Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХРеализацию жилья за коммунальные долги могут отсрочить
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Реализацию жилья за коммунальные долги могут отсрочить

В Верховной Раде появился законопроект, который предусматривает введение моратория на выселение, взыскание жилья, начисление и взыскание пени и других штрафных санкций за долги по ЖКУ. Однако перспективы стать Законом у этого документа пока туманны.

Начиная с августа прошлого года в Украине ухудшается уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги среди населения. Согласно последним данным Государственной службы статистики, в январе текущего года украинцы уплатили за ЖКУ 4,8 млрд грн, что составляет 88,3% начисленных за этот период сумм. Недоимка перешла в задолженность, которая на конец указанного периода составила более 13 млрд грн. При этом средний срок приумножения населением долгов за все предоставленные услуги фиксировался на уровне 2,4 месяца. Если брать во внимание, еще и расчеты за электроэнергию (считается отдельно), общая задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг населением приблизилась к 15 млрд грн.

Главным образом, объяснением такого ухудшения платежной дисциплины является стремительное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, начиная с мая прошлого года, и обострение экономического кризиса в стране: «замораживание» прожиточного минимума и минимальной заработной платы, 25% уровень инфляции, девальвация национальной валюты, задержки выплаты зарплат, рост безработицы, и т.д.
 
И что самое печальное, уже сегодня можно констатировать, что в дальнейшем ситуация с расчетами за жилищно-коммунальные услуги не изменится к лучшему - задолженность населения будет продолжать тянуться вверх. Способствовать этому будет очередное повышение тарифов на электроэнергию, газ и отопление, которое вступит в действие менее чем за неделю.
 
Напомним, с 1 апреля текущего года стоимость света возрастет в 3,5 раза, достигнув средневзвешенного уровня 122,83 коп. за кВ-ч., минимальный тариф на газ для населения повысится в 3,3 раза - до 3,6 тыс. грн за тыс. куб. м топлива, а стоимость тепла увеличится на 71,8%, то есть до 537,2 грн за Гкал. 
 
Как следствие, люди, которые не будут иметь возможности оплатить жилищно-коммунальные услуги по новым тарифам, рискуют оказаться в ситуации, когда за долги не только будут отключать соответствующие коммунальные услуги, но и забирать жилье.
 
 
Кстати, о такой вероятности в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства уже говорят. На прошлой неделе на брифинге «Все о повышении тарифов» начальник Управления экономики систем жизнеобеспечения Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Наталья Хоцяновская, отвечая на вопрос журналистов относительно возможных санкций против «коммунальных» должников, вспомнила о Законе «Об исполнительном производстве», одной из норм которого предполагается выселение и реализация недвижимого имущества неплательщика.
 
«Мне не хотелось бы, чтобы мои слова были восприняты таким образом, что завтра начнется отъем имущества у должников. Но хочу сказать, что действительно с этой позорной практикой, которая разрушает всю систему предоставления и получения жилищно-коммунальных услуг, нужно, наверное, перейти к более жестким мерам для того, чтобы эту ситуацию изменить и все же заставить неплательщиков проводить расчеты», - отметила она.
 
Кроме того, по словам госпожи Хоцяновской, для борьбы с неплательщиками Минрегион также инициировал внесение изменений в Закон «О жилищно-коммунальных услугах», которые предусматривают введение пени за несвоевременную оплату ЖКУ в размере 0,1% от суммы неплатежа. 
 
Откуда люди, уровень жизни которых постоянно снижается и не по собственной прихоти задолжали за коммунальные услуги, возьмут деньги на уплату пени или спасения своего имущества, к сожалению, не сказал никто. 
 
Одновременно под куполом Верховной Рады недавно было зарегистрировано несколько законодательных инициатив, которые бы могли спасти от роста задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предотвратить такое вероятное печальное последствие как прощание неплательщиков с жильем. Это проекты Законов №2342 «Об установлении моратория на повышение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги» и №2460 «Об установлении моратория на выселение, взыскание жилья, начисления и взыскания пени и других штрафных санкций за жилищно-коммунальные услуги и прекращения их предоставления (отключения)». Обе инициативы от группы депутатов «Оппозиционного блока». Если первый направлен на отсрочку уже запущенного механизма и, скорее всего, не дойдет и до первого чтения, поскольку противоречит договоренностям Украины с Международным валютным фондом, то у второго, хотя и незначительные, но перспективы есть.
 
Заметим, законопроектом №2460 предлагается принятие только временных мер для защиты жилищных и имущественных прав граждан, недопущение принудительной реализации жилья и выселение граждан из жилых помещений до стабилизации экономической ситуации в стране. 
 
В частности, согласно пояснительной записке, этим документом предусматривается введение моратория на принудительное взыскание жилья, которое принадлежит гражданам Украины, во время принудительного исполнения решений судов по взысканию задолженности за ЖКУ, а также на начисление и взыскание пени и других штрафных санкций, отключения жилищно-коммунальных услуг гражданам Украины в случае несвоевременного осуществления ими платежей за соответствующие услуги.
 
Наряду с этим подчеркивается, что мораторий на принудительное взыскание жилья, начисление и взыскание пени и других штрафных санкций, отключение жилищно-коммунальных услуг не распространяется на должников, среднемесячный совокупный доход семьи которых за предыдущий год составляет не менее пятикратного размера прожиточного минимума для семьи.
 
Кроме того, законопроектом №2460 предлагается временно, до 31 декабря 2016 года, установить мораторий на выселение граждан за несвоевременную оплату ЖКУ из жилых помещений в домах государственного, общественного жилищного фонда и жилищного фонда социального назначения. 
 
Разработчики отмечают, что в случае вступления документа в силу, его действие может быть приостановлено при условии, если прожиточный минимум будет утвержден в размере не меньшем фактического его размер, рассчитываемого в соответствии с Законом Украины «О прожиточном минимуме», а задолженность по заработной плате на экономически активных предприятиях не будет превышать 100 млн грн на всей территории Украины, но в любом случае не ранее 31 декабря 2016 года. 
 
Таким образом, население, которое осталось с дыркой в кармане из-за экономического кризиса в государстве, могло бы на некоторое время забыть о возможности потери крыши над головой из-за отсутствия возможности оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Вопрос лишь в том, не будет ли это расценено украинцами так то, что за жилищно-коммунальные услуги можно вообще не платить, и как в таком случае будут компенсироваться затраты предприятий?!
 
 Екатерина Ляшевская
 
Комментарии (4)
Коля Пухов
26 марта 2015 г. 18:44
Прогрес у тому, що сім"ї з працездатними непрацюючими будуть мати право претендувати на субсидію. Але проблема в тому , що зараз усім без винятку працездатним непрацюючим штучно приписується дохід на рівні прожиткового мінімуму, тобто 1218 грн на місяць. Тому пропоную виділити декілька типів працездатних непрацюючих. Наприклад, одна справа, якщо людина звільнилась із попереднього місця роботи за власним бажанням без поважних причин, то може й виправдано їй штучно приписувати якийсь дохід, бо ця людина якось планувала заробляти собі на життя, коли звільнялась з роботи. Але у 2011-2013 роках багато звільняли працівників у зв"язку з так званими "ліквідаціями" державних підприємств, часто навіть без попередження про звільнення , то таким непрацюючим штучно приписувати якийсь дохід, м"яко кажучи, некоректно. Тим більше, якщо такий звільнений працівник рік перебував на обліку у центрі зайнятості, і йому не була запропонована підходяща робота. Тому сім"ям з такими вимушеними непрацюючими треба нараховувати субсидію, виходячи з їх реального доходу; тобто не приписувати вимушеному непрацюючому доходу, якого він насправді не отримував.
Коля Пухов1
26 марта 2015 г. 23:13
Думаю, що за роки незалежності, а особливо під час президенства Януковича, позбавленням жител, тобто виселенням з квартир, було знищено більше українців, ніж під час сталінського голодомору. Але державі, як адміністративній структурі, таке знищення вигідне, адже звільнені від боржників квартири можна продати або здати в оренду.
Гудвин Бугров
27 марта 2015 г. 17:23

Правительство уже "позаботилось" о своих, нынешних и будущих гражданах, попавших под выселение/взыскание жилья – их поставят их на квартирный учет. 

Коля Пухов
28 марта 2015 г. 22:23
Більшість виселених вже давно померла від холоду, голоду, хвороб і травм.