Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТранспортНесовершенство законодательства ведет парковки к сокращению
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Несовершенство законодательства ведет парковки к сокращению

В Украине с каждым годом сокращается количество площадок для парковки транспортных средств, в то время когда численность «железных коней», напротив - растет. Одной из причин этого является несовершенство действующего законодательства в сфере парковок.

На днях Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства обнародовало анализ состояния сферы парковки транспортных средств в Украине по состоянию на 1 января 2015 года.

По информации ведомства, на начало текущего года в Украине (без учета данных АР Крым, Луганской области и г. Севастополь) насчитывается 3061 площадка для парковки. Это на 658 парковок меньше, чем было по состоянию на 1 января прошлого года. Конечно, такую динамику можно было бы списать на временно оккупированные территории. Однако, если поднимать статистику за предыдущие годы, то очевидным становится факт - в Украине с каждым годом уменьшается количество площадок для парковки транспортных средств. Так, на протяжении 2013 года парковок стало меньше на три десятка, а в течение 2012-го их количество сократилось более чем четыре сотни.

В ведомстве отмечают, что «подкос» 2012 года возник из-за того, что с 1 апреля того года Кабмином «была установлена норма Правил, согласно которой расчет за парковку разрешен только путем безналичной формы с помощью паркоматов и въездных/выездных терминалов, однако обустройство площадок паркоматами будет возможно только после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство об установлении ответственности водителей за нарушение правил парковки, в том числе, за неуплату стоимости парковки».

На рассмотрении Минрегиона находились многочисленные обращения областных государственных администраций и органов местного самоуправления относительно того, что согласно действующего законодательства Украины, оператор не имеет никакой возможности влиять на недобросовестных пользователей платных площадок для парковки, в связи с чем оборудование этих площадок паркоматами не представляет интереса для инвесторов и не является выгодным для операторов, а также может привести к банкротству предприятий, предоставляющих услуги парковки.

Наряду с этим стоит отметить, что по состоянию на начало 2015 года, в Украине насчитывается 2292 отведенных площадок для парковки и 769 - специально оборудованных. Из них 1343 парковок для платной парковки (803 - отведенных и 540 - специально оборудованных), а парковка на 1718 площадках (1489 отведенных и 229 специально оборудованных) осуществляется бесплатно.

В то же время лишь 223 отведенных площадок для платной парковки (почти 28% от их общего количества) оборудованы 251 парковочным автоматом, а 78 специально - 235 парковочными автоматами, 77 оборудованных площадок для платной парковки (14% от их общего количества) оборудовано въездными/выездными терминалами.

В Минрегионе считают, что таким образом, количество парковок, оборудованных паркоматами, увеличилось, несмотря даже на то, что отсутствует информация от АР Крым, Луганской области и города Севастополь. Следовательно, количество площадок для парковки, оборудованных автоматическими устройствами, постепенно растет.

Для сравнения, по состоянию на начало 2013 года в Украине насчитывалось 2815 - отведенных парковок и 933 - специально оборудованных. С них 1525 площадок для платной парковки (873 отведенных и 652 специально оборудованных), а парковка на 2223 площадках (1942 отведенных и 281 специально оборудованных) осуществлялась бесплатно.

При этом только 80 отведенных площадок для платной парковки (9% от их общего количества) были оборудованы 93 парковочными автоматами, а 58 специально оборудованных площадок для платной парковки (почти 9% от их общего количества) оборудовано въездными/выездными терминалами.

Дело в том, что на этом отрезке - на протяжении 2013-2014 годов в законодательство в сфере парковки транспортных средств было внесено не одно изминение, в том числе и введена ответственность за нарушение правил парковки транспортных средств. Однако, это решило лишь частично указанные проблемы: обустройство площадок паркоматами было запущено, а вот убытки держателей парковок не прекратились, ведь добросовестных водителей не прибавилось. Главным образом потому, что, в. 152-1 Коап, которая предусматривает наложение штрафа на водителей в сумме от 8 до 12 необлагаемых минимумов, что составляет сейчас 136-204 грн, за нарушение правил оплаты услуг за парковку, оказалась недостаточно сильной мотивацией.

                  Читайте также: Парковочные площадки ждут талонов

Примечательно, уже относительно долгое время законодатели хотят ужесточить ответственность за нарушение правил парковки транспортных средств. Так, как уже сообщала «Украина Коммунальная», в конце февраля в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №2228 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правил парковки транспортных средств». Подробнее об этом в публикации «К правилам парковки «грядут» перемены». Но на прошлой неделе этот документ был заменен на проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правил парковки, остановки, стоянки транспортных средств».

Обновленным законопроектом, как и ранее предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, законов Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О дорожном движении», «О милиции».

Однако на этот раз делается акцент на создании законодательного механизма неотвратимости ответственности водителей транспортных средств за нарушение правил парковки, остановки и стоянки, а именно: введение ответственности собственника автомобиля (если водитель игнорирует предупреждающие знаки, требования уполномоченного исполкомом лица, не сообщает свою фамилию, имя, отчество, оставляет место совершение административного правонарушения и тому подобное); возможность освобождения владельца от ответственности в случае предоставления им информации о личности водителя-нарушителя; фото или видео фиксацию такого вида нарушений, в т.ч. с помощью компьютеризированной системы контроля парковочного пространства; вынесения постановления о привлечении к админответственности за нарушение правил парковки без обязательного составления протокола об админправонарушении; эвакуацию ТС по решению уполномоченного исполкомом лица исключительно в случае, если ТС мешает проезду технологического, аварийного или общественного транспорта; блокирование выезда ТС исключительно в случае введения в населенном пункте компьютеризированной системы контроля парковочного пространства, что исключит влияние человеческого фактора на справедливость и неотвратимость наказания за соответствующее правонарушение.

При этом, в пояснительной записке к документу говорится, что компьютеризированная система контроля парковочного пространства, которая предлагается к внедрению, - это комплексная специальная защищенная система (база), предназначена для комфортного внесения как платы за парковки со стороны водителей (в т.ч. с помощью средств мобильной связи), так и оптимизации работы в ней парковщиков. Она будет соединятся с техническими средствами, имеющими функции фото- или видеофиксации нарушений правил парковки, остановки и стоянки, геолокации, обеспечивать сканирование (распознавание) номерных знаков и анализ информации о периодичности, продолжительности соответствующего правонарушения, исполнение ранее вынесенных постановлений по делам об аналогичных административных правонарушениях. Она будет формировать в автоматическом режиме проекты постановлений о привлечении к административной ответственности, предоставит возможность их подписания с помощью электронной цифровой подписи и ознакомления с ними заинтересованных лиц. Так, парковщики с помощью устройств фото-фиксации транспортных средств сразу будут получать информацию о том, оплачена ли парковка каждого автомобиля. Она будет анализировать всю входящую информацию и, по-сути, подсказывать как водителям, так и парковщикам необходимые дальнейшие действия.

Вместе с тем, проектом установлено наделение полномочиями рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение взыскания и временного задержания транспортного средства (путем его блокирования или эвакуации) уполномоченных исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов, должностных лиц. Эти лица также должны получить право проверять удостоверение водителя и тех. паспорт на автомобиль для оформления соответствующих админдел.

Органы внутренних дел должны обеспечить передачу соответствующим уполномоченным исполкомами местных советов должностным лицам информацию о владельцах транспортных средств, ставших объектом правонарушения, путем доступа к соответствующим базам, но с обязательной защитой персональных данных владельцев автомобилей.

Размеры штрафных санкций за нарушение правил парковки, в том числе за неоплату услуг по пользованию соответствующими площадками предлагается привязать к стоимости одного часа парковки (в 20-кратном размере).

Кроме этого, документом предлагается предоставить право уполномоченным исполкомами местных советов должностным лицам освобождать автомобильные дороги, движение по которым существенно затрудняют, оставленные машины. Фото-фиксация нарушения будет убедительным обстоятельством в пользу вынесения постановления об административном взыскании и эвакуации транспортного средства, что существенно затрудняет дорожное движение. Вместе с тем, уполномоченное исполком лицо будет выносить протокол о временном задержании транспортного средства, и направлять его вместе с материалами в ГАИ, сотрудники которого будут составлять протокол об административном правонарушении и выносить постановление и налагать взыскания за нарушения правил остановки, стоянки.

Читайте также: Половина водителей Киева способствует коррупции на парковках

Примечательно, согласно проекту, должностные лица, уполномоченные исполнительным комитетом местного совета контролировать соблюдение правил парковки, остановки и стоянки, получат право блокировать выезд и эвакуировать ТС нарушителей исключительно после внедрения системы контроля парковочного пространства.

Реализация инициативы будет осуществляться путем привлечения инвестиционных средств.

Наряду с этим, под куполом Верховной Рады находится еще один проект Закона, который призван улучшить состояние расчетов за услуги парковки - №1916 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно улучшения расчетов за предоставление услуг по пользованию площадками для платной парковки транспортных средств)». В частности, этим документом предлагается разрешить владельцам транспортных средств рассчитываться за услуги по пользованию площадками для платной парковки транспортных средств с помощью парковочных талонов, стоимость которых будет устанавливаться органами местного самоуправления.

По мнению разработчиков, внесение соответствующих изменений будет способствовать развитию системы парковки в Украине, предоставлению органам местного самоуправления действенных рычагов по разрешению транспортных проблем городов, уменьшению нагрузки на улично-дорожную сеть населенных пунктов, повышению уровня качества предоставления услуг по парковке, увеличению поступлений средств в местные бюджеты путем повышения дисциплины уплаты услуг по парковке, повышению удобства пользования услугами парковки для граждан и организаций в части уплаты и учета затрат на парковку, использованию площадок для парковки с максимальной эффективностью за счет рациональной организации и введение новых инновационных технологий оплаты услуг и контроля за осуществлением оплаты.

Однако, когда эти законопроекты будут рассматриваться Комитетами и будут вынесены на пленарные заседания - вопрос. Также вопросом остается, решит ли это в будущем проблему несоответствия количества имеющихся мест для парковки и транспортных средств, которые в них нуждаются.

Напомним, сейчас большинство украинских населенных пунктов не имеют достаточного количества парковочных мест для всего роздола имеющихся транспортных средств. К примеру, в Киеве на конец 2014 года, по словам мэра города Виталия Кличко, насчитывалось около 1 млн автомобилей, при этом парковочных мест было оборудовано лишь 6 тысяч.

Екатерина Ляшевская

 
Комментарии (0)