Рус Укр
ГлавнаяПубликацииАналитикаДепутаты усложнили работу коммунальщикам
Новости ЖКХ
25 ноября 2021 г.
22 ноября 2021 г.
19 ноября 2021 г.
11 ноября 2021 г.
10 ноября 2021 г.
08 ноября 2021 г.
04 ноября 2021 г.
29 октября 2021 г.
26 октября 2021 г.

Депутаты усложнили работу коммунальщикам

Трудовые отношения работодателя коммунального предприятия и наемного работника в силу ряда экономических и законодательных причин усложняются. В Верховной Раде нашли решение проблемы, но результаты прогнозируемо будут иметь обратный эффект.

В Украине жилищно-коммунальное хозяйство наиболее технически отсталая отрасль экономики со многими проблемами, которые в последнее время особенно обострились. Повышение тарифов на электроэнергию, централизованное водоснабжение и водоотвод, централизованное отопление, которое произошло дважды в течение 2014 года, к сожалению, не принесло ожидаемых экономических результатов. По данным Госстата из-за спада уровня экономического развития, проведение антитеррористической операции индекс потребительских цен (индекс инфляции) за прошлый год в целом составил 124,9% (в 2013 году - 100,5%). Продукты питания и безалкогольные напитки подорожали на 24,8%. Больше всего (на 76,7-55,9%) выросли цены на рис, продукты переработки зерновых и фрукты. На 37,2-22,8% стали дороже рыба и продукты из рыбы, яйца, сало, безалкогольные напитки, мясо и мясопродукты, масло, хлеб, макаронные изделия, сахар. Из-за падения покупательной способности населения и снижение уровня доходов задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг увеличилась в декабре 2014 года по сравнению с ноябрем на 7,4% и на конец года составила 14,7 млрд грн. 

Вступление в силу Закона №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители» и постановления КМУ №217 от 18 июня 2014 года «Об утверждении Порядка распределения средств, поступающих на текущие счета со специальным режимом использования для проведения расчетов по гарантированным поставщиком природного газа» только ухудшили экономическое положение предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Из-за введения счетов со специальным режимом использования и утверждение Национальной комиссией нормативов перечисления средств гарантированному поставщику некоторые предприятия Теплокоммунэнерго вынуждены были нарастить задолженность по заработной плате работникам, ведь в условиях постоянного дефицита оборотных средств, из-за увеличения задолженности населения почти 100%, полученные поступления автоматически перечислялись на счет НАК «Нафтогаз Украины». Все эти социально-экономические проблемы обусловили большое обострение социально-трудовых отношений в трудовых коллективах не только предприятий жилищно-коммунального хозяйства, но и других отраслей национальной экономики страны.
 
 
Чувствуя такое обострение социально-трудовых отношений на предприятиях, законодатель в довольно странный способ решил урегулировать существующие противоречия. Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28 декабря 2014 года №77-VIII (далее - Закон №77), вступившему в силу 1 января 2015 года, статье 24 КЗоТ Украины, которая регламентирует заключение трудового договора, были внесены изменения. В частности, ч. 3 изложена в редакции: «Работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, и сообщения центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование о принятии работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины»; часть четвертая исключена.
 
В пояснительный записке к этому Закону Кабинет Министров отмечает, что такие изменения в КЗоТ инициированы с целью легализации труда и разрешения трудовых споров. На выполнение этой цели также внесены изменения в статье 232 КЗоТ Украины «Трудовые споры, подлежащие непосредственному рассмотрению в районных, районных в городе, городских или горрайонных судах», которым нормы этой статьи дополнено положением, что еще одним основанием, по которому непосредственно в районных, районных в городе, городских или горрайонных судах рассматриваются трудовые споры: по заявлению работников о оформлении трудовых отношений в случае выполнения ими работы без заключения трудового договора и установления периода такой работы. Соответственно дополнена статья 235 КЗоТ Украины: «При вынесении решения о оформление трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени, в случае фактического исполнения работы полный рабочий время, установленный на предприятии, в учреждении, организации, орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о начислении и выплате такому работнику заработной платы в размере не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде без учета фактически выплаченной заработной платы, о начисление и уплату в соответствии с законодательством налога на доходы физических лиц и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за установленный период работы».
 
Задача по легализации труда законодатель и правительство предлагают решать путем усиления ответственности за нарушение законодательства о труде, - Законом №77-VIII с 1 января 2015 года значительно увеличены размеры штрафов за нарушение законодательства о труде. Новая редакция статьи 265 КЗоТ предусматривает, что юридические и физические лица - предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае: 
 
- фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полный рабочий время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов - в тридцатикратном размере минимальной заработной платы (на сегодня - 36,5 тыс. грн), установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение; 
 
- нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме - в трехкратном размере минимальной заработной платы (3,65 тыс. грн), установленной законом на момент выявления нарушения;
 
 
- несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда - в десятикратном размере минимальной заработной платы (12,18 тыс. грн), установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение; 
 
- нарушение других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами вторым-четвертым части второй настоящей статьи - в размере минимальной заработной платы.
 
Следует обратить внимание, что изменениями в этой статье КЗоТ Украины не только определен перечень нарушений и увеличен размер штрафов, но и конкретизированы лица, которые несут ответственность: должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций; юридические и физические лица - предприниматели, которые используют наемный труд.
 
Согласно Закону №77-VIII штрафы накладывает инспекция труда на основании вынесенных постановлений в ходе плановой или внеплановой проверки работодателя. Выполнение этих постановлений возлагается на Государственную исполнительную службу. Именно они будут направлять решение об уплате финансовых штрафов. Инспекция труда также имеет право выписывать постановления о наложение финансовых штрафов без проверки, только на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полный рабочий время.
 
Изменения относительно усиления ответственности за нарушение законодательства о труде внесены также в Кодекс Украины об административных правонарушениях (статьи 41 и 1651) и в Уголовный кодекс Украины, в частности статья 172 которого за незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам или в связи с сообщением им о нарушении требований Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» другим лицом, а также иное грубое нарушение законодательства о труде предусматривает наказание в виде штрафа от 2 тыс. до 3 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, или исправительных работ на срок до 2 лет.
 
Кроме этого, изменения коснулись и порядка заключения трудового договора. Положение о том, что сама форма этого договора (соглашения) между работодателем и работником может быть как письменная так и устная не претерпело изменений, однако, в предыдущей редакции КЗоТ Украины (до 1 января 2015 года) фактически разрешалось нанять работника без издания приказа о приеме на работу: Ч. 4. ст. 24 КЗоТ - трудовой договор считается заключенным и тогда, когда приказ или распоряжение не были изданы, но работник фактически был допущен к работе.
 
 
В новой же редакции эта часть исключена, КЗоТ Украины запрещает допускать к работе работника без издания приказа о приеме на работу: Работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением.
 
То есть, начиная с 1 января 2015 года, работодатель, принимая на работу работника, обязан издать приказ о приеме на работу (или распоряжение). Иначе (если работодатель не издаст приказ о принятии на работу) ему грозят значительные штрафы и судебные разбирательства.
 
Следовательно, работодателю необходимо издавать приказы о приеме на работу на всех работников, которых он принимает на работу после 1 января 2015 года, не допускать таких лиц к работе, пока приказ (распоряжение) о приеме на работу не будет выдан.
 
Кроме указанного, изменения в статье 24 КЗоТ Украины содержит еще одно нововведение: работодатель должен обеспечить уведомление центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование о принятии работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров. Без такого уведомления работодателю запрещено допускать работника к работе.
 
Функция реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование возложена на Государственную фискальную службу, согласно пункта первого Положения о Государственной фискальной службе Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 21 мая 2014 года №236. Каким образом сообщать ДФСУ о приеме работников на работу, законодатель разъяснений не дал, а правительство соответствующего порядка пока не разработало. Пункт 4 Заключительных и переходных положений Закона №77 отводит Кабмину три месяца для разработки такого порядка а также приведение своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом. Предварительно предполагается, что сообщение ДФСУ о приеме работников на работу будет осуществляться в онлайн режиме путем заполнения электронной формы уведомления и регистрации приказа о приеме работника на работу. 
 
Вышеуказанные изменения вряд снимут градус напряжения в отношениях работодателя - коммунального предприятия и наемного работника, но в то же время усиление размера штрафных санкций и наделения государственных инспекторов труда исключительными полномочиями по проверкам, добавит негатива в финансовые результаты коммунальных предприятий, которые будут платить штрафы на постоянной основе. 
 
Константин Меркулов
 
Комментарии (1)
Коля Пухов
07 марта 2015 г. 19:49
Приблизно раз на 7--9 років у кожній держустанові проводиться так звана "ліквідація" -- держустанова після переобліку змінює код ЄДРПОУ. Якщо роботодавець захоче звільнити з роботи будь-якого працівника під час цієї "ліквідації", то згода профспілки на це звільнення не потрібна -- читайте ст.40 КЗпП України. Якщо працівнику роками не надавали відпустку, недоплачували заробітну плату, або взагалі у деякі періоди не платили заробітну плату, то після цієї "ліквідації" вже неможливо, у тому числі і через суди, поновити порушені права, оскільки та держустанова, яка порушувала, формально ліквідована без правонаступництва. Тим більше неможливо поновитися на роботі у разі незаконного звільнення з "ліквідованої" держустанови. І це лише тому, повторюю, що держустанова змінила код ЄДРПОУ. На мою думку, можливість "ліквідації" держустанови без правонаступництва -- це класичний приклад обману від держави. Ви можете уявити ситуацію, щоб людина, яка має певні борги і обов"язки, за своїм бажанням змінила свій паспорт і тільки завдяки цьому позбулася своїх боргів і обов"язків? Звісно, такого бути не може. А от державна установа шляхом зміни кода ЄДРПОУ відразу позбувається своїх боргів і обов"язків. І це не частковий одиничний випадок, законодавчо закріплена норма. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Думаю, що подібні "підводні рифи" існують у нас в державі в усіх правовідносинах, а не тільки у трудових.