Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетика«Нафтогаз» против теплоэнерго: битва продолжается
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

«Нафтогаз» против теплоэнерго: битва продолжается

Вчера нардепы перенесли рассмотрение доработанного законопроекта о стабилизации финансового состояния НАК «Нафтогаза». Вероятно его будут рассматривать сегодня. Между тем, новая редакция документа не сулит ослабление давления на теплокоммунэнерго.

За последние месяцы правительство приняло ряд мер для устранения ценовых диспропорций на внутреннем рынке газа. В частности, Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, повысила тариф для населения на газ, используемый для отопления, в 3,3 раза (на 2511 грн за 1 тыс. куб. м) - до 3600 грн за 1 тыс. куб. м на объем до 200 куб. м в месяц и только в отопительный сезон (с 1 октября по 30 апреля). Объем свыше 200 куб. м в месяц, а также не потребленный в отопительный сезон газ будет оплачиваться украинцами по цене 7188 грн за 1 тыс. куб. м.

Несмотря на такие радикальные и непопулярные шаги, которые вызвали волну социального недовольства среди населения, убытки НАК «Нафтогаз Украины», если верить официальным заявлениям нафтогазовского топ-менеджмента, продолжают расти. Так, по словам заместителя председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Сергея Коновца, из-за стремительной девальвации гривны убытки «Нафтогаза» от продажи газа тепловикам, которые вырабатывают тепло для населения, в 2015 году прогнозируются в размере 20,6 млрд грн. И это не смотря на поднятие тарифов на газ для населения и выпуск в феврале Министерством финансов облигаций внутреннего госзайма для докапитализации «Нафтогаза» на 17,2 млрд грн.
 
Стабилизировать финансовое состояние НАК «Нафтогаз Украины» по замыслу Кабинета Министров призван также проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стабилизации финансового состояния Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» (реестр. №2214), о котором уже говорилось на страницах «Украины Коммунальной». 

 
Напомним, что законопроект №2214, принятый народными депутатами в первом чтении 2 марта, направлен на предоставление НАК «Нафтогаз Украины» исключительных инструментов взыскания задолженности с потребителей за природный газ и эффективных механизмов воздействия на предприятия-должников, прежде всего на Теплокоммунэнерго. 
 
При подготовке текста законопроекта №2214 ко второму чтению профильным комитетом Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности было обработано более 90 поправок, поступивших от народных депутатов. Большинство из них касаются именно защиты предприятий Теплокоммунэнерго от финансового давления НАК «Нафтогаз Украины». 
 
В частности, окончательная редакция законопроекта №2214 содержит нормы, которые ставят в прямую зависимость от установления теплогенерирующим и теплоснабжающим предприятиям экономически обоснованного тарифа, возможность НАК «Нафтогаза Украины» применять к таким предприятиям меры принудительного характера по взысканию задолженности, заключения договора, отключение и прекращение поставки природного газа.
 
Следовательно, текстом законопроекта №2214, подготовленном ко второму чтению, предлагается:
 
- дополнить ст. 19 Закона Украины «О теплоснабжении» нормой, которая исключает распространение в обязанности ежемесячно осуществлять оплату природного газа гарантированному поставщику в соответствии с заключенными договорами на теплогенерирующие и теплоснабжающие организации, в отношении которых не установлен экономически обоснованный тариф,
 
- дополнить ст. 19 Закона Украины «О теплоснабжении» нормой о том, что прекращение газоснабжения объектов в сфере теплоснабжения прекращается в случае нарушения теплогенерирующими, теплоснабжающими организациями срока расчетов за потребленный природный газ и/или в случае отбора природного газа при отсутствии у таких организаций планового объема поставки природного газа на текущий месяц, осуществляется с учетом требований статьи 20 этого Закона относительно установления Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, и органами местного самоуправления тарифов на тепловую энергию на уровне, который обеспечивает возмещение всех экономически обоснованных расходов на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии,
 
- изложить в ст. 19-1 Закона Украины «О теплоснабжении», согласно которой требования относительно открытия счетов с специальным режимом использования не распространяются на теплогенерирующие и теплоснабжающие организации, в отношении которых не установлен экономически обоснованный тариф.
 
Кроме этого, законопроектом №2214 предлагается продлить действие процедуры погашения задолженности предприятиями топливно-энергетического комплекса, определенную в соответствии с Законом Украины «О мерах, направленых для обеспечения устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» (Закон №2711) действует до 1 января 2016, но только для предприятий топливно-энергетического комплекса, имеющих стратегическое значение для энергетической безопасности государства, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров. Учитывая то, что текст законопроекта №2214, который был принят 2 марта за основу, определял срок прекращения процедуры погашения по Закону №2711 твердой датой 1 июля этого года без каких-либо исключений, то продолжение процедуры погашения для стратегических предприятий до 1 января 2016 года является существенным смягчением этой нормы.
 
Норму ст. 18 Закона Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» относительно продажи дебиторской задолженности НАК «Нафтогаз Украины» третьим лицам на аукционе, которая стала едва ли не самой противоречивой нормой этого законопроекта, ко второму чтению упорядочили следующим образом. Профильный комитет Верховной Рады решил, что право требования по задолженности потребителей природного газа перед НАК «Нафтогаз Украины» и/или перед ее дочерним предприятием, осуществляло поставку природного газа на основании лицензии, может быть продано (отчуждено) в пользу третьих лиц путем проведения аукциона по методу снижения цены лота по цене, которая может отличаться от балансовой стоимости, при условии наличия заключения независимого аудитора о дебиторской задолженности Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом, Порядок продажи (отчуждения) прав требования по задолженности потребителей природного газа должен быть установлен Кабинетом Министров.
 
 
Норма об обязательности заключения независимого аудитора о дебиторской задолженности НАК «Нафтогаз Украины» прежде чем объявлять аукцион по ее продаже третьим лицам, а фактически коллекторам, имеет определенное основание. Очевидно, она появилась в законопроекте №2214 после того, как стало известно о том, что независимая аудиторская компания ЗАО «Делойт энд Туш ЮСК» не смогла подтвердить результаты хозяйственной деятельности и финансовую отчетность НАК «Нафтогаз Украины» за 2012-2013 годы. Именно об этом говорится в отчете независимого аудитора о аудите консолидированного отчета о финансовом состоянии компании за 2012-2013 годы, обнародованном 27 марта самой НАК «Нафтогаз Украины». 
 
Определенной гарантией для теплогенерирующих и теплоснабжающих предприятий, которые являются должниками НАК «Нафтогаз Украины» является норма законопроекта №2214, которая вносит изменения в ст. 52 Закона Украины «Об исполнительном производстве» и запрещает обращение взыскания и наложение ареста на денежные средства, находящиеся на одном из банковских счетов должника, в сумме, равной сумме расходов на оплату труда должника в течение последних трех месяцев, и текущие счета со специальным режимом использования. 
 
Конечно, перечисленные новации текста законопроекта №2214, подготовленного ко второму чтению профильным комитетом Верховной Рады, обусловят лишь некоторое облегчение последствий его принятия и вступления в силу как Закона для теплогенерирующих и теплоснабжающих организаций, ведь в нем сохранены такие опасные нормы, как отмена принципа запрета ограничения энергоснабжения объектов в сфере теплоснабжения в отопительный период ниже технологического минимума потребления природного газа и ограничения в случае неуплаты или внесения не в полном объеме платы за использованный природный газ, введения дополнительных гарантий (поручительства, залога имущества) при заключении договора на поставку природного газа, возможность бесспорного взыскания на заложенное имущество в случае нарушения сроков оплаты потребленного природного газа, возможность наложения ареста на иное имущество должника государственным исполнителем и его описание уже на десятый день после открытия исполнительного производства и тому подобное.
 
Между тем, правительством так и не разработано концепцию плана реструктуризации НАК «Нафтогаза» и не подано законопроект о реформировании энергетического сектора в соответствии с условиями Третьего энергетического пакета ЕС, которые введут условия для деятельности нескольких поставщиков газа, которые наконец образуют эффективный рынок природного газа в Украине.
 
Андрей Осадчий
 
Комментарии (0)