Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоЖКХ подталкивают к долговой яме
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

ЖКХ подталкивают к долговой яме

Кабмин предложил парламенту вернуть старый механизм реструктуризации долгов населения за ЖКУ. Участники отрасли инициативу одобряют, а эксперты опасаются экономической дискриминации.

Кабинет Министров, не смотря на рождественские каникулы, не на шутку взялся решать проблемы национальной экономики, которые накопились за прошедшие годы, как большой снежный ком. В частности, на первом заседании правительства в новом году был одобрен законопроект, которым предусмотрены изменения в закон «О реструктуризации задолженности за предоставленные услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и коммунальные услуги, образовавшейся по состоянию на 1 декабря 2006 года».

Законопроектом правительство предложило парламенту возобновить действие закона № 498-V «О реструктуризации задолженности за предоставленные услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и коммунальные услуги, образовавшейся по состоянию на 1 декабря 2006 года» от 20 декабря 2006 года, но при этом население получит возможность реструктурировать свою задолженность за услуги ЖКХ, образовавшиеся у них по состоянию уже на 1 января 2013 года.

Сам же процесс реструктуризации задолженности будет происходить в порядке, установленном другим законом - № 554-IV от марта 2003 года, которым был введен механизм реструктуризации долгов по квартирной плате, плате за ЖКУ и за потребленные газ и электроэнергию. Следовательно, как и десять лет назад, для переформатирования сроков уплаты долга и для получения возможности погасить долг в рассрочку, граждане должны будут заключать с исполнителями/производителям жилищно-коммунальных услуг договора о равномерном ежемесячном погашении задолженности сроком до 60 месяцев и гарантировать своевременную уплату текущих платежей.

Читайте также: ЖКХ встретило новый год с долгами

В пояснительной записке к документу, разработчиком которого является Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ, отмечается, что целью законопроекта является определение механизма решения проблемы реструктуризации задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги, образовавшейся по состоянию на 1 января 2013 года.

Также в профильном ведомстве уверены, что реализация этого законопроекта позволит ускорить процесс погашения задолженности за потребленные бытовыми абонентами услуги и способствовать стабилизации финансового состояния предприятий отрасли. Кроме того, в Минрегионе надеются, что принятие таких норм позволит предотвратить рост количества неплательщиков из числа платежеспособных категорий граждан.

В Кабинете Министров откровенно довольны качеством и содержанием этого законопроекта. «Правительство создает возможности для уменьшения долгов населения за коммунальные услуги. В частности, за 2013 год долг населения за коммунальные услуги уменьшился на 5 процентов («У.К.» - с 12,7 млрд грн до 12,1 млрд грн). Вступление в силу этого закона станет еще одним важным шагом на этом пути», - сказал Вице-премьер-министр Александр Вилкул на брифинге по итогам заседания правительства 9 января.

Однако эксперты позицию чиновников не разделяют. Например, экс - Министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко считает, что возобновление действия закона о реструктуризации от 2003 года ведет лишь к стимулированию населения не платить за потребленные коммунальные услуги. «Добросовестные плательщики откровенно оскорблены этим законопроектом. Кроме этого, введение реструктуризации задолженности негативно отразится и на деятельности коммунальных предприятий, ведь их задолженность перед энергопоставщиками этим законопроектом реструктуризировать не предвидится, поэтому петлю долгов за природный газ и электроэнергию с шеи коммунальщиков никто не снял», - уверен он.

Но участники рынка инициативой правительства довольны. Директор РОВКП ВКГ «Ровнооблводоканал» Андрей Карауш сообщил одному из ровенских изданий, что заключение договоров по реструктуризации задолженности - наиболее действенное средство по ликвидации долга. По его мнению, фактически, речь идет о беспроцентной рассрочке, которая позволяет разделить имеющийся долг и платить его ежемесячно равными частями, не переплачивая при этом ни копейки. «Мы надеемся на осознание потребителями важности оплаты за предоставленные услуги и рекомендуем им своевременно оплачивать текущие платежи. Когда они думают, что это невозможно, то я скажу, что нет невозможного. Просто надо не накапливать долги. А когда они уже есть, заключать договора о реструктуризации задолженности», - заверил господин Карауш.

Противоположные оценки идеи восстановить механизм реструктуризации долгов за ЖКУ на тех условиях, которые были предложены в 2003 году законом № 554-IV, обусловлены весьма неоднозначными результатами реализации этого закона.

Напомним, что реструктуризация задолженности в соответствии с законом № 554-IV происходила довольно медленно. С даты вступления в силу указанного документа, (то есть, с 1 июля 2003 года), в течение двух лет было реструктуризировано только 10% долга потребителей, а в рамках реструктуризации погашено лишь 1% всех долгов.

Читайте также: Двойная атака на ЖКХ

Несмотря на это, постановлением правительства № 765 от 23 мая 2007 года в положении «О порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг» было внесено два дополнительных условия назначения субсидий в зависимости от реструктуризации гражданином долгов. Во-первых, в случае появления до 1 декабря 2006 года задолженности по платежам за ЖКУ, субсидия назначается при условии подписания потребителем договоров о реструктуризации задолженности с предприятием, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги.

Во-вторых, если предоставление субсидии прекращено за неуплату части начислений за услуги, гражданин получает право на ее назначение снова на следующий период только после предоставления документов, которые подтверждают погашение задолженности, возникшей после 1 декабря 2006 года за период получения субсидии.

Фактически, население было вынуждено заключать договора реструктуризации задолженности для того, чтобы получить субсидию. За время действия закона от 20 декабря 2006 года № 498-V около 3,2 млн семей заключили договора о погашении реструктуризированной задолженности на сумму 2,8 млрд грн. Фактически же, украинцы, которые обязались равномерно и постепенно погашать задолженность за ЖКУ, этого не выполнили, ведь оплата по заключенным договорам составила всего 1,9 млрд грн, сообщается в пояснительной записке к новому законопроекту.

Неполучение почти 1 млрд грн коммунальщиками ожидаемой суммы задолженности обусловило дальнейшее ухудшение их финансового состояния и постепенный отказ от массового заключения таких договоров реструктуризации. В связи с тем, что закон № 498-V себя не оправдал, парламентарии не стали продлевать его действие на следующие периоды.

Сам по себе напрашивается вопрос - зачем Минрегион, перед которым поставлена задача создать условия для реформирования ЖКХ и введение рыночных моделей управления отраслью, разработало законопроект, который фактически возобновляет действие закона, который был «похоронен» на кладбище украинского законодательного хлама?

Соответствует ли этот законопроект требованиям рыночной экономики, если им предусматривается восстановление искусственного ограничения оплаты коммунальных услуг, ведь на период погашения общая сумма текущих платежей и в счет погашения реструктуризированной задолженности не должна превышать 25% доходов работающих граждан и 20% - для пенсионеров и других граждан, получающих социальную помощь?

Или это экономически обоснованный законопроект, если им не предусматривается введение одновременной реструктуризации задолженности коммунальных предприятий перед энергоснабжающими организациями за потребленные природный газ и электроэнергию?

Или это социально справедливый законопроект, которым фактически предусмотрено стимулирование к неуплате за потребленные коммунальные услуги, поскольку население, которое своевременно платило за ЖКУ является обманутым?

Ответы на все эти вопросы должено дать обсуждение этого законопроекта в сессионном зале Верховной Рады. Очень бы хотелось, чтобы окончательный текст законопроекта был выписан в соответствии с требованиями времени, был экономически обоснован, даже прагматичным. И очень бы не хотелось, чтобы этот законопроект был принят без обсуждения и изменений, ведь существует большая вероятность использования его в политической борьбе - впереди избирательная кампания, ставки в которой достаточно высокие.

 
Комментарии (0)