Рус Укр
ГлавнаяПубликацииБлагоустройствоДепутаты взялись за велосипедистов
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Депутаты взялись за велосипедистов

В Верховной раде вспомнили о велосипедистах и велосипедном транспорте. Велодорожки и велопарковки из добавочного элемента благоустройства могут превратиться в обязательный атрибут торговых центров, крупных офисов, новых дорог и генеральных планов городов.

 «Первая ласточка» перемен

Проект закона №4268а «О велосипедном транспорте», поданный в Верховную Раду народным депутатом Сергеем Кальцевым в июле, – первая попытка превращения велосипедистов в полноценных участников дорожного движения – с четкими правами и обязанностями. Еще одна цель законопроекта – сдвинуть развитие велосипедной инфраструктуры в украинских городах с «мертвой» точки. 

Сегодня в Украине насчитывается около 8,5 млн автомобилей. Сколько в стране велосипедов и велосипедистов, никто не знает. Зато известно сколько велосипедистов попали в дорожные происшествия: за последние 5 лет около 15 тыс. человек. При отсутствии велотранспортной инфраструктуры любителям езды на велосипеде приходится расплачиваться травмами и жизнями.

 Для сравнения, в Германии показатели дорожного травматизма велосипедистов почти в 10 раз меньше, чем в Украине. Это при том, что количество велосипедов, «бороздящих» украинские и германские дороги несопоставимо. За неделю среднестатистический немец проезжает около 30 км. И это не удивительно, так как на 81 млн жителей Германии приходится более 70 млн велосипедов. В Украине даже в селах, где велосипеды есть у многих, такое соотношение – за гранью самых смелых фантазий. 

В троллейбусе велосипеду – место! 

В действующее законодательство проект №4268а вносит три ключевых изменения. Во-первых, расчищает «место под солнцем» для велосипедного транспорта – устанавливает принципы государственной политики и управления, в частности, выводит велосипедный транспорт из под действия Закона «О дорожном движении». Во-вторых, существенно расширяет права велосипедистов. В-третьих, закладывает базу для развития велосипедной инфраструктуры. 

Проект содержит целый ряд нововведений, облегчающих жизнь людей с велосипедом. Велосипедисты наделяются правом двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам и переходам, а также по дорогам (линиям движения маршрутного транспорта) – если рядом нет велосипедной дорожки. А так как велосипедных дорожек в большинстве украинских городов нет вообще, законопроект легализует езду по дорогам и тротуарам. 

Читайте также: Безопасная езда на велосипеде

Кроме этого велосипедистов могут наделить правом провоза велосипедов в трамваях, троллейбусах, метро и в транспорте общего пользования – поездах, автобусах и самолетах. При этом законопроект требует, чтобы нормативы, которые поручается разработать Министерству инфраструктуры, содержали не только порядок и условия перевозки велосипедов в транспорте, но и требования по обустройству транспорта конструктивными элементами для удобного доступа пассажиров с велосипедами и крепления велосипедов. 
 
Еще одно принципиальное нововведение проекта – наделение велосипедистов правом перевозки пассажиров, в том числе в велоприцепах,  при условии, что для каждого пассажира оборудовано отдельное место, предусмотренное конструкцией велосипеда или прицепа. 

В довершение ко всему, в случае принятия Закона «О велосипедном транспорте» велосипедисты смогут парковать своих «коней» на тротуарах, пешеходных дорожках, обочинах и автостоянках. 

Прописаны в проекте и обязанности велосипедистов, но они лишь конкретизированы и немного дополнены по сравнению с действующими нормами Закона «О дорожном движении» и Правил дорожного движения, поэтому большим открытием для велосипедистов не станут. Штрафы за нарушение правил повышаются незначительно, со 136 до 170 грн.

Каждому супермаркету по велопарковке

Наиболее важное нововведение проекта – четкие требования по развитию инфраструктуры велосипедного транспорта. Так, собственникам супермаркетов, гипермаркетов и прочих объектов розничной торговли с торговой площадью свыше 400 кв. м проект предписывает организовать на прилегающей территории велопарковки и/или велостоянки – охраняемые или оснащенные средствами безопасности. Причем строить их собственники должны за свой счет. Аналогичные требования установлены для вузов и предприятия со штатом свыше 250 человек. 

Жесткие требования проектом установлены для местной власти, участников дорожного строительства и контроля, градостроителей: запрещается планирование и застройка новых микрорайонов, разработка транспортных схем и схем дорожного движения без обеспечения безопасных условий для движения велосипедистов. Проект запрещает утверждать генеральные планы населенных пунктов, планы зонирования территорий, проектировать, строить, реконструировать и ремонтировать автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды без учета потребностей велосипедистов и мер по развитию велотранспортной инфраструктуры.

За нарушение требований по организации велопарковок и включению велотранспортной инфраструктуры в генеральные платы населенных пунктов, детальные планы и планы зонирования территорий разработчики проекта предложили нарушителей штрафовать. 

При этом размеры штрафов для должностных лиц предприятий и представителей местной власти проектом устанавливаются нешуточные – от 1700 до 2030 грн.

Курс на Европу

В Европе, кстати, велотранспортная инфраструктура тоже не за один день возникла. В Голландии первая велосипедная дорога появилась еще в 1885 году, в Германии на дорогах полосы для движения и велосипедов разделены почти 100 лет назад – в 1926 году. Однако кардинальные изменения в развитии велотранспорта в Европе произошли за последние десятилетия. В той же Германии десятилетний национальный план развития велотранспорта был утвержден в 2002 году. В результате, к 2012 году в стране построено 10 тыс. км велодорожек, а количество велосипедов возросло наполовину. 

При этом Украине, действительно, есть на что равняться. С 1995 года в Европе реализуется амбициозный проект создания трансевропейской сети велосипедных дорог «EuroVelo» из 14 маршрутов общей протяженностью свыше 70 тыс. км, 40 ты. км велодорог уже действуют. Так, в апреле 2008 года открыта велодорога, соединившая Прагу с Парижем. В Словакии сегодня 3,5 тыс. км велодорог, в Австрии только в лесных зонах Тироля 2,7 тыс. км велодорог. 

Читайте также: Львов улучшает велосипедную инфраструктуру

Понятно, что в Украине даже в случае принятия Закона «О велосипедном транспорте», ситуация не изменится сразу. Тем более что конкретных сроков преображения украинских городов и улиц проект не устанавливает, он лишь предписывает Кабмину в течение года разработать и утвердить Государственную программу развития велосипедного транспорта – а как в Украине реализуются госпрограммы, ни для кого не секрет. Если внедрение закона ограничится выведением велосипедистов из «тени» дорожного движения – даже это будет серьезным прорывом вперед. 

Главное, чтобы благие начинания разработчиков на практике не обернулись традиционными для Украины «перегибами», например, при взимании «велоинфраструктурных» штрафов. Принятие закона в предложенном виде автоматически переведет в категорию нарушителей большую часть предприятий, все вузы и крупные торговые центры, так как переходный период для выполнения «велопарковочных» требований им не предусмотрен. Остается надеяться, что в процессе прохождения проекта он будет откорректирован.

Несомненно одно. Рано или поздно «велосипедный» закон в Украине будет принят. Чем длинней автомобильные пробки и дороже проезд в городском транспорте, – тем выгоднее велосипед. В Европе это давно осознали. Теперь очередь за Украиной.

 
Комментарии (0)