Рус Укр
ГлавнаяПубликацииАналитикаНа смену ЖЭКам придут Управляющие
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

На смену ЖЭКам придут Управляющие

Пеня за неоплату ЖКУ, перспектива повышения квартирных тарифов и «перевод стрелок» в оказании жилищных услуг на управителей — далеко не все «сюрпризы» нового варианта проекта Закона «О жилищно-коммунальных услугах». Есть среди них и приятные.

Правительственный проект №4563а, предлагающий поставить крест на действующем Законе «О жилищно-коммунальных услугах», томится в парламенте уже больше месяца. Главное научно-экспертное управление Верховной Рады признало его нежизнеспособным и рекомендовало по результатам рассмотрения в первом чтении вернуть на доработку. У парламентских экспертов два десятка претензий.

Верховная Рада текущего созыва устроить революцию в сфере ЖКУ уже не успеет, но у преемников сегодняшних депутатов шансы на принятие проекта №4563а есть.

Во-первых, действующий закон не идеален и нуждается, как минимум, в корректировке. Во-вторых, в повестку дня финальной сессии парламента седьмого созыва проект был включен легко и без возражений, значит, проходным потенциалом обладает. В-третьих, к выводам экспертов депутаты, как известно, прислушиваются редко.

При этом в новом варианте Закона «О жилищно-коммунальных услугах» примечательны не только нашумевшие нормы о пене и управителях. Нововведений в проекте целая россыпь. Минрегион, разработчик проекта, предложил новую философию предоставления жилищно-коммунальных услуг.

До месяца — не в счет

Лишь несколько статей действующего закона перекочевали в проект почти в неизмененном виде: регулирующие полномочия Минрегиона, облгосадминистраций и органов местного самоуправления; устанавливающие права-обязанности получателей и исполнителей коммунальных и жилищных услуг.

Читайте также: Правила игры государственно-частного партнерства

Из перечня полномочий Минрегиона «выпал» пункт о разработке научно обоснованных нормативов затрат и потерь ресурсов при производстве, транспортировке и поставке жилищно-коммунальных услуг, против чего, выступили парламентские эксперты. Из полномочий исполнителей услуг изъяты пункты о техническом обслуживании и ремонте внутридомовых сетей и об осуществлении контроля за техническим состоянием инженерного оборудования домов, квартир и помещений. Полномочия областных и местных властей не изменены вовсе. А потребителей разработчики проекта наделили правом получения информации о других жителях дома, принадлежащей им жилплощади и общей площади многоквартирного дома. В то же время, проект ужесточил требования к неуплате стоимости коммунальных услуг в период временного отсутствия потребителя или членов его семьи. Сейчас никаких ограничений времени отсутствия в законе нет. Разработчики проекта предложили установить порог в 30 дней. Услуги можно будет не оплачивать лишь по его достижении.

Зачем закону принципы?

Остальным статьям действующего Закона «О жилищно-коммунальных услугах» повезло меньше. Некоторые из них предложено списать в утиль, другие существенно изменить. В отличие от закона проект не содержит статьи о минимальных нормах ЖКУ. Не включены в проект и статьи, устанавливающие существенные условия договоров между исполнителями/производителями и получателями услуг, а также условия проведения конкурсов на предоставление ЖКУ. В проекте лишь упоминается, что исполнители могут принимать участие в конкурсах, а качественные и количественные показатели жилищно-коммунальных услуг являются существенными условиями договоров. В прошлом могут остаться ныне действующие принципы государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг и принципы госрегулирования цен и тарифов на ЖКУ.

На смену ЖЭКам — Управители

Проект содержит новый большой раздел «Особенности предоставления отдельных жилищно-коммунальных услуг». Главный акцент сделан на регулирование деятельности Управителей. Статьи проекта, регламентирующие коммерческий учет и применение социальных нормативов, также не имеют аналогов в действующем законе. В частности, облгосадминистрации наделяются правом устанавливать предельный размер затрат на управление домом.

В проекте можно выделить четыре ключевых нововведения:

- вместо трех услуг по содержанию домов и придомовых территорий, по управлению домами и по ремонту помещений, домов и сооружений, вводится одна жилищная услуга - управление домом;

- монопольным правом на предоставление жилищной услуги наделяются Управители. В плане формирования тарифов проект перед ними открывает безграничные возможности: наделяет правом устанавливать свободные цены. Как следствие, о балансодержателях разработчики не вспомнили.

- проект устанавливает порядок применения коммерческого учета, суть которого сводится к правилу «двух счетчиков»: жителям многоквартирных домов придется платить не только за свою квартиру, но и за «тот подъезд». Учитываться коммунальные услуги будут на домовом узле коммерческого учета.

- проект меняет условия оплаты жилищно-коммунальных услуг: вводит нашумевший порядок начисления пени.

Пеня для всех и каждого

Под требование проекта об уплате пени при «счастливом» стечении обстоятельств может попасть любой житель многоквартирного дома. Разработчики предложили взимать пеню с неплательщиков «автоматом» после 20 числа месяца, следующего за отчетным. А исполнителям дали право уведомлять потребителей об изменении тарифов задним числом, в течение 10 дней после изменения. В результате получилась убойная смесь, позволяющая взимать пеню с законопослушных граждан. Например, находящихся в командировке или в больнице, несвоевременно получивших квитанцию об оплате или бюджетные выплаты, оплативших услуги до получения уведомления об изменении тарифов и т. п.

В связи с этим парламентские эксперты настаивают на том, что менять тарифы задним числом нельзя, взимать пеню рекомендуют не ранее чем с 28 числа третьего месяца после отчетного, а граждан, которым несвоевременно выплачивается зарплата и социальные выплаты  от уплаты пени освободить.

Аналогичная ситуация с управителями. Проект наделяет их правом установления цен (по сути квартплаты) «по собственному хотению» с первого дня действия нового закона. При этом жители домов лишены права на выбор управителей. В проекте прописано, что назначать их будут местные власти. Где отыскать столько квалифицированных управителей, чтобы хватило всем тоже вопрос нерешенный.

Поэтому существует риск, что на практике все закончится сменой вывесок ЖЭКов.

Эксперты рекомендуют хотя бы на первых порах не применять свободные тарифы на услуги по управлению домами, а во избежание резкого подорожания ввести государственное регулирование. Среди других рекомендаций - дополнение проекта нормами о порядке выбора управителя совладельцами дома и предъявление к управителям требований, как к операторам финансовых услуг — с соответствующими требованиями к уставному фонду, лицензированию деятельности и организационно-правовой форме.

Вообще, недоработок в проекте много. Например, договора о предоставлении коммунальных услуг в многоквартирных домах разработчики предложили заключать между исполнителями и лицами, уполномоченными совладельцами. Но эта норма противоречит действующему порядку: договора поставщики услуг заключают индивидуальные.

А вот о предоставлении ЖКУ в одноквартирных домах, общежитиях и жилом фонде социального назначения, в проекте, напротив, ничего не говорится. Не определено в нем и понятие «размер экономически обоснованных затрат на производство ЖКУ» и это при том, что на ЖКУ проект разрешает официально зарабатывать, т.е. устанавливать тарифы не ниже уровня экономически обоснованных затрат с учетом не инвестиционной составляющей (как сейчас), а плановой прибыли.

Ложка меда

Справедливости ради нужно отметить, что есть у проекта достоинства. В нем подробно описан порядок обеспечения доступа к жилью без согласия владельцев. При этом права жителей домов расширены. В проект включена прямая норма о том, что затраты, связанные с обеспечением несанкционированного доступа, проведением ремонтных и восстановительных работ, необходимых в связи с отсутствием потребителя, возлагаются на исполнителя.

Читайте также: ЖКХ Украины: деньгам вход запрещен!

Значительно «потолстела» и глава действующего закона, регулирующая оформление претензий потребителей на качество жилищно-коммунальных услуг, их непредставление или предоставление не в полном объеме. В проекте прописано правило «два плюс два». На вызов потребителя о составлении акта-претензии управитель или исполнитель должны будут прибыть в течение двух дней (сейчас четкий срок законом не установлен). В случае их неявки или отказа от подписания претензии, можно будет пригласить двух соседей и попросить их подписать претензию. А саму претензию направить коммунальщикам по почте. Для реагирования на обращения проект отводит управителям и исполнителям тоже два дня.

Эксперты рекомендуют сократить двухдневный срок прибытия коммунальщиков до 24 часов, а при отсутствии услуг теплоснабжения в отопительный период — до 2 часов. В целом проект выписан не столько с позиции жителей квартир и домов, сколько с позиций управителей и исполнителей, и предложенные разработчиками сроки это явный законодательный прогресс. При условии, что о простых жителях вспомнят при доработке проекта.

Валентин Хорошун,  специально для ИА «Украина Коммунальная»

 


 

 
Комментарии (0)