Рус Укр
ГлавнаяПубликацииПолитикаУкраинцы будут выбирать депутатов по-новому
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Украинцы будут выбирать депутатов по-новому

Парламентарии сделали все для того, чтобы украинцы во время очередных местных выборов избирали депутатов по-новому. Так, что и как будут выбирать украинцы 25 октября?! Как известно, от результатов голосования зависит и дальнейшая судьба развития ЖКХ.

На последнем пленарном заседании, 17 июля, Верховная Рада приняла постановление, которым назначила местные выборы на 25 октября за исключением оккупированных территорий Крыма, Донецкой и Луганской областей. Но де-факто избирательная кампания в городах, районах и селах Украины продолжается уже несколько месяцев, поскольку ведущие политические силы и финансово-промышленные группы ожидали, что местные выборы состоятся весной. Такой ранний старт очередных больших политических гонок не мог не сказаться на сфере жилищно-коммунального хозяйства, ведь мы будем выбирать, по выражению одного из известных отечественных политиков, не политического вождя, а «начальника канализации». Опять «коммунальная фишка» в форме различных тарифных «майданов» и «мобилизаций» стала краеугольным камнем в агитационных материалах почти всех потенциальных кандидатов, заявивших о намерении принять участие в местных выборах. Еще до начала официального старта агитационной кампании потенциальные победители на местных выборах пытаются влиять на судьбу коммунальных предприятий – одного из основных активов территориальных общин – путем назначения их руководителями людей лояльных к той или иной политической силе, или назначение таких «своих» личностей на должности советников, консультантов, коммерческих директоров. Поэтому, как видим, не от фамилии главы профильного министерства, а именно от результатов предстоящих местных выборов зависит дальнейшая судьба развития жилищно-коммунального хозяйства Украины, поэтому чрезвычайно важно, чтобы местные выборы -2015 прошли честно и прозрачно.

Обеспечить реализацию этих принципов призваны нормы Закона Украины «О местных выборах» №595-VIII, который вступил в силу 8 августа. Анализируя содержание этого Закона, можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты, которые потенциально могут угрожать дальнейшему реформированию жилищно-коммунального хозяйства. 
 
Основной среди таких потенциальных угроз является то, что право выдвижения кандидатов в депутаты областного, районного, городского, в том числе городов Киева и Севастополя, районного в городе совета, реализуется избирателями в соответствующих многомандатных и одномандатных избирательных округах через местные организации партий или путем самовыдвижения. Так же только через местные организации партий или путем самовыдвижения избирателями реализуется право выдвижения кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы, старосты. 
 
 
Поэтому, несмотря на декларативные заявления отечественных политиков о новое качество местного самоуправления, которое должно быть готовым воплощать в жизнь реформу децентрализации государственной власти, предложенную Президентом Петром Порошенко в законопроекте №2217а, 25 октября рядовые жители городов, поселков и районов будут выбирать очередного партийного вождя, который будет устраивать мини-Верховный Совет на каждой сессии местного совета, а не «начальника канализации», который прежде всего должен создавать условия для комфортного проживания в городе, поселке или районе. 
 
Хотя отныне такого небрежного городского депутата или даже сельского, поселкового, городского председателя можно будет отозвать. Сложный, однако юридически определенный, механизм такого отзыва народного избранника предусматривают изменения, внесенные Законом №595-VIII Закона Украины «О статусе депутатов местных советов».
 
Этими изменениями гражданам Украины, которые согласно закону о местных выборах, являются избирателями соответствующего избирательного округа, в случае несоответствия практической деятельности депутата местного совета основным принципам и положениям его предвыборной программы, невыполнение депутатом местного совета, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона обязательств отчитываться перед избирателями и проводить встречи с ними предоставлено право вносить предложение об отзыве депутата местного совета по народной инициативе (не ранее чем через год с момента приобретения таких полномочий). Такое решение о внесении предложения об отзыве депутата местного совета по народной инициативе принимается на собрании избирателей, которых должно быть от 30 до 400 человек в зависимости от того, поселковый совет это или областной. 
 
Далее инициативная группа из числа избирателей соответствующего округа или города (села, поселка, общины) собирает подписи в поддержку отзыва местного депутата или городского головы. У инициативной группы есть право производить любое количество подписных листов с соблюдением установленной формы подписного листа. В поддержку предложения об отзыве депутата местного совета, избранного в одномандатном избирательном округе, должны быть собраны подписи в количестве, больше половины количества избирателей, которые приняли участие в голосовании на соответствующих местных выборах в одномандатном избирательном округе, в котором был избран депутат. В поддержку предложения об отзыве депутата местного совета, избранного в многомандатном избирательном округе должно быть собрано такое количество подписей в соответствующем многомандатном избирательном округе, больше избирательной квоты, которая была определена в соответствующем многомандатном избирательном округе при проведении выборов депутатов местного совета в соответствии с законом о местных выборах, но не меньше чем количество голосов, поданных за соответствующую местную организацию партии в соответствующем территориальном избирательном округе на местных выборах, по результатам которых он был избран депутатом.
 
Высший руководящий орган партии в соответствии с уставом партии рассматривает обращение территориальной избирательной комиссии об отзыве депутата местного совета по народной инициативе и принимает решение об отзыве такого депутата по народной инициативе либо об отказе в удовлетворении этой инициативы. Решение высшего руководящего органа партии, принятого в соответствии с ее уставом, передается соответствующей территориальной избирательной комиссии, которая информирует о содержании решения инициативную группу.
 
 
На основании решения высшего руководящего органа партии об отзыве депутата, избранного путем выдвижения местной организацией партии, за народной инициативе, а в случае если депутат был избран путем самовыдвижения, - на основании своего решения, предусмотренного частью шестой настоящей статьи, соответствующая территориальная избирательная комиссия не позднее чем на пятый день со дня получения/принятия соответствующего решения обязана в порядке, предусмотренном законом о местных выборах, признать избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты от местной организации партии или назначить промежуточные выборы депутата в соответствующем одномандатном избирательном округе.
 
Поэтому, отозвать депутата или мэра, который не выполнил свои предвыборные обещания, отныне представляется возможным, хотя процедура довольно сложная, но она есть и ее нужно пытаться воплощать в жизнь. 
 
Кроме этого, Законом Украины №595-VIII предусмотрены другие нововведения:
- В селах и поселках с населением до 90 тыс. выборы пройдут по привычной мажоритарной системе.
— Выборы райсоветов, горсоветов и облсоветов будут проходить уже по пропорциональной системе.
— Мэров городов с населением более 90 тыс. будут избирать абсолютным большинством, то есть 50%+1 голос. Для этого предусмотрена возможность проведения второго тура.
— Город, район, область делятся на округа. По каждому округу партия может выдвинуть своего кандидата (именно партия, избирательные блоки этим законом не предусмотрены). Если партия набрала 5% голосов, количество кандидатов от нее прошедших, определяется в соответствии с количеством голосов, поданных непосредственно за депутата в округе. В раду проходят те кандидаты от партии, которые получили наибольшую поддержку избирателей, а не те, которых партия поставила на первые места в списке.
— Относительно бюллетеня. На нем будет обозначена фамилия кандидата, а напротив название партии, от которой он выдвигается. Таким образом будет происходить одновременное голосование за кандидата и за партию.
- Дата регистрации партии для участия в выборах не имеет значения (нет нормы, чтобы она была зарегистрирована за год или за полгода до выборов).
— Впервые в Закон введено европейскую норму относительно присутствия в списке партии не менее 30% представителей одного пола.
 
Так, 25 октября все опять зависит от нас, избирателей. Согласны ли мы попытаться выбирать по-новому?!
 
Андрей Осадчий
 
Комментарии (0)