Рус Укр
ГлавнаяПубликацииУтилизация ТБОНардепы определили правила игры для отходов упаковки
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Нардепы определили правила игры для отходов упаковки

Проблемы в сфере обращения с отходами намерены решить с помощью принятия Закона «Об упаковке и отходах упаковки». Этим документом предлагаются новые принципы госполитики в сфере и предусматривается финансовая ответственность за нарушение.

В Украине сложилась крайне неудовлетворительная ситуация в сфере обращения с отходами, в частности по обеспечению их сбора, переработки и утилизации, вовлечения в хозяйственный оборот. По данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в 2014 году было переработано и утилизировано всего около 4,2% бытовых отходов, из них: 1,7% сожжено и лишь 2,5% передано на перерабатывающие предприятия в качестве вторичного сырья, остальная часть - попала на свалки, которые и без того переполнены. 

Заметим, речь идет о 45 млн куб. м (10 млн тонн) бытовых отходов, которые образовались в течение 2014 года.
 
Такая ситуация отнюдь не способствует ни экологии страны, ни развитию перерабатывающей промышленности, ни выполнению положений Соглашения об ассоциации с ЕС, коалиционного соглашения Верховного Совета VIII созыва, и тому подобное.
 
Примечательно, чтобы исправить ситуацию в течение 2015 года в Верховной Раде было зарегистрировано около восьми законопроектов, которые касаются сферы обращения с отходами, но ни один из них так и не был принят.
 
 
Теперь нардепы делают ставки на проект Закона «Про упаковку и отходы упаковки». Соответствующий документ (за регистрационным номером 4028) был недавно подан в парламент группой депутатов.
 
Согласно пояснительной записке, его целью является гармонизация законодательства Украины в сфере обращения с упаковкой и ее отходами с законодательством Европейского Союза и установление правовых основ для создания в стране системы раздельного сбора, комплексной переработки и утилизации отходов упаковки, увеличение объемов их использования в качестве вторичного сырья, внедрение европейского опыта функционирования таких систем.
 
Народные избранники посчитали, что отсутствие эффективной системы сбора отходов упаковки в Украине приводит к ежегодной потере весомого ресурсного потенциала для перерабатывающей промышленности в виде отходов бумаги и картона от 1,5 до 1,6 млн тонн, стекла — 1,0 млн тонн, полимеров — 0,6 млн тонн и др.
 
Так, законопроектом №4028 предлагается определить понятие упаковки и ее отходов, производитель упаковки, системы обращения с отходами упаковки, других, которые охватывают деятельность, связаную с проектированием, производством, конечным использованием упаковки и предотвращением образования и накопления отходов. 
 
Наряду с этим определяются принципы государственной политики в сфере обращения с отходами упаковки, правовые основы для создания организаций расширенной ответственности производителей упаковки, которые имеют статус неприбыльных организаций. В частности, согласно статье 8 Директивы ЕС №2008/98/ЕС об отходах, закрепляется на законодательном уровне принцип «расширенной ответственности производителя». Этот принцип предполагает принятие возвращенных продуктов и отходов, оставшихся после использования таких продуктов, так же как и дальнейшее управление отходами и финансовую ответственность за такую деятельность.
 
Для выполнения этих требований документом вводится обязанность производителей упаковки выполнять установленные законопроектом нормы по переработке и утилизации отходов упаковки, а также предлагается дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях новой статьей 82-8 относительно нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами упаковки.
 
В новой статье 82-8 говорится, что:
 
- нарушение требований к упаковке в соответствии с Законом Украины «О расширенной ответственности производителей упаковки» влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 250 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан; 
 
- нарушение требований по учету и отчетности о выполнении норм переработки и утилизации отходов упаковки влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 400 до 450 необлагаемых минимумов доходов граждан;
 
- представления недостоверных данных о выполнении норм переработки и утилизации отходов упаковки влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 400 до 450 необлагаемых минимумов доходов граждан;
 
- невыполнение норм переработки и утилизации отходов упаковки влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 450 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан.
 
 
Кроме этого, указанным документом:
 
- Определяются требования к упаковке, в том числе маркировка и декларирование. В частности, на ней должен указываться материал (вещество), из которого (которой) оно изготовлено, такая маркировка должна быть четко видимой, понятной, устойчивой и прочной, даже после открытия упаковки. По требованию производитель обязательно должен предоставлять декларацию, в которой содержится название и адрес производителя товара в упаковке; наименование упаковочного материала и иная информация, необходимая для идентификации; соответствие требований, определенных в статьях 5 и 6 настоящего Закона; дата выдачи, фамилия, подпись и должность лица, выдавшего декларацию.
 
- Утверждаются нормы утилизации и переработки отходов упаковки на первые 5 лет действия Закона; 
- Определяется порядок самостоятельного или через организацию расширенной ответственности выполнения норм переработки и утилизации отходов упаковки; 
- Устанавливается регистрация производителей упаковки и организаций расширенной ответственности;
- Определяются полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами упаковки.
 
Подробнее с текстом проекта Закона №4028 можно ознакомиться здесь.
 
Нардепы убеждены, что принятие этого документа приведет к увеличению объемов использования отходов упаковки в качестве вторичного сырья для перерабатывающей промышленности Украины; уменьшению влияния отходов упаковки на окружающую среду; минимизации затрат общества на осуществление природоохранных мероприятий обращения с отходами упаковки; постепенного привлечения населения к решению проблемы минимизации влияния отходов упаковки на окружающую среду.
 
Вадим Менаев
 
Комментарии (0)