Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХНКРЭКУ «приписывают» антиконституционные полномочия
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

НКРЭКУ «приписывают» антиконституционные полномочия

Позавчера парламентарии приняли законопроект, который уточняет полномочия регулятора, в части установления цен и тарифов на электроэнергию и газ для коммунально-бытовых нужд населения. Однако, этот документ идет в разнобой с Конституцией.

Начало новой недели пленарных заседаний Верховной Рады, кажется, поставило точку в двухлетней борьбе нардепов за порядок установления цен и тарифов на электроэнергию и природный газ для населения. 10 февраля парламентарии приняли во втором чтении и в целом проект Закона №0919 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления цен (тарифов)», который был инициирован депутатом VII созыва от «Партии Регионов» Павлом Коржом еще в начале 2013 года. За соответствующее решение со второй попытки проголосовали 284 народных избранников. Таким образом, в очередной раз сработала «магия двойки», которая сопровождает этот документ на всех этапах прохождения.

Предыстория

Отметим, поводом для «внесения изменений в некоторые законы Украины относительно установления цен (тарифов)», согласно пояснительной записке, послужил правовой пробел относительно полномочий органов государственной власти в части порядка установления цен и тарифов на электроэнергию и природный газ для населения, которая возникла в результате вступления в силу Закона №5007-VI «О ценах и ценообразовании» от 21 июня 2012 года.
 
Дело в том, что этим документом было отменено действие предыдущего Закона «О ценах и ценообразовании» №507-XII от 3 декабря 1990 года, а, соответственно, и его норму, которая определяла порядок установления цен и тарифов на электроэнергию и природный газ для коммунально-бытовых нужд населения. По новому Закону государственная ценовая политика в сфере деятельности субъектов естественных монополий реализуется в соответствии с законодательством о естественных монополиях (статья 8 Закона), однако поставки энергоресурсов не относится к деятельности в сфере естественных монополий, а касается смежных рынков. 
 
 
Таким образом, законопроект №0919 был разработан с целью устранения такого правового недосмотра. В частности, документом предусматривается внесение изменений в четыри нормативно-правовых акта: Законов Украины «Об электроэнергетике», «Об основах функционирования рынка природного газа», «О ценах и ценообразовании», «О естественных монополиях». Все коррективы касаются определения органа, который устанавливает цены и тарифы на электроэнергию и природный газ для коммунально-бытовых нужд населения и определяет порядок установления государственных регулируемых цен в размере ниже экономически обоснованного размера. Согласно документу, таким органом является Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики.

Основные нововведения

Так, в статье 12 Закона «Об электроэнергетике» предлагается расширить полномочия НКРЭ и добавить к перечисленным функциям установления цены (тарифы) на электрическую энергию, отпускаемую населению для бытовых нужд, в том числе и дифференцированные по количеству потребленной электрической энергии и/или по группам потребителей.
 
В части третьей статьи 4 Закона «О принципах функционирования рынка природного газа» прописывается, что к полномочиям НКРЭ также относится установление:
 
- цен на товарный природный газ собственной добычи для субъектов хозяйствования, определенных статьей 10 настоящего Закона;
 
- розничных цен на природный газ, используемый для потребностей населения, в том числе дифференцированных по объемам потребленного природного газа и/или по группам потребителей;
 
- предельных цен продажи природного газа для учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местных бюджетов, промышленных потребителей и других субъектов хозяйствования по предварительному согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику экономического и социального развития;
 
- предельной цены продажи природного газа, используемого субъектами хозяйствования на объектах в сфере теплоснабжения, в том числе блочными (модульными) котельными, установленными на крышах и пристроенными, для обеспечения населения отоплением и горячим водоснабжением (при условии ведения такими субъектами отдельного приборного и бухгалтерского учета тепла и горячей воды).
 
Часть первая статьи 3 Закона «О естественных монополиях» дополняется словами, что в состав законодательства Украины о естественных монополиях входят также Законы «Об основах функционирования рынка природного газа», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О теплоснабжении».
 
В Законе «О ценах и ценообразовании» предлагается внесение изменений в статьи 1, 2, 5, 8, 12, 13, 15. В частности, определить государственные коллегиальные органы субъектом осуществления государственного регулирования цен и их соответствующие полномочия.

История прохождения

Примечательно, к принятию нардепами законопроект №0919 шел долго. И даже не из-за того, что требовал значительных доработок - его принятие значительно отсрочила смена власти.
 
Как упоминалось, в Верховной Раде документ был зарегистрирован в конце января 2013 года. В середине мая нардепы решили принять его за основу в первом чтении и пытались вернуться к рассмотрению уже в начале 2014 года, однако не случилось. Фактически, на это время пришлась кульминация революции Достоинства, за которой впоследствии последовало досрочное завершение работы Верховной Рады седьмого созыва. Поскольку парламентарии не успели принять окончательного решения относительно проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно установления цен (тарифов)» был повторно представлен на рассмотрение уже нового состава Верховной Рады в конце ноября 2014 года.
 
Стоит заметить, на пленарном заседании 10 февраля текущего года народные избранники также не спешили с принятием соответствующего решения. С первой попытки за него проголосовали лишь 206 депутатов, не голосовало 149, хотя и докладчик, нардеп от «Народного фронта» Андрей Иванчук подчеркнул, что комитетом не была учтена одна поправка. К рассмотрению законопроекта пришлось возвращаться под упрашивания нардепа от «Батькивщины» Сергея Соболева.
 
«Уважаемые коллеги, это очень важный законопроект. Это законопроект, который регулирует вопросы установления цен и тарифов не только НКРЭ, а утверждения экономического обоснования Минэкономики. Просьба все-таки вернуться еще раз к голосованию. Все поправки учтены. Это дает возможность двойного контроля за тем, чтобы монополисты не злоупотребляли своими монопольными правами», - подчеркнул он.
 
 
Поддержала господина Соболева и коллега по партии Александра Кужель. «Очень прошу вас поддержать этот законопроект, потому что 2 года, 2 года мы с комитетом предпринимательства старались раскрыть тариф для населения. И, понимая сегодня квалификационный состав комиссии НКРЭ, у нее нет возможности работать обособленно от правительства, понимая политическую ответственность и нашу с вами как коалиции», - обратилась она к народным избранникам.
 
Просьбы подействовали. Со второй попытки законопроект добрал необходимые голоса. Количество нардепов, которые не принимали участия в голосовании, уменьшилась до 76.

Загвоздки

В итоге осталось лишь сказать, что, по мнению разработчика законопроекта №0919 Павла Коржа, принятие этого документа усовершенствует правовое регулирование полномочий органов государственной власти по установлению цен и тарифов на электроэнергию и природный газ для населения и установление государственных регулируемых цен в размере ниже экономически обоснованного размера. Такого же мнения, как видно, и сторонники законопроекта. Однако, остается одно «но». По выводам Главного юридического управления, приложенным к документу, особенности правового статуса Национальной комиссии, ее полномочий и определение способа их реализации не согласуются с частью первой статьи 6 Конституции Украины. Напомним, в соответствии с ней государственная власть в Украине осуществляется на началах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Управлением подчеркивается, что исчерпывающий перечень государственных органов, которые формально не принадлежат ни к одной из «ветвей» власти, прямо устанавливается Конституцией Украины (ЦИК, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, органы прокуратуры и т.д.) и не содержит национальных комиссий регулирования природных монополий. 
 
К тому же, говорится, что в соответствии с частью первой статьи 11 Закона Украины «О естественных монополиях» национальные комиссии регулирования природных монополий являются государственными коллегиальными органами, которые создаются и ликвидируются Президентом Украины. Однако, Основной Закон не устанавливает полномочий Президента Украины относительно создания других, кроме предусмотренных в Конституции Украины, государственных органов.
 
Екатерина Ляшевская
 
Комментарии (1)
Коля Пухов
13 февраля 2015 г. 23:27
Підвищення цін -- це знецінення грошей. А знецінення грошей -- це наглий грабунок громадян державою, оскільки вона друкує гроші. Під словом "держава" тут мається на увазі її керманичі. Сьогодні ви за певну суму національних грошей можете купити певну кількість товару або послуг, завтра за ту саму суму грошей -- купити можете вже менше, післязавтра за цю ж суму -- ще менше і т.д. Хто кожен раз вам зменшує кількість купованого за одну й ту саму суму грошей? Знецінення грошей певної країни автоматично підвищує ціну грошей тих країн, де не було знецінення--це одна з головних причин вимог Єврокомісії щодо підвищення цін на енергоносії. Важко обманути одну окремо взяту адекватну людину, але обманути майже усіх зразу, виявляється, дуже легко. Наприклад, тією ж інфляцією.