Рус Укр
ГлавнаяПубликацииПолитикаПолитики спекулируют темой подорожания «коммуналки»
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Политики спекулируют темой подорожания «коммуналки»

Вопрос обоснованности повышения тарифов на коммунальные услуги лег в основу политического пиара. Об этом можно судить по недавно зарегистрированному в парламенте законопроекте касательно защиты населения от завышенных цен на «коммуналку».

Если в вашем городе появились рекламные щиты с изображениями известных и не очень политиков, активистов и местных бизнесменов, которые призывают «Позаботиться о Украину вместе», «Обустроить родной город и край», «Объединяться ради будущего» - это означает только одно – выборы в органы местного самоуправления, скорее всего, состоятся в октябре этого года. 

Прогнозируемо, на них победные позиции займут местные политические проекты, которые пользуются большей поддержкой у населения. С чем же пойдут на выборы эти местные проекты? С программами развития местного самоуправления? С концепциями развития малого и среднего бизнеса? С предложениями по оптимизации штата чиновников и реальной борьбой с коррупцией? Нет, нет и еще раз нет! Зачем придумывать что-то новое и предлагать обществу, местным общинам цивилизованный путь развития и настоящие реформы, основанные на самобытности и самодостаточности каждого региона, когда есть старая, добрая, проверенная временем тема жилищно-коммунальных услуг и тарифов на них?! 
 
Примечательно, последняя стала просто супер-мега-актуальной для политического пиара после того, как с 1 апреля вступили в силу существенно повышенные тарифы на природный газ и электроэнергию. 
 
Уже второй месяц подряд с экранов телевизоров не сходят бывшие и нынешние Министры и Премьер-министры, политики, так называемые «эксперты», которые меряются любовью к многострадальному украинскому народу, который никак не заслуживает на новые тарифы, поскольку они являются завышенными и коррупционными. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что тарифы на «коммуналку» смело можно снижать от 20% до 30%. Какими же методами предлагается осуществить такое снижение тарифов и избавить рядовых украинцев от произвола водоканалов, теплоэнерго и ЖЭКов?
 
Спасательной палочкой, как уже сообщала «Украина Коммунальная», должен стать Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно усиления защиты граждан в связи с установлением новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги)», зарегистрирован группой народных депутатов 19 мая в Верховной Раде под №2832.
 
 
Согласно этому документу защитить граждан от новых тарифов на жилищно-коммунальные услуги предлагается путем:
 
- установление предельного размера рентабельности (без инвестиционной составляющей) не выше 10% в структуре цены/тарифа; 
 
- установление норматива потерь при производстве, транспортировке и поставке соответствующей жилищно-коммунальной услуги на уровне не более 7%, а при транспортировке, распределении и поставке природного газа для удовлетворения потребностей населения на уровне не более 2%;
 
- установлением на срок до 1 июня 2017 года закупочной цены на весь природный газ отечественной добычи для потребностей населения на уровне не выше 100 долл.; 
 
- обязательства субъектов хозяйствования, осуществляющих распределение природного газа на соответствующей территории, установить до 1 октября 2015 года бытовые счетчики газа 100% потребителям природного газа за счет собственных средств с последующей компенсацией этих расходов инвестиционной составляющей в розничной цене на природный газ;
 
- обязательного применения ДБН-у.2.6-31:2006 (с изменениями), действующих по состоянию на 1 мая 2015 года, для определения стоимости тепловой энергии для населения; 
 
- установление норматива месячного объема потребления тепловой энергии, используемый для расчета тарифа, не выше 0,0128 Гкал/м2.
 
Обосновывая целесообразность установления норматива потерь при производстве, транспортировке и поставке соответствующей жилищно-коммунальной услуги на уровне не более 7%, авторы законопроекта № 2832 ссылаются на то, что уровень потерь при предоставленные услуг по централизованному отоплению в странах ЕС не превышает 3%, в то время как в Украине этот показатель достигает в отдельных случаях 18-20%; уровень потерь при транспортировке и распределении электрической энергии в сети в странах ЕС не превышает 7%, в то время как в Украине такие потери учтены в структуре тарифов на уровне 10% для небытовых потребителей и 16,9% для бытовых потребителей. То есть, принятие этой нормы приближает нас к европейским нормативам потерь при предоставлении коммунальных услуг. Правда, авторы законопроекта почему-то забыли сравнить состояние сетей и коммуникаций в странах ЕС и в Украине. Но то такое...
 
Норма ст. 58 Конституции Украины, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, видимо, неизвестна авторам документа. Именно поэтому они предлагают ДБН-у.2.6-31:2006 (с изменениями), который распространяется на правоотношения, возникшие после его принятия и вступления в силу, распространить также и на правоотношения, сложившиеся до его принятия. Возможно, авторам проекта и известный способ расчета количества тепловой энергии для жилых домов первых массовых серий (60-70-х годов застройки), площадь которых составляет около 72 млн кв. м по нормативам ДБН-у.2.6-31:2006 (с изменениями), но в пояснительной записке к законопроекту о нем не говорится.

 
Не говорится в пояснительной записке и о том, какими расчетами соответствующих научных или экспертных учреждений подтверждается, что норматив месячного объема потребления тепловой энергии, который используется для расчета тарифа, не может быть выше 0,0128 Гкал/м2. 
 
Зато, в пояснительной записке отмечается, что принятие законопроекта №2832 обусловлено промежуточными выводами Рабочей группы по обоснованности повышения цен/тарифов на энергоносители и коммунальные услуги, которая была создана согласно решению Верховной Рады и поручения Председателя ВРУ от 10 апреля 2015 года. Согласно с этими выводами, указанной Рабочей группой было выявлено, что в настоящее время существует законодательный пробел относительно установления уровня рентабельности и уровня производственно-технологических потерь в соответствии добывающих, генерирующих, транспортирующих и распределяющих предприятий при определении структуры цен/тарифов на услуги топливно-энергетического и жилищно-коммунального сектора экономики, которые предоставляются населению и регулируются государством. Норма ст. 62 Конституции Украины о том, что обвинение не может основываться на предположениях, авторам документа очевидно также не известна.
 
Как видим, решить проблемы жилищно-коммунального хозяйства и защитить граждан от повышения тарифов на коммунальные услуги авторы законопроекта №2832 предлагают за счет методов, которые загнали отрасль в глубокий кризис, из которого вряд ли есть выход. В частности, вновь предлагается ограничение рентабельности, ручное управление уровнем тарифов, обязательство установить газоснабжающие предприятия счетчики за свой счет, а фактически – за счет потребителей, не подкрепленные технически требования о снижении нормативов потерь. И ни одного предложения относительно создания реальной конкурентной среды на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг, имплементации норм Третьего энергетического пакета ЕС, реформирование НАК «Нафтогаз» и создании новых компаний-операторов ГТС и ПХГ.
 
Между тем, 21 мая коалиция депутатских групп и фракций в Верховной Раде дружно провалила голосование за проект Закона №2670, которым предлагалось лишь одно – раз и навсегда решить, что установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство не допускается, а потребители имеют право на получение субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров. 
 
Андрей Осадчий
 
Комментарии (1)
Читатель4
26 мая 2015 г. 10:32
Ничего удивительного. Выборы скоро.