Рус Укр
ГлавнаяПубликацииУтилизация ТБОНегативное воздействие отходов «будут снимать» штрафами
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Негативное воздействие отходов «будут снимать» штрафами

Нардепов призывают предотвратить негативное воздействие отходов конечного потребления продукции на окружающую природную среду. Особый акцент законодатели ставят на штрафных санкциях.

По информации Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в Украине по состоянию на 1 августа с.г. в 398 населенных пунктах (за исключением территорий АР Крым, г. Севастополь, Луганской и Донецкой областей) внедряется раздельный сбор бытовых отходов.

В 15 населенных пунктах работают 20 мусоросортировочных линий. Утилизация бытовых отходов осуществляется на мусоросжигательном заводе в г. Киеве, а также эксплуатируюется мусоросжигательная установка в г. Люботин Харьковской области и две передвижные мусоросжигательные установки в г. Харьков.

Кроме этого, в 22 населенных пунктах строятся мусоросортировочные комплексы. «С целью предоставления качественных услуг по вывозу бытовых отходов и охват всего населения этой услугой в 2015 году предусмотрено приобретение на сумму свыше 38 млн грн больше 14 тыс. контейнеров для сбора бытовых отходов, из них около 3 тыс. контейнеров для раздельного сбора бытовых отходов, и 129 специально оборудованных транспортных средств на сумму почти 83 млн грн.» - говорится в сообщении Министерства.

При этом подчеркивается, что закупку контейнеров и мусоровозов запланировано за счет средств местных бюджетов, фондов охраны окружающей природной среды, и за счет средств частных предприятий.

На 48 полигонах существующая система сбора фильтрата: на 28 из них - система обеззараживания фильтрата, на других – устроено или резервуары накопители, или фильтрат накапливается в выгребах, лотках, откуда периодически транспортируется на городские очистные сооружения.

Наряду с этим, в Минрегионе отмечают, что в Украине увеличилось количество полигонов, на которых устроено систему удаления биогаза и установлены когенерационные установки для выработки тепловой или электрической энергии. В частности, систему удаления биогаза устроено на 12 полигонах. Из них на 7 полигонах биогаз факельно сжигается, на остальных – эксплуатируются когенерационные установки.

В общем это почти весь позитив в сфере обращения с бытовыми отходами, ведь экологическая ситуация в стране от этого улучшилась мало и в сравнении с другими странами выглядит крайне печально. К примеру, в течение 2014 года в Украине образовалось 343,5 млн тонн отходов, из них было переработано и утилизировано около 4,2% бытовых отходов: 1,7% - сожжено, 2,5% - попало на заготовительные пункты вторичного сырья и мусороперерабатывающие заводы. По информации Минрегиона, в ведущих европейских странах (Дания, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Германия, Австрия) захоронению подвергается менее 5% твердых бытовых отходов, 35% - перерабатывается; 15% идет на компостирование и получение биогаза, а остатки твердых бытовых отходов в объеме 50% в большинстве ведущих стран попадает на сжигание.

Поэтому, вопрос развития сферы обращения с отходами, создания действенного организационно-экономического механизма вовлечения отходов в хозяйственный оборот, внедрение новейших технологий утилизации отходов, стимулирования экологических инвестиций остаются по-прежнему актуальными. Некоторые из них народные избранники отчасти берутся решать на законодательном уровне. Так, недавно под куполом Верховной Рады было зарегистрировано несколько законопроектов, которые направлены на предотвращение негативного воздействия отходов конечного потребления продукции на окружающую природную среду - №№3198, 3199 и 3200.

Согласно пояснительной записке первого из них, достижение указанной цели предполагает определение и внедрение правовых, организационных, экономических основ и урегулирования правоотношений в сфере обращения с отходами для создания в Украине эффективной системы раздельного сбора, комплексной переработки и утилизации отходов, увеличения объемов их использования, внедрение европейского опыта функционирования такой системы.

Читайте также: Энергонезависимость: депутаты взялись за мусор

Таким образом, проектом Закона №3198 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами по предотвращению негативного воздействия отходов конечного потребления продукции на окружающую природную среду» парламентариям предлагается: внести изменения в Закон Украины «Об отходах», в частности, определить понятие отходов конечного потребления продукции (материалов), что охватывает отходы упаковки, отработанные масла (масла), изношенные шины, отходы электрического и электронного оборудования, а также создать саморегулируемые организации для каждого вида указанных отходов конечного потребления продукции, которые будут неприбыльными объединениями и гарантированными поставщиками услуг по сбору, переработке и утилизации отходов конечного потребления продукции.

Кроме этого документом предусматривается закрепление на законодательном уровне принципа «расширенной ответственности производителя/импортера продукции». Согласно им, импортеры/производители указанной продукции должны нести ответственность за обращение с отходами, которые образуются от использования произведенной/импортированной ими продукции на всех ее этапах жизненного цикла (пункт «б» статьи 17 Закона Украины «Об отходах»).

Наряду с этим, законопроектом №3198 предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, повысив размеры штрафных санкций для должностных лиц, и дополнить Закон Украины «Об отходах» новой статьей 42-1 относительно введения штрафных санкций, которые применяются к субъектам хозяйствования за правонарушения в сфере обращения с отходами.

Так, за нарушение требований по обеспечению сбора, обработки (переработки) и утилизации отходов конечного потребления продукции вводится штраф от 500 до 1 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан. За нарушение сроков и порядка предоставления информации об объемах производства и импорта отдельных видов продукции, использование которых приводит к образованию отходов конечного потребления продукции, сбор, обработка (переработка) и утилизации отходов конечного потребления продукции, а также их сокрытие, искажение или отказ от предоставления информации об объемах производства и импорта - от 100-200 необлагаемых минимумов доходов граждан. За невыполнение обязательств производителями и импортерами продукции в Украину по обеспечению сбора, переработки и утилизации отходов конечного потребления продукции - в размере суммы налога, который взимается по утилизации отходов конечного потребления продукции в текущем году, и тому подобное.

Также проектом №3198 определена компетенция органов исполнительной власти и местного самоуправления, устанавливаются четкие обязанности субъектов хозяйствования в сфере обращения с отдельными видами отходов по обеспечению сбора, переработки и утилизации этих отходов, предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения Украины; вводится прозрачная системы учета и отчетности, информирование заинтересованных субъектов и населения о состоянии дел в этой сфере, система постоянного мониторинга в сфере обращения с отходами, как вторичным сырьем; устанавливаются и добавляются целевые показатели по обеспечению утилизации отходов.

Проектами Законов №3199 и №3200 предусматриваются изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы относительно предотвращения негативного воздействия отходов конечного потребления продукции на окружающую природную среду.

В частности, законопроектом №3199, согласно пояснительной записке, предлагается расширить базу экологического налога, предусмотрев взимания этого налога за утилизацию отходов конечного потребления продукции, плательщиками которого являются импортеры и производители продукции в упаковке, шин пневматических резиновых, минеральных или синтетических масел (масел), электрического и электронного оборудования.

Читайте также: Утилизация ТБО: столице обещают улучшения

При этом отмечается, что ставки налога за утилизацию отходов конечного потребления продукции устанавливаются в зависимости от объемов импорта или производства отдельных видов продукции, использование (эксплуатация) которого приводит к образованию отходов конечного потребления продукции. Освобождаются от уплаты экологического налога, который управятся за утилизацию отходов конечного потребления продукции, плательщики, которые осуществляют импорт или производство продукции в упаковке, шин пневматических резиновых, минеральных или синтетических масел (масел), электрического и электронного оборудования, которые: самостоятельно осуществляют комплекс мероприятий, согласно утвержденных норм утилизации отходов конечного потребления продукции, в местах образования таких отходов, обеспечивая их приемки, сбора, вывоза, обработки (переработки) на собственных мощностях и передачу или поставки другим субъектам хозяйствования для утилизации; или являющиеся членами Саморегулируемой организации в сфере обращения с отходами конечного потребления продукции и оплатили целевые взносы в соответствии с требованиями Закона Украины «Об отходах».

Законопроектом №3200 в соответствии с целью целевого и эффективного использования средств, поступивших от уплаты экологического налога за утилизацию отходов конечного потребления продукции, Верховной Раде предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс для зачисления средств от его уплаты в специальный фонд Государственного бюджета Украины и взимания на обеспечение сбора, переработки и утилизации отходов конечного потребления продукции в виде ежеквартальных субсидий Саморегулирующимся организациям в сфере обращения с соответствующими видами отходов конечного потребления продукции.

По мнению разработчиков указанных инициатив – группы депутатов от «Блока Петра Порошенко» - их принятие создаст организационно-экономический механизм обращения с отходами, простимулирует приток инвестиций, развитие и использование новых технологий в этой сфере обращения с отходами, создаст условия для максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов, а также будет способствовать улучшению экологической ситуации в стране.

Остается лишь заметить, что до этого момента с начала года в Верховной Раде было зарегистрировано более десятка подобных, касательных и альтернативных инициатив. Однако наиболее близок к статусу Закона законопроект №1742 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с бытовыми отходами». Как отмечалось ранее, предусматривается передать полномочия по вопросам переработки и захоронения бытовых отходов, а также установления тарифов в целом на обращение с бытовыми отходами органам местного самоуправления, что приведет к демонополизации рынка услуг по переработке и захоронению бытовых отходов и стремительного развития новейших технологий в сфере обращения с бытовыми отходами.

Анастасия Люк

 
Комментарии (0)