Рус Укр
ГлавнаяПубликацииАналитикаТеплосчетчики: между выгодой и штрафом
Новости ЖКХ
25 ноября 2021 г.
22 ноября 2021 г.
19 ноября 2021 г.
11 ноября 2021 г.
10 ноября 2021 г.
08 ноября 2021 г.
04 ноября 2021 г.
29 октября 2021 г.
26 октября 2021 г.

Теплосчетчики: между выгодой и штрафом

Идея о введении обязательного коммерческого учета коммунальных услуг не дает покоя законотворцам. Для потребителей централизованного отопления это чревато разбросом тарифов — от половинных до полуторных.

Удивительно, но факт: оснащение жилья приборами учета коммунальных услуг до сих пор преимущественно добровольное мероприятие. На законодательном уровне обязательный коммерческий учет в настоящее время предусмотрен только для одной услуги — газоснабжения — Законом «Об обеспечении коммерческого учета природного газа». Требования относительно обеспечения счетчиками потребителями других услуг установлены на подзаконном уровне, но на практике они не выполняются. Например, Постановлением Кабмина №947, которому в этом году исполнилось 20 лет, предусмотрено оснащение приборами учета всех многоэтажек до 2008 года. 

Так что с бессчетчиковым потреблением воды и тепла украинские законотворцы и чиновники борются давно и безуспешно. Однако не исключено, что уже в ближайшее время обязанность установки счетчиков воды и тепла будет закреплена законодательно. В середине сентября Верховная Рада утвердила Повестку дня текущей сессии парламента. Помимо прочего в нее включен и проект №2636 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения коммерческого учета природного газа, тепловой энергии, горячей и холодной воды». 

Попытка №2 в квадрате

Идею о введении обязательного коммерческого учета коммунальных услуг депутаты вынашивают уже полгода. В парламенте проект №2636 томится с апреля. Главная идея проекта — простимулировать поставщиков и потребителей коммунальных услуг к установке приборов учета тепла, воды и газа. Поставщикам проект предписывает оснастить многоэтажки домовыми счетчиками, а при невыполнении этого требования — предоставлять бессчетчиковым абонентам услуги по сниженным тарифам, в отдаленной перспективе — за полцены. Для владельцев жилья, которые противятся установке приборов учета, проектом также предусмотрен «сюрприз» — оплата услуг по тарифу, помноженному на 1,5.
 
 
Из-за этих экзотических поправок проект чуть было не сошел «под откос» в самом начале. Эксперты обратили внимание на то, что в результате внедрения нововведений тарифы могут упасть ниже экономически обоснованного уровня затрат, а в подобных случаях коммунальщикам должны предоставляться бюджетные компенсации, что требует финансово-экономического обоснования поправок. И, соответственно, — выделения средств из бюджета, что в сегодняшней ситуации малореально. 
 
Закончилось все тем, что на первом варианте проекта крест поставили сами разработчики. В июле они подали в парламент новый, доработанный вариант поправок целого ряда законодательных актов — от Закона «О теплоснабжении» до Кодекса Украины об административных правонарушениях. Их судьбу Верховной Раде и предстоит решить в ближайшие месяцы. 
 
Стоит лишь добавить, что проект №2636 возник не на ровном месте. У него есть предшественник — правительственный проект №2052, который в Верховную Раду был подан еще в начале 2013 года и с треском провалился — за него проголосовало всего 10 депутатов. Хотя это и не удивительно, так как кабминовский проект был явно сырой — установку домовых счетчиков тепла и воды предлагал сделать обязанностью владельцев многоэтажек, что эксперты раскритиковали и рекомендовали вменить это в обязанность поставщикам услуг, а в случае, когда счетчик установлен за счет жителей многоэтажки — учитывать стоимость прибора учета при оплате за тепло и воду. 
 
В этом плане проект №2636 — несомненный шаг вперед. В нем акцент смещен на поставщиков, как и рекомендовали эксперты. Основная проблема проекта, и в том числе его «версии №2», в размахе. Разработчики предложили применять санкции за неустановку приборов учета практически сразу — с 2016 года. Поставщики услуг при всем желании не смогут уложиться в этот срок. За пару месяцев оснастить счетчиками сотни тысяч домов можно только в смелых фантазиях, а не в украинской реальности. Так что фактически речь идет о предоставлении скидок на услуги за счет коммунальщиков. Причем под действие специальных сниженных тарифов априори подпадает больше половины жителей многоэтажек. Однако сейчас это совершенно нереально, поскольку будет означать поворот на 180 градусов от реформы платежей в жилищно-комунальной сфере, объявленной Кабмином, которая, по сути, сведена к повышению тарифов.
 
Поэтому шансы на то, что депутаты предпишут коммунальщикам вспомнить о многоэтажках старой застройки и оснастить их счетчиками, конечно, есть. Но еще больше шансов, что конкретные сроки и санкции за их несоблюдение, — если дело дойдет до рассмотрения проекта №2636, — будут отменены или серьезно пересмотрены. 

Зачем в больницах батареи?

В целом, полугодичная выдержка пошла проекту на пользу. Первоначальный вариант не только откорректирован, но и значительно расширен. Так, Закон «О теплоснабжении» разработчики предложили дополнить новой статьей 192 «Коммерческий учет в сфере централизованного теплоснабжения». Она предписывает Минрегиону разработать Порядок установки узлов учета объема потребления тепловой энергии и горячей воды, а НКРЭКУ — Порядок распределения разницы в показаниях домовых и квартирных счетчиков тепла и горячей воды. 
 
Кроме того, в доработанном проекте более четко сформулировано ключевое требование к теплосетям. Им предписывается обеспечивать коммерческий учет потребления тепловой энергии, в том числе при предоставлении услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению. 
 
Необеспечение жилья приборами учета, согласно проекту, является основанием для корректирования платы за тепло и горячую воду — с 2016 года взимания 80% платы, с 2017 — 60%, а с 2018 года — 50%. Все, как и в первоначальном проекте. Только теперь более подробно прописана процедура. В случае отказа владельцев квартир или частных домов от установки счетчика предусмотрено составление акта. 
 
 
Однако не обошлось и без «сюрпризов»: в проекте появилась неоднозначная норма, фактически предписывающая другим потребителям централизованного отопления и горячего водоснабжения, - тем же общежитиям, больницам, школам, — обеспечить установку счетчиков до конца 2016 года. По истечении этого срока теплосети предложено наделить правом «драть три шкуры» с потребителей, не установивших счетчики — 120%, 140% или даже 150% (с 2019 года) стоимости услуг. Проще говоря, зона ответственности теплосетей в обновленном проекте сильно ограничена и распространяется лишь на многоэтажки и частный жилой сектор. 
 
В остальном в проекте прописаны нормы «из жизни», которые на практике действуют и сегодня. Владельцам квартир он разрешает устанавливать индивидуальные счетчики — при наличии технической возможности. Когда в многоэтажке установлен только домовой счетчик — начислять плату пропорционально отапливаемой площади квартиры. С владельцев квартир с индивидуальными счетчиками — взимать плату за содержание мест общего пользования.
 
Хотя есть и нюансы. Например, жилье в новостройках проект предписывает оснащать квартирными счетчиками, в то время как сейчас Правила пользования тепловой энергией содержат общую норму об обязательном оснащении новых систем теплоснабжения приборами коммерческого учета. 

За чей счет «банкет»?

А вот главный принцип обеспечения населения счетчиками вряд ли изменится. В конечном счете, за «банкет» придется заплатить владельцам жилья. Правда, проект предписывает теплосетям устанавливать и обслуживать счетчики в многоэтажках и частном жилье за свой счет. Но все затраты поставщики тепла и горячей воды смогут включить в тариф на транспортировку тепловой энергии.
 
Исключение проектом предусмотрено лишь для потребителей, которые самостоятельно установили домовые счетчики в многоэтажках или индивидуальные счетчики в частном жилье. С них плата за тепло и горячую воду будет взиматься без включения в тариф затрат на покупку приборов учета. 
 
 
Что же касается бюджетного финансирования убытков теплосетей в результате предоставления услуг бессчетчиковым владельцам жилья по сниженным тарифам, разработчики предложили радикальный выход — прямо прописать в законе, что эти убытки теплосетям не возмещаются, соответственно, не требуют предоставления компенсаций из бюджета. Однако и это «удовольствие» владельцем жилья, скорей всего, придется оплатить из собственного кармана. 

Счетчик на семи ветрах

При всей своей противоречивости проект №2636 решает две серьезные проблемы. Сейчас установка домовых счетчиков тепла в многоэтажках тормозится, помимо прочего, высокой стоимостью приборов учета и отсутствием серьезных стимулов у теплосетей к отказу от начисления стоимости услуг по нормам потребления. Однако это вовсе не значит, что после оснащения всех многоэтажек приборами учета конфликтов станет меньше. 
 
Споры по поводу домовых счетчиков порой возникают и сейчас. В частности, из-за отопления мест общего пользования. Дело в том, что по действующим Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, при неутеплении ЖЭКом или поставщиком услуг мест общего пользования, владельцы квартир вправе не оплачивать их отопление — даже если установлен домовой счетчик. Усугубляет ситуацию то, что за утепление домов, в частности, перед отопительным сезоном, ответственны ЖЭКи или управляющие. Как следствие, конфликты заканчиваются судебными разбирательствами. 
 
При этом вердикты выносятся как в пользу теплосетей, так и в пользу потребителей. Например, по итогам рассмотрения дела №2-2052/2011 суд предписал местному ЖЭКу утеплить дом до начала отопительного сезона, а вот в отмене начислений платы по домовому счетчику отказал. 
 
Еще одна возможная причина конфликтов — длительный ремонт приборов учета. Так, пару недель назад суд вынес вердикт по делу №638/12366/13-ц и отказал теплосети во взыскании задолженности с владельца нежилого помещения на том основании, что дом был оснащен счетчиком, однако он два отопительных сезона не работал — не по вине владельца помещения, а счета теплосеть предъявила потребителю астрономические — значительно отличающиеся от платы за период, когда счетчик работал.
 
Повсеместное оснащение многоэтажек домовыми счетчиками неизбежно приведет росту подобных конфликтов в геометрической прогрессии.
 
Что же касается квартирных тепловых счетчиков, это вообще отдельная тема. Большая часть домов старой застройки имеет вертикальную разводку системы отопления. Зачастую установить индивидуальный счетчик в таких домах сродни маленькому чуду — как по техническим, так и по бюрократическим причинам. В процедуре оснащения счетчиками такого жилья проект №2636 вообще ничего не меняет, а это значит, что конфликты с теплосетями неизбежны и в этом сегменте коммерческого учета. 
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (0)