Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетика «Мертвую хватку» теплосетей усилят штрафами
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

«Мертвую хватку» теплосетей усилят штрафами

Минрегион планирует перекрыть украинцам «пути отступления» от высоких тарифов на отопление и горячую воду. За самовольное отключение от теплосетей и за нарушение правил пользования жильем, ведомство предложило взимать штрафы намного выше, чем сейчас.

Уже восемь лет жители многоэтажек намертво привязаны к теплосетям. С 2007 года, когда правительство и Минжилкоммунхоз объявили смертельный бой индивидуальным и автономным системам отопления, отключиться от систем централизованного отопления (ЦО) можно в основном в мечтах или в теории. На практике и с соблюдением действующих нормативов — это задача из категории «один случай на миллион». Отдельную квартиру или даже подъезд отключить от ЦО вообще невозможно — это прямо запрещено Порядком отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления (Приказ Минстроя №4 от 22 ноября 2005 года). Отключить можно только весь дом — но лишь при условии, что на это согласны все собственники жилья, и соблюден целый ряд дополнительных условий: отключение предусмотрено местной схемой теплоснабжения; проведено общее собрание совладельцев дома; специальная комиссия горсовета дала «добро» и т. п. Таковы требования вышеупомянутого Порядка и Правил предоставления услуг по централизованному отоплению (Постановление Кабмина №630 от 21 июля 2005 года). 

«Фантомные» тарифы — быль

Однако обычно процесс легального отключения заканчивается не начавшись, ведь в большинстве случаев даже получение согласия всех собственников жилья — невыполнимая задача. Почти в каждом доме есть отсутствующие владельцы, пенсионеры, малообеспеченные семьи или просто нежелающие ничего менять.
 
Как следствие, жители многоэтажек уже восемь лет пребывают в заложниках у местных чиновников, сочинителей жилищно-коммунальных нормативов и в финансовой кабале у теплосетей. По сути, освободиться от платы за централизованное отопление и поставку горячей воды даже после самовольного отключения зачастую можно лишь со скандалом или через суд. Как правило, теплосети начисляют плату и после самовольной обрезки батарей в квартире. Поэтому долги за теплоснабжение могут образоваться и прирастать новыми тысячами гривен даже при голых стояках и полном отсутствии теплоснабжения. Причем Минрегион такой подход к взаимоотношениям теплосетей и потребителей поддерживает. Официальное разъяснение ведомства гласит, что любое отступление от действующих нормативов отключения следует расценивать как самоуправство, а в этом случае «начисление платы за централизованное отопление является правомерным». И это при том, что Закон «О теплоснабжении» предписывает взимать плату лишь за фактически предоставленные услуги!
 
Понятно, что в масштабе многомиллионного населения действует закон больших чисел. Отдельным счастливчикам удается и от сетей отключиться, и от платы за отсутствующее тепло откреститься. Нюансов много. Однако, в целом, ситуация малорадостная. Услуга, от которой нельзя отказаться, — удовольствие сомнительное.

Нотации в законе

Правда, есть в действующем законодательстве один пробел, приятный для квартировладельцев, которым услуги централизованного теплоснабжения не по душе или не по карману. Самовольно отключаться от теплосетей законодательство запрещает, однако никаких серьезных санкций за это нет. В Кодексе Украины об административных правонарушениях есть лишь общая статья 150, которой установлена ответственность за нарушение правил пользования жилыми домами и жилыми помещениями. Непосредственно теплоснабжения эта статья не касается, но даже если применять ее к «самовольщикам», наказание все равно остается символическим — штраф до 51 грн или вовсе предупреждение. Вот этот пробел Минрегион и решил устранить. 

От слов — к штрафам

Несколько недель назад ведомство разместило на своем сайте проект закона, который вносит поправки «относительно усовершенствования отношений в сфере теплоснабжения, предоставления услуг по централизованному отоплению и централизованной поставке горячей воды». Проект корректирует несколько законов, но ключевое изменение — радикальное ужесточение ответственности, установленной статьей 150 КУоАП. Минрегион предложил изъять из статьи 150 наказание в виде предупреждения и применять ко всем нарушителям только одну меру воздействия — штрафы от 20 до 80 необлагаемых минимумов, то есть от 340 до 1360 грн (для сравнения: сейчас действуют штрафы от 1 до 3 необлагаемых минимумов). Еще большие штрафы проект устанавливает для юридических лиц — до 1700 грн. 
 
 
Но главное — статья 150 КУоАП дополняется оговоркой о том, что действие ее распространяется на нарушение «требований относительно отключения потребителей от внутридомовых систем централизованного отопления и централизованной поставки горячей воды». 
 
Необходимость внесения «штрафной» поправки Минрегион обосновал тем, что «сегодня отсутствует четкая ответственность потребителей за самовольное отсоединение/отключение от тепловых сетей/внутридомовых систем централизованного отопления» и существуют другие недостатки, «требующие безотлагательного устранения».
 
Рациональное зерно в этих доводах есть. Более того, самовольные отключения от теплосетей — действительно, серьезная проблема, так как они нарушают тепловой баланс многоквартирных домов, подключенных к системам ЦО. Почему Минрегион настаивает на безотлагательном введении серьезных штрафов, тоже понятно. Резкое повышение тарифов многих потребителей заставит задуматься о целесообразности централизованного отопления. Как следствие, увеличится количество «самовольщиков».
 
По большому счету, даже с высокими штрафами, предложенными Минрегионом, можно смириться. Избавление от сезонных четырехзначных счетов на тепло или постоянно холодных батарей дорогого стоит. Так что потребителей, решивших «развестись» с теплосетями, штрафы вряд ли остановят. 
 
Главная проблема проекта, разработанного Минрегионом, вовсе не в штрафах, а в том, что ведомство сыграло «в одни ворота» — против потребителей. Фактически проект отстаивает интересы монополистов и лишь усиливает диспаритет в отношениях между теплосетями и владельцами квартир. 

В память о Нацкомуслуг

Вообще, введение штрафов за самовольное отключение от централизованного отопления — не новая мысль в законотворчестве. Эта идея воплощалась в конкретных законопроектах уже трижды. «Первооткрывателем» была Нацкомуслуг. В конце 2012 года она презентовала проект, который предусматривал целых три вида «тепловых» штрафов: за самовольное использование тепловой энергии, за самовольное отключение от теплосетей и за недопуск работников теплосети в квартиры. Причем в установлении санкций Нацкомиссия не мелочилась. За самовольное отключение она предложила наказывать штрафами до 2550 грн (для предприятий — до 3400 грн), за недопуск работников теплосетей — до 850 грн. В 2013 году правительство Азарова подало в парламент доработанный проект, — №3142. Размеры штрафов для «самовольщиков» в нем были уменьшены до 1360 грн, но проект все равно вызвал общественный резонанс. Эксперты выявили в нем массу недостатков, и, в конечном итоге, в феврале 2014 года он был отозван. Однако идея не умерла. В марте 2014 года Нацкомуслуг запустила процесс по новой: обнародовала проект мало чем отличающийся от «азаровского» для публичного обсуждения.
 
 
Теперешний проект Минрегиона — слегка модифицированный и сокращенный вариант проекта Кабмина Азарова/Нацкомуслуг. В нем остался только один вид штрафов. Изъяты также поправки в Закон «О жилищно-коммунальных услугах» (ранее разработчики предлагали дополнить закон новой статьей, регламентирующей отключение от теплосетей). Но суть проекта не изменилась. Помимо введения штрафов проект расширяет полномочия местных властей по утверждению схем теплоснабжения, вводит понятие регламентированной территории теплоснабжения, в пределах которой может действовать только одна система теплоснабжения (централизованная или автономная/индивидуальная), дает определение схеме теплоснабжения и системе индивидуального теплоснабжения. Как следствие, все недостатки «азаровского» проекта «по наследству» перешли в проект Минрегиона. 

«Крепостничество» forever?

Еще во время рассмотрения в Верховной Раде проекта №3142 эксперты отметили, что регламентация теплоснабжения отдельных территорий по принципу «или-или» лишает владельцев квартир свободы выбора¸ делая их фактически подневольными на территориях централизованного теплоснабжения. И что самое печальное — ставит крест на внедрении перспективных моделей теплоснабжения. По мнению экспертов, реорганизация ныне действующей системы взаимоотношений с теплосетями должна быть направлена на обеспечение свободного выбора потребителями источников теплоснабжения без причинения вреда системам централизованного обеспечения. Проще говоря, акценты в регулировании должны быть смещены не на запрещение отключения от теплосетей, а на модернизацию систем централизованного теплоснабжения, чтобы от них можно было легко и просто отключиться, а потребитель мог отказаться от услуг — по собственному желанию и в любой момент.
 
Только таким образом можно уйти от «крепостничества», которое сегодня существует во взаимоотношениях теплосетей и потребителей. Ведь владельцы квартир часто становятся неплательщиками за тепло поневоле: вследствии потери работы, смены места проживания, малообеспеченности. В этой ситуации невозможность отключения от теплосетей приводит к тому, что потребитель по своим обязательствам может расплатиться лишь личным имуществом. Что это, если не дискриминация?
 
Второй ключевой недостаток проекта Минрегиона — усиление диспаритета во взаимоотношениях потребителей и теплосетей. Паритет в отношениях поставщиков и потребителей тепла и сегодня, как известно, соблюдается преимущественно на словах, хотя прямо декларируется законодательством. Владельцы квартир даже свои законные права на получение теплоснабжения надлежащего качества отстоять могут не всегда, не говоря уже о привлечении к ответственности недобросовестных поставщиков.
 
По мнению экспертов, для соблюдения принципа взаимной ответственности, если уж устанавливать штрафы для «самовольщиков», нужно усилить и ответственность теплосетей. Однако в проекте Минрегиона об этом ни слова. Вот и получается, что годы идут, власти меняются, а тренд остается прежним: во всем виноват и за все платит потребитель.
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Для того, чтобы построить баню, не потребуется много средств. При желании можно все сделать самим. Но конечно потребуется приобрести хорошую печь каменку. Ее можно выбрать на сайте http://kamin-ignis.com.ua/. огромный выбор, никого не оставить без покупки.

 
Комментарии (0)