Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетика«Нафтогаз» спасают ценой уничтожения теплоэнерго
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

«Нафтогаз» спасают ценой уничтожения теплоэнерго

На прошлой неделе парламентарии приняли в первом чтении проект Закона касательно стабилизации финансового состояния НАК «Нафтогаз». Если в него вчитаться, становится понятно - миссия спасения будет проходить ценой функционирования теплокоммунэнерго.

Прошедшая неделя началась с внеочередного заседания Верховной Рады. Внеочередность проведения была вызвана необходимостью рассмотрения и принятия законопроектов из так называемого «пакета Международного валютного фонда». Присутствующий на пленарном заседании Премьер-министр Арсений Яценюк, отметил, что новый пакет внешней помощи, предусматривает финансовую поддержку МВФ в течение 4 лет, общий ее объем составит 25 млрд долл. При этом первая часть кредитных средств пойдет на погашение внешней задолженности, а вторая - будет направлена в золотовалютные резервы Национального банка. Глава правительства также отметил, что принятие этого пакета законопроектов и принятие решения Международным валютным фондом даст возможность получать не просто кредиты на погашение внешних задолженностей или пополнения золотовалютных резервов.

Напомним, основным условием положительного решения МВФ о выделении кредитных средств по новой программе сотрудничества Extended Fund Facility является решение социальных дисбалансов и оздоровления энергетического сектора, в том числе финансовое укрепление НАК «Нафтогаз Украины». Поэтому, не случайно среди наработанных правительством 17 законопроектов оказался проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стабилизации финансового состояния Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» (реестр. №2214). Народные избранники приняли его в первом чтении 2 марта, отдав «за» - 242 голоса.
 
Согласно пояснительной записке к документу, его основной целью является урегулирование вопроса соотношения полномочий НАК «Нафтогаз Украины», 100% акций которой принадлежат государству, относительно защиты экономической и энергетической безопасности, и рычагов воздействия для взыскания задолженности.
 
На критической цифре задолженности за потребленный природный газ перед НАК «Нафтогаз Украины» в сумме 34 млрд грн особо акцентировал внимание парламентариев и заместитель Министра энергетики и угольной промышленности Игорь Диденко. В частности, он отметил, что целью законопроекта №2214 является стабилизация финансового состояния НАК «Нафтогаз Украины», достижение которой возможно путем предоставления Компании действенных инструментов взыскания задолженности с потребителей за природный газ и эффективных механизмов воздействия на предприятия-должников.
 
Достичь стабилизации финансового состояния НАК «Нафтогаз Украины» правительство в законопроекте №2214 предлагает путем «добивания» предприятий теплокоммунэнерго в прямом смысле этого слова. Посудите сами.
 
 
Правительство предлагает внести изменения в Закон Украины «О теплоснабжении», в частности изложить в новой редакции ст.6 этого Закона, в которой прописаны основные принципы государственной политики в сфере теплоснабжения. Принцип запрета ограничения энергоснабжения объектов в сфере теплоснабжения в отопительный период ниже технологического минимума потребления природного газа и ограничения в случае неуплаты или внесения не в полном объеме платы за использованный природный газ отныне предлагается заменить принципом обеспечения технологической безопасности функционирования систем теплоснабжения при прекращении газоснабжения. То есть, теплокоммунэнерго больше не смогут ссылаться на норму о запрете отключения объектов теплоснабжения, как на волшебную палочку, при обжаловании в судебном порядке предписаний и поручений НАК «Нафтогаз Украины» местным распределительным газовым компаниям прекратить подачу газа в котельные. 
 
Также законопроектом №2214 предлагается ограничить действие Закона Украины «О мерах, направленых обеспечить устойчивое функционирование предприятий топливно-энергетического комплекса», более известного как Закон №2711, не 1 января 2016 года, а уже 1 июля 2015 года. Для теплоэнерго это будет означать, что срок уплаты рассроченных по Закону №2711 задолженностей перед НАК «Нафтогаз Украины» в полном объеме наступит уже 1 июля 2015 года.
 
Кстати, законопроектом №2214 предлагается предоставить право продажи (отчуждения), право требования по задолженности потребителей природного газа перед НАК «Нафтогаз Украины» третьим лицам путем проведения аукциона по методу снижения цены лота по цене, которая может отличаться от балансовой стоимости. Порядок такого аукциона будет впоследствии установлен Кабинетом Министров. Между прочим, заместитель Министра энергетики и угольной промышленности Игорь Диденко отметил, что именно МВФ предлагает перейти к методу аукционной продажи этих долгов. На такое правительственное предложение отреагировало Главное научно-экспертное управление Верховной Рады - в своем заключении к этому законопроекту отметило, что для корректной реализации этой нормы (которая бы не привела к нарушениям прав и законных интересов потребителей природного газа, в частности, путем «рейдерских» захватов соответствующих предприятий и неправомерного давления на физических лиц) следует четко определить порядок действий указанных третьих лиц о взыскании соответствующей задолженности с потребителей, в первую очередь, потребителей - физических лиц.
 
 
Ст. 19 Закона Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» правительством предлагается изложить в новой редакции, согласно которой, заключение гарантированным поставщиком договора на поставку природного газа с потребителями (кроме населения и бюджетных организаций), имеющих задолженность перед гарантированным поставщиком за природный газ, потребленный в прошлых периодах, и/или относительно которых возбуждено дело о банкротстве, может быть осуществлен при условии обеспечения потребителем выполнения своих обязательств по договору относительно оплаты природного газа путем предоставления в залог имущества (в том числе имущественных и иных вещных прав), поручительства третьих лиц или гарантии, в том числе от третьих лиц, в объеме не менее стоимости планового двухмесячного потребления в отопительный период. Отказ потребителя от такого обеспечения исполнения своих обязательств по договору будет означать снижение объемов поставки природного газа до уровня, обеспечивающего технологическую безопасность функционирования систем теплоснабжения. При этом, если просрочка оплаты потребителем за потребленный природный газ превышает два месяца, за НАК «Нафтогаз Украины» законопроектом №2214 предлагается закрепить право обращения взыскания на имущество (в том числе имущественные и иные вещные права), предоставленное в залог для обеспечения исполнения обязательств по договору купли-продажи природного газа. Наконец, НАК «Нафтогаз Украины» осуществит свою давнюю мечту - она не только будет контролировать финансовые потоки теплоэнерго с помощью счетов со специальным режимом использования, а еще и получит право отчуждать в свою пользу основные средства теплокоммунэнерго. 
 
И напоследок, законопроектом №2214 предлагается внести изменения в ряд статей Закона Украины «Об исполнительном производстве», которые должны обеспечить своевременное исполнение Государственной исполнительной службой решений о взыскании задолженности за потребленный природный газ. Указанные изменения сконструированы, с точки зрения юридической техники, нелепо и непрофессионально, и об этом заявило Главное научно-экспертное управление в своем заключении, поскольку изменения касаются общих вопросов совершенствования исполнительного производства, которые непосредственно не касаются стабилизации финансового состояния НАК «Нафтогаз Украины». То есть, интересы взыскателя НАК «Нафтогаз Украины», которые являются специфическими, выдаются за интересы всех взыскателей Украины, которые никоим образом не связаны со снабжением природным газом.
 
Вот такие невеселые перспективы ожидают уже в скором времени на предприятия теплокоммунэнерго, потому что сомневаться в том, что законопроект №2214 будет принят во втором чтении и в целом уже на следующей неделе не выпадает. В связи с чем возникает вопрос к реформаторскому правительству Арсения Яценюка - если уж есть такое желание следовать рекомендациям МВФ и реформировать энергетический сектор согласно условий Третьего энергетического пакета ЕС, то почему до настоящего времени даже не разработана концепция плана реструктуризации НАК «Нафтогаза», которая должна была быть утверждена еще до конца 2014 года? Почему у нас под реформами правительство понимает только повышение тарифов и закручивание гаек? Где системные изменения и качественные преобразования? К сожалению, вопросы без ответов...
 
Андрей Осадчий
 
Комментарии (1)
Владимир2
11 марта 2015 г. 14:44
Ничего личного только бизнес , отожмут у городских общин теплоенерго с ликвидными активами , напрягут местные бюджеты (как источник дотирования,если не хочешь потерять - рассчитывайся за тепловика ), ну и естественно по продавать долги с договорным дисконтом чем не повод заработать ? Короче , все как всегда - делюган рынка и привет "Киевэнерго" !