Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХПовышение тарифов на ЖКУ «ударит» по горбюджетах
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Повышение тарифов на ЖКУ «ударит» по горбюджетах

Новые тарифы на ЖКУ могут стать непосильными не только для населения, но и для местных бюджетов. Такую угрозу видит ряд депутатов. Поэтому, предлагают вместе с субсидиями населению предоставлять из госказны и компенсацию горбюджетам.

Как известно, в Украине почти три месяца действуют новые тарифы на электроэнергию и цены на природный газ для потребностей населения. Наряду с тем, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, также пересмотрела тарифы на тепловую энергию, горячее и холодное водоснабжение. Это послужило причиной для общественного недовольства, так как общий уровень доходов населения остался без изменений, и инициации проверки обоснованности повышения цен на энергоносители и коммунальные услуги как на государственном, так и межгосударственном уровне. Вывод соответствующей парламентской Рабочей группы по этому поводу был обнародован еще в конце мая, в нем говорится о необоснованности установления новых цен и тарифов, а вот отчет международных аудиторов Премьер-министр Арсений Яценюк надеялся получить на прошлой неделе. 

«Мы завершим аудиторскую проверку, образование, ценообразование по тарифам, правильные они или неправильные – четырьмя крупнейшими мировыми компаниями на конец следующей недели. Я предлагаю и прошу многоуважаемого Председателя Верховной Рады Украины, после того, когда у нас будет готов отчет мировых аудиторов по этому поводу. Отдельно пригласить сюда в парламент: правительство, Национальную комиссию по регулированию энергетики, НАК «Нафтогаз Украины», если согласятся аудиторы, давайте пригласим сюда аудиторов, раздадим отчет каждому народному депутату Украины и снимем, любые политические вопросы экономическими ответами на то, как создавались тарифы» - в частности отметил он во время часа вопросов к правительству на пленарном заседании Верховной Рады 5 июня.
 
Международные аудиторы свои наработки в прогнозируемый Премьером срок не подали, но на днях в интервью одному из телеканалов он уже успел сделать заявление, что цены и тарифы на энергоносители и коммунальные услуги занижены. «Будет признано, что эти тарифы занижены. Эти тарифы не соответствуют сегодняшнему реальному уровню», - подчеркнул Арсений Яценюк, тем самым дав повод экспертам отрасли сомневаться в прозрачности и непредвзятости работы аудиторских компаний.
 
 
Так, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук в комментарии «РБК-Украина» отмечает, что такие поступки правительства свидетельствуют о коррупционности его действий, ведь во многих действиях Кабмина прослеживается желание договориться о «правильное» решение. «Аудиторские компании осуществляют анализ и проверку работы конкретных предприятий. В лучшем случае, аудиторы смогут предоставить разъяснения и анализ ситуации в регулировании тарифов, и предложить ряд шагов для предприятий, которые либо назначают тарифы, или принимают эти тарифы к исполнению. Но аудиторы не могут оценить уровень заниженності или завышенности тарифов», - отмечает эксперт.
 
Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в свою очередь отмечает, что для того, чтобы оценить адекватность и обоснованность уровня тарифов на коммунальные услуги, международным аудиторам нужно анализировать финансовые показатели компаний, поставляющих соответствующие услуги.
 
Вчера на заседании Кабинета Министров Арсений Яценюк исправился, отметив, что будет требовать проведения аудита всех без исключения государственных энергетических компаний, поскольку политика правительства направлена на рыночные и правдивые тарифы в энергетическом секторе. «Ожидаю, что большая четверка крупнейших мировых аудиторских фирм сделает первый аудит и свое первое заключение относительно того, каким образом начислялись тарифы. И я буду требовать проведения последующего аудита всех энергетических компаний, в том числе НАК «Нафтогаз Украины», «Укргаздобыча», «Укртрансгаза» для того, чтобы мы дошли до каждой цифры, до каждой цифры амортизации, инвестиций и расходов всех государственных компаний», - сказал он, мотивируя, что люди должны знать, что правительство полностью проверило «все расходы государственных компаний, все доходы государственных компаний, цену на природный газ, цену на газ собственной добычи» и имеет этому подтверждение.
 
Отдельно Премьер добавил, что предварительный аудит крупных аудиторских компаний относительно формирования тарифов будет готов к концу текущей недели. И в очередной раз подчеркнул, что государство предоставит субсидии на оплату коммунальных услуг всем гражданам, которые в ней нуждаются.
 
Однако, новые цены на энергоносители и тарифы на коммунальные услуги страшные не только для населения. Ряд депутатов от «Оппозиционного блока» обращает внимание властей на то, что тарифы изменились и для бюджетных учреждений, а это не было предусмотрено местными бюджетами. В частности, на этом отмечается в недавно зарегистрированном ими проекте Закона №2061а «О внесении изменений в статьи 27 Бюджетного кодекса Украины относительно поддержки органов местного самоуправления и предоставления возможности учреждениям бюджетной сферы своевременно и в полном объеме осуществлять расчеты за потребленные коммунальные услуги». 
 
«Повышение с 1 марта 2015 года только цены на газ на 56% станет значительной дополнительной нагрузкой на показатели местных бюджетов. Эти решения вообще не подкреплены соответствующими финансовыми ресурсами» - отмечают разработчики документа в пояснительной записке. 
 
Как пример, по их информации, только по бюджету г. Кривого Рога до конца года дополнительная потребность на расчеты за тепло и газ, потребляемой учреждениями бюджетной сферы, составит более 57,6 млн грн.
 
Так, нардепы настаивают на необходимости компенсации местным бюджетам позапланованих дополнительных расходов, которые появились в результате решений органов государственной власти, таких как - повышение цен и тарифов на коммунальные услуги и потребленные природный газ и электроэнергию. В частности, проектом предлагается добавить к ст.27 Бюджетного кодекса пункт 3.1, согласно которому, «решения органов государственной власти, которые приводят к дополнительных расходов местных бюджетов на протяжении бюджетного года, в обязательном порядке компенсируются из государственного бюджета».
 
По мнению разработчиков, принятие соответствующих изменений парламентариями будет способствовать поддержке органов местного самоуправления и предоставит возможность учреждениям бюджетной сферы своевременно и в полном объеме осуществлять расчеты за потребленные коммунальные услуги, а также - стабильному поступлению средств до организаций, которые их предоставляют.
 
 
Заметим, на сегодня предприятия ТЭК, ТЭЦ и прямые промышленные потребители являются крупнейшими должниками НАК «Нафтогаза». Их долг за потребленное «голубое» топливо, по информации Нак, по состоянию на 16 июня составляет 22,2 млрд грн. По сравнению с прошлой неделей задолженность увеличилась на 235 млн грн (1,1%). При этом долг предприятий ТКЭ и ТЭЦ за природный газ, использованный для производства тепловой энергии, составляет около 66% от общей суммы задолженности, долг ТЭЦ за природный газ, использованный в производстве электроэнергии — около 24%, долг прямых промышленных потребителей — около 10%. Ухудшение платежной дисциплины населения и других категорий потребителей, в том числе – бюджетных учреждений, за услуги, которые предоставляют соответствующие организации, приведет к наращиванию задолженности последних перед НАК «Нафтогазом», а это в свою очередь может вылиться в отключение теплоисточников ТКЭ и ТЭЦ от газоснабжения. Как следствие, без горячей воды и отопления могут остаться как жилые дома, так и школы и садики.
 
Примечательно, такие примеры в этом году уже были. Напомним, 21 апреля ПАО «Киевэнерго» получило от ПАО «Киевгаз» письмо-предупреждение о принудительном ограничении и прекращении поставки газа на ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и котельной с 23 апреля. Основанием для этого стало поручение НАК «Нафтогаз Украины» прекратить газоснабжение из-за задолженности предприятия за потребленное «голубое» топливо. Как следствие, без горячей воды осталось более тысячи потребителей. В ПАО «Киевэнерго» возникшую задолженность мотивировали неуплатой за тепло со стороны населения и бюджетных учреждений. Интересно, что прошло почти два месяца с того дня, а в столице до сих пор более два десятка потребителей находятся без горячей воды из-за прекращения газоснабжения теплоисточников предприятия.
 
Таким образом, недофинансирование местных бюджетов, как и неплатежеспособность населения может иметь крайне неприятные последствия, особенно зимой. Но вот, найдутся ли у государства средства, наряду с 24,4 млрд грн на «жилищные» субсидии, еще и на компенсацию городских сокровищниц? Захотят ли парламентарии их найти?
 
Вадим Менаев
 
Комментарии (0)