Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХПлата за коммуналку: с поставщиками «один на один»
Новости ЖКХ
25 ноября 2021 г.
22 ноября 2021 г.
19 ноября 2021 г.
11 ноября 2021 г.
10 ноября 2021 г.
08 ноября 2021 г.
04 ноября 2021 г.
29 октября 2021 г.
26 октября 2021 г.

Плата за коммуналку: с поставщиками «один на один»

Депутаты так вошли во вкус избавления от бюджетного «балласта» в виде субвенций коммунальщикам, что напрочь забыли о действующих принципах регулирования цен на ЖКУ и о концепции реформирования отрасли. За их амнезию придется заплатить гражданам.

Уже в ближайшее время у потребителей коммунальных услуг появится новая «уникальная» возможность, — платить за жилищно-коммунальные услуги по полной, без оглядки на субвенции из госбюджета, то есть без надежды, что часть затрат на коммуналку возьмет на себя государство. 

Проект закона №2029а «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг» вышел на финишную прямую. Он разработан Минрегионом, подан Кабмином и полностью вычеркивает из законодательства такое понятие как субвенции на компенсацию несоответствия платы за теплоснабжение, отопление, поставку холодной и горячей воды их фактической стоимости. 
 
На прошлой неделе Верховная Рада проект приняла. Теперь дело лишь за подписью Президента, но можно не сомневаться — она появится, поскольку с самого начала проект активно продавливался «сверху». Так, во время рассмотрения в первом чтении он первоначально набрал лишь 224 голоса. После чего спикер Верховной Рады Владимир Гройсман четыре раза попросил депутатов изменить свое мнение о предложенных поправках и нажать зеленую кнопку: дважды — за повторное голосование и одобрение в первом чтении, и дважды — за подготовку ко второму чтению по сокращенной процедуре. При этом, в увещевании законотворцев обошлось разве что без пляски с бубном и гипноза. Впрочем, это не удивительно. По словам Министра финансов Наталии Яресько, принятие проекта №2029а необходимо для получения финансовой поддержки от Всемирного банка в сумме 1,3 млрд долл. 
 
К тому же, у проекта есть «брат-близнец» — сошедший с дистанции кабминовский проект №2670. Верховная Рада в апреле его отклонила, после чего Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что «неголосование за этот проект — это минус 800 млн дол. для украинской экономики» и призвал депутатов «вернуться и результативно проголосовать». 
 
По сути, проект №2029 — реинкарнация отклоненного законопроекта и воплощение призыва Арсения Яценюка на практике. Судя по настойчивости, с которой законопроект продвигается в парламенте, ждать «разгосударствления» коммунальных платежей осталось недолго. 

Субвенциям на коммуналку — бой 

В процессе прохождения в парламенте, проект №2029 существенно отредактирован, но основные его положения не изменились. Ключевых нововведений два. Во-первых, из Закона «О жилищно-коммунальных услугах» изымается два пункта, согласно которым затраты на возмещение коммунальщикам потерь от заниженных тарифов возмещаются за счет средств соответствующего местного бюджета. Во-вторых, в законодательстве более четко прописывается норма¸ запрещающая устанавливать цены на коммунальные услуги «ниже экономически обоснованных затрат на их производство». 
 
 
Сейчас средства для компенсации разницы между тарифами и себестоимостью коммуналки перечисляются «на места» из госбюджета в виде соответствующих субвенций. В случае принятия проекта местные бюджеты освободятся от обязанности финансирования коммунальщиков, соответственно, отпадет потребность в выстраивании сложных схем взаимозачета и в госбюджетных субвенциях. Проще говоря, возмещение затрат на производство/предоставление коммунальных услуг проект полностью перекладывает на население. 
 
Правда, есть нюансы. В настоящее время местные власти наделены двойной обязанностью компенсации убытков коммунальщикам за счет местных бюджетов — в том числе, за заниженные тарифы, установленные самим органом местного самоуправления. Эта норма прописана в пункте 4 статьи 31 Закона «О ЖКХ». В процессе подготовки проекта №2029 ко второму чтению, поступило предложение этот пункт также изъять из закона, однако профильный комитет инициативу не поддержал. 
 
Поэтому, по оценке главного научно-экспертного управления парламента, принятие проекта №2029 не обеспечит «единого подхода в сфере государственного регулирования вопросов формирования и установления тарифов», как это обещают Минрегион с Кабмином. К тому же, есть еще пункт 8 статьи 31 Закона «О ЖКХ», согласно которому центральные органы власти обязаны возмещать производителям/исполнителям коммунальных услуг убытки, вызванные непредвиденными затратами в случае изменения тарифов на коммуналку. Эта норма тоже не вписывается в «единый подход». Но если не принимать ее в расчет, задачу освобождения госбюджета от субсидирования коммунальщиков проект №2029 решил успешно. 
 
Для местных властей запрет действует и сегодня. Закон «О ЖКХ» прямо запрещает им устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги ниже экономически обоснованных затрат. А общую «бюджетную» норму закона, согласно которой заниженные тарифы могут быть установлены при условии соответствующего возмещения, проект отменяет. Вместо нее проект устанавливает прямой запрет на занижение тарифов для центральных органов власти и Нацкомиссий. Крайним в этой ситуации оказывается население.

Счет идет на миллиарды

Цена вопроса — несколько миллиардов гривен. В лучшие для получателей «коммунальных» компенсаций времена, размер выплат превышал 14 млрд грн. Так, в 2012 году законом о госбюджете были предусмотрены «тарифные» субвенции в размере 15,9 млрд грн (выделена и использована меньшая сумма — 14,4 млрд грн). В законе о госбюджете на 2014 год субвенции прописаны в размере 14 млрд грн (использовано — 12,7 млрд грн). 
 
Правда, периодически компенсация «разницы в тарифах» серьезно буксует, а средства для ее предоставления законотворцам приходится искать «по сусекам». Например, в 2013 году из задекларированных в госбюджете субвенций в размере 5,1 млрд грн, реально выделено меньше половины — 2 млрд грн, а в 2014 году коммунальщики получили сверхбалансовые выплаты (в расходах госбюджета по коду №2761520 — субвенции местным бюджетам на погашение «разницы в тарифах», — предусмотрено 2,9 млрд грн) лишь за счет того, что депутаты разрешили Кабмину выпустить гособлигации на сумму свыше 11 млрд грн и потратить их на выплату компенсаций.
 
В текущем году до реального предоставления субвенций дело еще не дошло. В законе о госбюджете на компенсацию «разницы в тарифах», как и в прошлом году, предусмотрено 2,9 млрд грн. При этом никаких сверплановых средств на выплату субвенций депутаты не изыскали, в смету бюджета-2015 эта статья расходов вписана лишь в марте, а порядок предоставления субвенций утвержден Кабмином лишь в июне — Постановлением №375. Поэтому не удивительно, что по данным Минрегиона, на 1 июля ни копейки «тарифных» субвенций местные бюджеты не получили. 
 
Ничего экстраординарного в этом нет. Субвенции часто «набирают обороты» лишь к концу года, хотя сама тенденция показательна. Но еще более примечательно то, что у проекта №2029а, по сути, отсутствует финансово-экономическое обоснование, что является нарушением Бюджетного кодекса и регламента парламента. При этом, в пояснительной записке к проекту, разработчики указали, что внедрение нововведений не требует дополнительных бюджетных затрат, что, мягко говоря, не совсем так. Ужесточение требований к экономической обоснованности коммунальных тарифов с одновременной отменой бюджетной поддержки, неизбежно приведет к повышению стоимости коммунальных услуг, причем существенному. По данным Госстата, в 2014 году коммуналка обошлась населению примерно в 50 млрд грн — столько коммунальщики начислили за предоставленные услуги. Прибавка к этой сумме 12-14 млрд грн субвенций, предоставленных из бюджета-2014, позволяет сделать вывод, что при отсутствии бюджетной поддержки коммунальные услуги могут подорожать почти на треть или, как минимум, на несколько процентов — при реализации самого оптимистического сценария. 
 
Поэтому обойтись без пересмотра показателей бюджета при реализации проекта №2029а можно лишь при одном условии — если внедрять нововведения по принципу «проблемы индейцев - шерифа не волнуют».

Игра в одни ворота 

Вообще, «отлучение» жилищно-коммунальной сферы от бюджетных вливаний можно было бы только приветствовать, если бы не одно но. Проект №2029а явно однобокий. Он усиливает давление на потребителей коммунальных услуг, ничего не предлагая взамен — ни новых компенсационных механизмов, ни удешевления коммунальных услуг хотя бы для отдельных категорий населения. Но что еще хуже — он вовсе не гарантирует повышения эффективности использования коммунальных платежей и не защищает от их нецелевого использования.
 
Между тем, никто не отменял статью 30 Закона «О ЖКХ», которой установлены два «народных» принципа госрегулирования цен на ЖКУ: услуги должны быть доступны всем потребителям, а государство должно обеспечивать опережение роста доходов населения над ростом коммунальных тарифов. «Дружит» ли проект №2029а с этими принципами?
 
При этом значительное упрощение порядка предоставления субсидий, которое после опубликования 11 июля Кабмином в «Урядовом курьере» Постановления №475 наконец-то стало реальностью, вовсе не тождественно обеспечению социальной защиты потребителей коммунальных услуг. Обращение за субсидией — дело добровольное. Даже в рекордные годы субсидию в Украине получали немногим более 5 млн семей. Для повторения «рекорда» сегодняшнее количество получателей субсидий должно увеличиться примерно в 5 раз, что в обозримом будущем маловероятно. Как и опережающий рост доходов населения. Поэтому проект №2029а — «игра в одни ворота». 
 
Нельзя не упомянуть и о том, что еще в 2007 году президентским Указом 1324/2007 утверждена концепция ценообразования в сфере ЖКУ. Помимо прочего, в документе констатируется, что нельзя считать оптимальной распространенную в Украине систему тарифного регулирования по методу «расходы плюс», позволяющую закладывать в тариф все расходы, включая неэффективные. Но за 8 лет действия указа проблема так и не решена. О прозрачности деятельности коммунальщиков и четком нормировании их затрат также приходится лишь мечтать. 
 
«Должны ли тарифы быть такими, когда человек должен отдать свою последнюю зарплату, чтобы заплатить за эти тарифы?», - задал риторический вопрос во время обсуждения проекта №2029а народный депутат Олег Ляшко. Это, безусловно, игра на публику, но суть законодательных инициатив отражает верно. 
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (0)