Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоЗаконодательство ЖКХ: саботаж или путь к реформам
Новости ЖКХ
02 декабря 2021 г.
25 ноября 2021 г.
22 ноября 2021 г.
19 ноября 2021 г.
11 ноября 2021 г.
10 ноября 2021 г.
08 ноября 2021 г.
04 ноября 2021 г.
29 октября 2021 г.

Законодательство ЖКХ: саботаж или путь к реформам

Пока работа ВР поставлена народными избранниками на паузу до 1 сентября, подведем итоги работы Парламента перед началом нового политического сезона и проанализируем качество и целесообразность принятия законодательных актов, особенно в отросли ЖКХ.

Начнем из законопроектов, которые были подписаны Президентом Украины Петром Порошенко, вступили в силу и реально направлены на изменение существующего порядка регулирования правоотношений в ЖКХ.

После почти полугодового рассмотрения, 14 мая народные депутаты поддержали во втором чтении и в целом правительственный законопроект № 1565 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», который определяет новые права и обязанности совладельцев многоквартирных домов в Украине, вводит принцип пропорциональности голосов совладельцев, согласно их доли в общем имуществе и процедуру письменного опроса одновременно с процедурой созыва общего собрания.

Также документ предусматривает определение альтернативных моделей управления общим имуществом в многоквартирном доме (самостоятельно, в том числе путем создания ОСМД, или передачи всех или части функций на основании договора физическому лицу-предпринимателю или юридическому лицу (управляющему) и определение порядка распределения расходов на содержание общего имущества (пропорционально своей доли в общем имуществе) и ответственности совладельцев многоквартирного дома.

Кроме того, Закон предоставляет право каждому совладельцу многоквартирного дома получать информацию о том, кто является собственниками других квартир и нежилых помещений в этом доме - то есть, кто, вместе с ним, являются совладельцами общего имущества в доме.

Оценки этого законопроекта среди специалистов и экспертов в жилищно-коммунальном хозяйстве диаметрально противоположные – от восторга, который демонстрируют Председатель ВР Украины Владимир Гройсман и заместитель председателя профильного парламентского комитета Алена Бабак, которые считают, что фактически открыто возможности совладельцам реально реализовать свои права по управлению домами, в которых они владеют квартирами и нежилыми помещениями и разрушено монополию ЖЄКов, до откровенного разочарования, которое высказывают эксперты Александр Джус и Сергей Бовыкин, которые считают принятие этого законопроекта возвращением вплоть до феодализма.

16 июля в целом парламентом был одобрен законопроект №2029а, который 25 июля вступил в силу в виде Закона № 626-VIII. Этим документом предлагается внести изменения в ст. 31 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» и определить, что установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство не допускается. Порядок возмещения потерь предприятий, возникающих в течение периода рассмотрения расчетов тарифов, установления и их обнародования органом, уполномоченным устанавливать тарифы, определяется порядком формирования тарифов.

Кроме этого, п. 2 Заключительных положений Закона №626-VIII Кабинету Министров поручено до 1 июля 2017 года принять меры по возмещение в полном объеме разницы в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставки горячей воды, услуги по централизованному водоснабжению, водоотводу, которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или другим предприятиям централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг централизованного водоснабжения, водоотведения, отопления и поставки горячей воды тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или органом местного самоуправления, до 1 января 2016 года.

Читайте также: Как дальше жить совладельцам многоквартиного дома?

Опять же оценки экспертов в целесообразности и эффективности этого законопроекта диаметрально противоположные. Заместитель председателя профильного комитета ВР Украины Алена Бабак считает, что этот закон является правильным компромиссом перехода к экономически обоснованным тарифам за погашение старой задолженности по разнице в тарифах, фраза о возмещении потерь возникающих в течение прохождения регуляторных процедур - это аналогия принятого высказывания регуляторной практики «regulatory lag», период в течение которого рассматривается дело по тарифам. А вот общественность, в частности, эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко, считают этот законопроект антинародным (возможно потому, что выборы в местные советы назначены на 25 октября?).

К сожалению, с 17 марта до сих пор находится на рассмотрении в комитете Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства законопроект № 1621 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно предоставления коммунальных услуг)», подготовленный самим же профильным комитетом.

Этим законопроектом предусматривается нивелирования норм пресловутого Закона № 1198-VII, предложено возвращение органам местного самоуправления полномочий определять исполнителей всех без исключения коммунальных услуг и исключения положений о том, что исполнителями услуг централизованного отопления, услуги по централизованному снабжению холодной водой, услуг по централизованному снабжению горячей водой, услуг по водоотведению (с использованием внутридомовых систем) является в соответствии с теплоснабжающими организациями и субъектами хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу. Несмотря на то, что п.1.3. Раздела 14 Коалиционного соглашения предусмотрено внесение изменений в законодательство относительно предоставления собственникам жилья в многоквартирных домах права самостоятельно избирать форму получения услуг от естественных монополистов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения – или путем заключения прямых договоров с владельцами квартир или через управителей жилья, приходится с грустью констатировать, что сами же народные избранники и саботируют выполнение Коалиционного соглашения.

Однако у народных депутатов почему-то находится желание и время заниматься откровенным коммунальным популизмом, особенно накануне старта избирательной кампании в местные советы.

Вот хотя бы взять законопроект № 2676 «О внесении изменений в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (относительно начисления субсидий пенсионерам и инвалидам), в отношении которого Президентом Порошенко было применено право вето.

Читайте также: Льготы на оплату ЖКУ: как будут работать по-новому

Этим Законом предусматривалось по упрощенной процедуре осуществлять назначение и предоставление структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива для неработающих пенсионеров и неработающих инвалидов, зарегистрированных в жилом помещении (доме), семья которых состоит только из таких лиц, – без обращения гражданина на основании сведений Пенсионного фонда Украины, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, полученных в порядке обмена информацией; для неработающих пенсионеров и неработающих инвалидов, зарегистрированных в жилом помещении (доме), в состав семьи которых входят другие лица, а также для работающих пенсионеров и работающих инвалидов, зарегистрированных в жилом помещении (доме), семья которых состоит только из таких лиц или же в состав семьи входят другие лица, – по обращению гражданина на основании справок о доходах зарегистрированных граждан. Такие предложения нардепов вызывали саркастическую улыбку не только у работников Пенсионного Фонда Украины, а и в Администрации Президента, поскольку положения этого Закона являются декларативными и не предусматривают реальных механизмов их реализации.

Другим примером политического коммунального популизма является представление законопроекта № 2832 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно усиления защиты граждан в связи с установлением новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги)», которым, по мнению авторов, предложено усилить защиту населения от повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в частности путем направления на природный газ, добытый предприятиями, контрольным пакетом акций которых владеет государство и 50% природного газа, добытого по договорам о совместной деятельности на нужды населения по цене для ПАО «Укргаздобыча», установка до 1 октября 2015 года счетчиков 100 процентам потребителей природного газа, за счет субъектов хозяйствования. Также повысить публичность принятия решений об утверждении НКРЭКУ соответствующих цен/тарифов для населения. Но дьявол всегда скрывается в деталях, на самом деле законопроект содержит нормы, которые могут привести к разрушению конкуренции на газовом рынке и стать негативным индикатором для его субъектов и потенциальных инвесторов.

Поэтому, как видим, чем ближе официальный старт избирательной кампании в органы местного самоуправления, тем выше градус коммунального популизма, которым насквозь пропитаны законопроекты, которые выходят из-под пера помощников и консультантов народных депутатов. Предстоящая политическая осень будет горячей, интересной и непременно коммунально –популистской.

 
Комментарии (0)