствования отдельных положений передачи общежитий в собственность территориальных общин и обеспечение реализации жилищных прав законными жильцами общежитий)» (№1076) и «О внесении изменений в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (относительно усовершенствования механизма предоставления услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий)» (№1714). Оба законодательных акта уже были одобрены народными избранниками в первом чтении.
 
Первым законопроектом №1076 – предоставляется решение проблемы обеспечения жилищных прав жителей общежитий, которые были внесены в уставные капиталы предприятий. В частности, документом предлагается определить, что общежития, на которые распространяется действие Закона №500, включены в уставные капиталы передаются в собственность территориальной общины одним из способов: на бескомпенсационной основе согласно этого Закона – по решению собственника общежития; на частично-компенсационной основе согласно этого Закона – по совместному решению собственника общежития и сессии местного совета; на частично-компенсационной основе согласно Гражданского кодекса Украины с учетом особенностей, определенных этим Законом (на договорных началах) в размере, меньшем чем размер определен в соответствии с части четвертой этой статьи – по совместному решению собственника общежития и сессии местного совета или по решению суда по иску местного совета; на полной компенсационной основе при условии предварительной полной компенсации в размере, определенном согласно части четвертой этой же статьи - за решения суда по иску собственника общежития.
 
Вторым законопроектом №1714 - предполагается установление нормы, согласно которой исполнители услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий должны ввести подомовой учет доходов и затрат на их предоставление, а также ежемесячные отчеты по предоставлению услуг.
 
 
Также имеют перспективу в течение текущего года стать Законами проекты - «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно предоставления коммунальных услуг)» (№1621), «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возвращения собственникам квартир многоквартирного дома и жилых помещений в общежитиях незаконно отчужденных вспомогательных помещений» (№2262а) и «О внесении изменений в Закон Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» (относительно усовершенствования некоторых положений)» (№2772). Все они сейчас среди рекомендованных профильным Комитетом к рассмотрению Верховной Радой.
 
Примечательно, сама Верховная Рада соберется на первом пленарном заседании в этом году за две недели – 26 января.
 
Наталья Подгорная
 
Комментарии (2)
Коля Пухов
15 января 2016 г. 21:58
Та це нагадує намагання на фундаменті з багна побудувати пристойну будівлю.
Коля Пухов
15 января 2016 г. 21:59
Та й закони у нас діють лише в одну сторону.