Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоОтпустить нельзя блокировать
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Отпустить нельзя блокировать

Правительство поставило жирную точку в «автопарковочной» эпопее, которая в Украине тянулась более четырех лет. Наконец изъят из Правил парковки транспортных средств самый спорный пункт о разрешении блокирования автомобилей на парковках.

Правила парковки транспортных средств, утверждены Постановлением КМУ от 03.12.2009 № 1342, за время существования тянут за собой историю судебных разбирательств. На неоднозначность целого ряда норм Правил эксперты обращали внимание сразу после их принятия. Статус самого скандального и спорного в Правилах изначально обрел пункт 31, первый абзац которого наделил операторов автопарковок правом блокировать автомобили граждан, не оплативших парковку. Суды неоднократно констатировали, что это прямое нарушение статьи 41 Конституции и статьи 319 Гражданского кодекса Украины, которые гарантируют собственникам право совершать со своим имуществом любые действия, не противоречащие закону.

Проще говоря, прописав в Правилах норму о блокировке автомобилей, Кабмин превысил свои полномочия, так как данное ограничение может установить только Верховная Рада Украины путем принятия закона. Не удивительно, что на первом же году действия Правил в Окружной административный суд города Киева были поданы несколько исков о признании незаконными и отмене отдельных положений Правил. В итоге, в постановлении от 22.04.2010 № 2а-17176/09/2670 суд признал первый абзац пункта 31 Правил незаконным и недействующим (тем самым, фактически было заблокировано действие всего пункта 31 и 32 Правил, так как норма о блокировании автомобилей для них является ключевой).

После того, как судебный вердикт по делу об автопарковках подтвердили обе вышестоящие инстанции (Киевский апелляционный административный суд и Высший административный суд Украины) — Окружной административный суд города Киева принял еще одно постановление от 14.09.2011 № 2а-6785/10/2670 о признании спорного абзаца противозаконным и о его отмене. Дело также прошло все три инстанции. Высший административный суд Украины вынес определение по нему лишь в марте 2014 года (определение от 26.03.2014 № К/9991/13928/12). Кабмин до конца пытался отстоять право операторов автопарковок на блокировку транспорта, подавал апелляционные и кассационные жалобы, но безуспешно.

 Вместо блокировки — штраф

В июле 2014 года правительство нашло в себе силы поставить точку в многолетней истории. Вступило в силу Постановление от 25.06.2014 № 207 в котором пункты 31 и 32 Правил переписаны под чистую. Теперь в них не говорится ни слова о блокировании автомобилей на парковках. Обновленным пунктом 31 Правил предусмотрено, что в случае неуплаты гражданами парковочных услуг должностные лица исполнительного органа сельского, поселкового или городского совета составляют протокол о нарушении и удостоверяют фотосъемкой отсутствие платежного документа на лобовом стекле автомобиля. Или, как вариант, отсутствия факта оплаты парковки в базе данных компьютерной системы. Проще говоря, компьютерной базы данных об оплате парковки по мобильному телефону: эта форма оплаты, так называемая «Мобильная парковка» — одно из самых значимых нововведений Постановления № 207. 
 
 
Правда, пока неясно, как операторы с чиновниками будут взаимодействовать на практике. Чтобы составить протокол, чиновник местного органа власти должен, как минимум, прибыть на автопарковку. Сможет ли при этом оператор удержать на месте нарушителя «силой слова» до прибытия чиновника?! Вопрос риторический, но это уже технические проблемы и их разрешение дело времени.
 
Куда важнее то, что Постановлением № 207 кардинально изменен пункт 32 Правил. Теперь он состоит всего из одного предложения и предусматривает, что нарушение Правил влечет за собой ответственность согласно закону.
 
С июня это не просто отсылочная норма, а предупреждение о возможном применении штрафов к нарушителям. Ведь как раз тогда вступил в силу Закон Украины от 29.05.2014 № 1283-VII, которым внесены изменения в некоторые законодательные акты относительно парковки транспортных средств, а Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей 1521 «Нарушение правил парковки транспортных средств». Правда, и эта статья не безгрешна, так как в действие она введена до внесения последних поправок в Правила и не учитывает возможности организации оператором мобильной парковки.
 
Сейчас оштрафован может быть лишь неплательщик, разместивший свой автомобиль на площадке, оборудованной паркоматами, автоматическими терминалами или иными средствами контроля. Штраф составит от 8 до 12 нмдг (136 - 204 грн). Можно не сомневаться, что со временем парковочные штрафы в Украине будут «обкатаны» и откорректированы. Как говорится, была бы статья в законе, а точка ее приложения найдется.

 У городов своя правда

Несмотря на то, что действие нормы о блокировке автомобилей на парковках в Украине было «заморожено» еще в апреле 2010 года, обновление пункта 31 Правил - принципиальное нововведение. Во многих городах Украины до сих пор действуют давно устаревшие местные автопарковочные правила.
 
Так, в Правилах благоустройства города Киева, 17-м разделом которых регламентированы правила парковки транспортных средств, и сегодня содержится норма о том, что при нарушении порядка оплаты услуг по парковке оператор применяет технические средства для ограничения движения транспортных средств. Объясняется это просто: правила благоустройства Киева были приняты в конце 2008 года, еще до утверждения Правил и до начала судебных разбирательств о правомерности блокировки автомобилей. С тех пор прошло больше пяти лет, а 17-й раздел столичных правил продолжает действовать в первозданном виде без единой корректировки. Понятно, что с действующими законодательством он, мягко говоря, не дружит.
 
Но киевские Правила парковки не догма. Похожая ситуация наблюдается и в других городах. Так, во Львове Положение о парковке транспортных средств принято в конце 2011 года. И хотя на тот момент действие первого абзаца пункта 31 Правил уже было приостановлено, во львовском положении нашлось место для пункта 9.1, который разрешает оператору препятствовать выезду автомобиля с площадки для парковки в целом ряде случаев.
 
 
«Восток и Запад вместе», поэтому аналогичный пункт содержится и в Правилах парковки транспортных средств в г. Донецке. Не отстает и Харьков: о препятствиях для выезда транспортных средств с автопарковки упоминается и в Правилах парковки транспортных средств первой столицы Украины.
 
Лишь с пятой попытки нам удалось найти город, в котором «блокирующая» норма не прижилась. В Положении об организации и порядке парковки транспортных средств города Одесса нет ни строчки о блокировании выезда автомобилей с парковок.
 
Одним словом, в большинстве городов правила автопарковки нуждаются в серьезной корректировке. Особенно, если учесть, что помимо «блокирующих» норм они зачастую содержат множество других нормативных анахронизмов.
 
Например, теми же Правилами благоустройства Киева предусмотрено, что плата за услуги по парковке включают в себя ставку сбора за парковку. И это при том, что уже 3,5 года плата за парковку в Украине никак не связана со сбором за места для парковки транспортных средств. Согласно ст. 266 Налогового кодекса Украины сбор взимается исключительно с операторов автопарковок. В правилах парковки Львова, Киева и Одессы это четко прописано.
 
Резюмируя, отметим, что с июля 2014 года нормы о блокировании автомобилей на парковках, содержащиеся в местных правилах, в буквальном смысле «взяты с потолка». Они прямо противоречат измененным Правилам. Бесконечно долго такая ситуация продолжаться не может. А это значит, что уже в ближайшее время волна автопарковочных нововведений, установленных Постановлением № 207, дойдет и в регионы.

Где можно приобрести автомобиль? Какие необходимы документы для оформления купли-продажи? Все ответы Вы можете получить на mister-auto.ru договор купли продажи авто. Заходите и узнавайте много полезного для себя.

 
Комментарии (0)