Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЖильеЖилье под фискальным прицелом
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Жилье под фискальным прицелом

Депутаты вошли во вкус налогообложения недвижимости. Среди перспектив: введение всеобщего взимания «квартирного налога» без участия местных советов и отмена льготной ставки 2015 года.

Так сложилось, что многие владельцы жилья «квартирный налог» до сих пор не платят. Правда, заслуга в этом не столько нардепов и разработчиков правил налогообложения недвижимости, сколько местных советов, которым Налоговый кодекс делегировал права на установление ставок налога.

Парламент как раз действует по привычной для украинского законотворчества схеме — в сегменте жилой недвижимости базу налогообложения расширяет в основном за счет простых владельцев квартир и домов, а собственников шикарных апартаментов и особняков, напротив, освобождает от «излишнего» фискального давления.
 
Корректировки, внесенные Верховной Радой в правила налогообложения жилья за 2 последних года, вряд ли можно интерпретировать иначе. Предельные ставки обложения недвижимости дворцовых габаритов снижены с 2,7% до 2%, в то время как условия налогообложения обычного жилья ужесточены: порог необложения фактически уменьшен вдвое. Взимание налога с жилой площади квартир/домов депутаты заменили спорной нормой о налогообложении «общей квадратуры» помещения. Введена совсем уж кривая норма о налогообложении хозяйственных построек — погребов/сараев. Причем Минфин на достигнутом не останавливается и всерьез подумывает о повышении предельной ставки налога до 3%.
 
Тем не менее, многие владельцы квартир и домов сегодня живут по старинке: не ощущая ужесточения правил налогообложения и каких-либо последствий для кошельков и семейных бюджетов. И дело тут вовсе не в государственной опеке о неимущих налогоплательщиках. Просто налог на недвижимость имеет свою специфику. Это местный налог, причем — с рождения. По сути, он взимается лишь после принятия соответствующего решения местным органом власти — горсоветом или сельсоветом. При этом далеко не во всех населенных пунктах такие решения приняты, особенно в сельской местности. Кроме того, в отличие от предприятий (которые за недвижимость платят авансом), с граждан налог взимается за прошедший год, поэтому фискальные нововведения проявляются не сразу — например, в этом году владельцы жилья уплатили налог за 2014 год — по более демократичным правилам прошлого года.
 
Одним словом, несмотря на то, что налог на недвижимость законотворцами позиционируется как один из «спасителей» местных бюджетов, многих потенциальных плательщиков он пока обходит стороной и до статуса повсеместного платежа явно «не дорос».

Минимум, которого нет

Правда, в Переходных положениях Налогового кодекса есть две «веселые» нормы. Одна их них предписывает местным властям в месячный срок с момента вступления кодекса в силу принять решения об уплате всех действующих налогов. А вторая — определяет, что в случае непринятия таких решений, местные налоги все равно взимаются — по минимальным ставкам.
 
Однако применительно к налогу на недвижимость обе нормы дали осечку. В действие «квартирный налог» введен лишь в 2013 году. К этому времени месячный срок, установленный кодексом, давно истек.
 
 
С уплатой налога по минимальным ставкам все еще сложней. Дело в том, что таких ставок не существует. Более того, законодательство не требует их установления. В Налоговом кодексе прописана только одна ставка — предельная. От местных властей требуется лишь не заходить за черту. Поэтому в населенных пунктах, как правило, сильно не мудрствуют.
 
Например, в Киеве решением №58/923 от 28 января 2015 года ставка «квартирного» налога установлена в размере 1%. Под ее действие подпадают все объекты жилой недвижимости. Во Львове определением горсовета №4269 от 29 января 2015 года ставка налога для квартир установлена в размере 0,5%, для домов — 1%, а дифференцированные платежи установлены лишь для нежилой недвижимости. Такая же ситуация и в других городах.
 
Владельцам же жилья в населенных пунктах, где местные власти налог не ввели, пока беспокоиться не о чем. С них взыскать налог нельзя.

Платить всегда, платить везде!

В обозримой перспективе все может измениться. В начале октября в Верховную Раду был подан проект №3269. Он призван устранить недостатки, привнесенные последней большой «перекройкой» налога на недвижимость — Законом №71-VIII, который презентовался как реформаторский, но принимался в авральном режиме, перед Новым годом, и в результате преподнес налогоплательщикам множество «сюрпризов».
 
Проект №3269 направлен в основном на облегчение существования предприятий и предпринимателей-юрлиц, которые с подачи Закона №71-VIII также превратились в плательщиков налога на недвижимость. Однако не забыты в проекте и простые владельцы жилья.
 
При этом ключевое нововведение проекта — дополнение переходных положений Налогового кодекса нормой, «овеществляющей» налог даже в тех населенных пунктах, где местные власти от налогообложения жилья воздержались.
 
«Рецепт» предложен простой. В городах и селах, где решений об уплате «квартирного» налога нет, и он в состав местных платежей не включен — взимать его по фиксированной ставке 0,5% от размера минимальной зарплаты за каждый «лишний» квадратный метр жилья.
 
Таким образом, если проект будет принят, потенциальными плательщиками «квартирного налога» станут все владельцы недвижимости, за исключением нескольких категорий льготников.

Не так страшна норма…

Впрочем, это вовсе не значит, что всем обладателям крыши над головой придется потуже затянуть пояса. Несмотря на существенное уменьшение порога налогообложения, большая часть владельцев компактного жилья по-прежнему освобождена от уплаты налога.
 
Во многом, это заслуга местных властей, так как не во всех городах торопятся снизить необлагаемый метраж до минимума: 60 м — для квартир, 120 – для домов, и 180 — для смешанных «комплектов».
 
В том же Львове, для квартир установлена норма в 80 кв. м, для домов — в 160 кв. м. В Запорожье, Черновцах, Одессе и в четырех других областных центрах вообще устояли ранее действовавшие нормы — 120 и 250 м. В Харькове снижена лишь норма для домов — 250 м «округлены» до 240.
 
Но даже в населенных пунктах, где нормы введены на уровне минимума Налогового кодекса, — в Киеве, Виннице, Луцке, — многих горожан в следующем году налоговики не потревожат, поскольку 60-кубовый порог хоть и скромный, но охватывает большую часть однокомнатных и двухкомнатных квартир советской постройки. С домами ситуация еще проще.
 
В случае введения в Налоговый кодекс поправки об уплате налога во всех населенных пунктах действующий порог все равно будет учитываться. К тому же, 0,5% — вполне демократичная ставка. Сейчас это примерно 300 грн в год за 50 «лишних» метров, то есть за квартиру общей площадью 110 м или 170-метровый дом.
 
Слабое место предложенного нововведения — налогообложение хозяйственных построек. Эта норма и сегодня не дружит со здравым смыслом, так как никаких скидок и льгот для этого платежа законодательство не предусматривает. Точнее, у местных властей необходимые полномочия есть, но вот желание что-то менять — обычно отсутствует.
 
Получается абсурдная ситуация: от платы за жилье Налоговый кодекс владельцев домов освобождает хотя бы частично, а за сараи, погреба требует платить «до последнего метра». Как следствие, размер этого вспомогательного платежа может превысить и сумму налога на жилье, и сумму земельного налога с приусадебного участка.
 
 
Больше всего от фискального перекоса могут пострадать жители сел, где хозяйственные постройки — не роскошь или источник дохода, а необходимость. Проект №3269 проблему усугубляет, так как «сарайный» налог наряду с «квартирным» превращает в повсеместный платеж.
 
Спасает положение пока лишь то, что платить за «удобства во дворе» владельцы жилья начнут со следующего года, и у Верховной Рады еще есть возможность для внесения необходимых поправок.

«Противоядие» от новых идей

Примечательно, что проект-компенсатор в парламенте уже зарегистрирован. Это проект №3346. Как и «собрат по цеху», он направлен в основном на решение другой проблемы — налогообложения земельных участков, на которых расположены объекты жилого фонда. В частности, проект снижает в 10 раз предельной размер земельного налога для ОСМД, жилищных кооперативов и потребительских обществ— с 3% от нормативной денежной оценки до 0,3%. Обосновывается это тем, что в результате принятия все того же «предновогоднего» Закона №71-VIII размер земельных платежей ОСМД и кооперативов повысился до неподъемных значений — в 30 и более раз.
 
Кроме этого, проект ликвидирует противоречия Налогового кодекса в части налогообложения владельцев нежилых помещений в многоэтажках, сроков уплаты земельного налога, занижения платежей по договорам аренды земель коммунальной собственности и т. п.
 
Однако параллельно проект решает и проблему налогообложения вспомогательных построек: по аналогии с жильем предлагает установить порог необложения для приусадебных строений, расположенных на придомовой территории — в размере 150 кв. м. Введение этой нормы, действительно, кардинально решило бы парадокс налогообложения погребов и сараев.

Свободу МАФам!

Вообще же, практически синхронная подача в Верховную Раду двух проектов, корректирующих уплату налога на недвижимость, лишний раз подтверждает, что с государственным регулированием в этой сфере дела обстоят не лучшим образом.
 
И то, что проект №3269 акцентирован на корректировке налогообложения юридических лиц тоже не случайно. «Белых пятен» здесь еще больше, чем в налогообложении граждан.
 
Поэтому дополнение Налогового кодекса определением «временного сооружения для проведения предпринимательской деятельности», — по сути, определением киоска, МАФа, — с одновременным освобождением от уплаты налога на недвижимость, можно только приветствовать. Как и конкретизацию объектов промышленности и сельского хозяйства, не подпадающих под налогообложение.
 
Правда, один неприятный сюрприз для владельцев нежилой недвижимости проект №3269 также содержит. Он предлагает изъять из Налогового кодекса норму, которая в 2015 году размер ставки для нежилых объектов ограничивает 1%. Это значит, что в следующем году гражданам, владеющим такими объектами, возможно, придется платить «за метры» без поблажек.
 
Но по большому счету, даже двух поданных проектов для кардинального изменения ситуации мало. Ведь по европейским меркам взимание налога «на метры» — нонсенс. В большинстве стран Европы размер налога зависит от стоимости жилья. Остается уповать на то, что здравый смысл в конечном итоге победит и в Украине.
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (0)