Рус Укр
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

ЖКХ идет ко дну

С началом нового года украинское ЖКХ потеряло вектор развития. Так, без системных и последовательных шагов отрасль просто не сможет существовать в системе отношений, которую предложило правительство в Законе «О государственном бюджете на 2015 год».
Такие долгожданные большинством украинцев новогодне-рождественские каникулы быстро пролетели, органы государственной власти и отрасли национальной экономики постепенно возвращаются в привычный режим работы. Нужно отметить, что в этом году делают они это гораздо быстрее, чем в прошлые годы, поскольку традиционного времени на «раскачку» после праздников практически нет - в последние дни декабря 2014 года Верховная Рада и Кабинет Министров напринимали столько новых законов и нормативных документов, большинство специалистов предприятий, учреждений и организаций вынуждены были провести праздники не в кругу семьи, а изучая новый Государственный бюджет на 2015 год и изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы Украины. Они кардинально изменили финансово-экономические отношения в стране.
 
Для отрасли жилищно-коммунального хозяйства принятые Верховной Радой в ночь с 28 на 29 декабря правительственные «реформаторские» законопроекты оставили больше вопросов, чем ответов. Слишком увлекшись вопросом наполнения государственного бюджета, оптимизации расходов и реформой налоговых и межбюджетных отношений, правительство полностью проигнорировало вопрос дальнейшей судьбы реформы ЖКХ.
 
Дело в том, что 31 декабря 2014 года фактически утратил силу Закон Украины №1511-VI «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы». Ему так и не суждено было реализоваться из-за хронического нежелания правительства финансировать в полном объеме мероприятия, им предусмотренные, а также нереальность самих мероприятий по реформированию ЖКХ. К примеру, установление плана по созданию объединений совладельцев многоквартирных домов: их до конца 2014 года в Украине должно насчитываться свыше 45 тысяч, а по факту, по состоянию на 1 ноября 2014 года, всего было зарегистрировано всего более 16 тысяч.

 
Следовательно, с 1 января 2015 года украинское ЖКХ потеряло вектор развития. Вместе с тем, 13 января Верховной Радой были приняты за основу два законопроекта №1565 «Об особенностях права собственности в многоквартирном доме» и №1546 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и совершенствование градостроительного законодательства». Эти инициативы определенным образом меняют правила игры в сфере градостроительства и деятельности ОСМД, однако они настолько точечные, что назвать их достойной заменой Закона №1511-VI, не хватает храбрости. Главным образом потому, что кроме проблем ОСМД и застройщиков есть еще и проблемы Теплокоммунэнерго, Водоканалов и субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по содержанию домов и придомовой территории. 
 
Единственный четкий ответ относительно дальнейшей судьбы ЖКХ содержится в приложении №3 к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», которым утверждено распределение расходов госбюджета на текущий год. И судьба эта невеселая - расходы по Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены в сумме всего 3,004 млрд грн, еще 3 млрд грн расходов на финансирование инвестиционных проектов предусмотрено для Государственного Фонда регионального развития. В этом году государство вообще отказалось от финансирования Общегосударственной целевой программы «Питьевая вода Украины» на 2011-2020 годы, утвержденной Законом Украины №3933-VI, Программы модернизации систем теплоснабжения на 2014-2015 годы, утвержденной постановлением КМУ №948 от 17 октября 2013 года, и многих других программ, направленных на модернизацию оборудования коммунальных предприятий и энергосбережения. Следовательно, Закон Украины «О государственном бюджете на 2015 год» дает довольно четкий сигнал исполнителям жилищно-коммунальных услуг - государство больше не будет финансировать модернизацию объектов водо- и теплоснабжения за счет средств государственного бюджета. Кроме этого, приложение №3 к Закону Украины «О государственном бюджете на 2015 год» не содержит такого привычного за последние годы для коммунальщиков вида расходов, как субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах. То есть государство не намерено погашать остаток задолженности в сумме 20 млрд грн, которая осталась у нее перед коммунальщиками за прошлые годы.
 
Похоже на то, что правительство по отношению к коммунальщикам действует по принципу «мы вам тарифы повысили с 1 мая и с 1 июля прошлого года - все остальное Ваши проблемы». Но если уж отходить от принципа содержания коммунального хозяйства за счет государственного бюджета и постепенного введения настоящего хозрасчетного способа деятельности Водоканалов и Теплокоммунэнерго, то только установление экономически обоснованного уровня тарифов на коммунальные услуги со стороны государства недостаточно, чтобы коммунальщики заработали как самодостаточные предпринимательские структуры, которые без дотаций государства зарабатывают деньги и вкладывают их в модернизацию производства. Для этого нужны более решительные, системные и последовательные шаги:
 
1. Провести реформу государственного управления отраслью, реорганизовать Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства на три отдельные государственные агентства с четко определенными полномочиями. Рассмотреть дальнейшую целесообразность регулирования государством именно жилищного хозяйства, поскольку собственники жилья будут иметь право выбирать себе управителя дома без вмешательства со стороны государственных органов (суть законопроекта №1565). Оптимизировать штат работников согласно установленных полномочий вновь созданных государственных агентств, существенно сократить штаты работников управлений и департаментов ЖКХ при областных госадминистрациях, которые слишком забюрократизированы и не способны выполнять задачи по реализации государственной политики по реформированию отрасли.
 
2. Провести инвентаризацию субъектов хозяйствования - исполнителей жилищно-коммунальных услуг с целью получения объективных данных о состоянии основных фондов. Формировать политику государственного агентства лишь на основе данных инвентаризации, а не отчетов департаментов и управлений на местах, ведь они не отражают объективного положения вещей.
 
 
3. Внести изменения в Законы Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О теплоснабжении» относительно соответствующих лицензионных условий и распределить услуги централизованного водоснабжения и водоотведения, услуги отопления и горячего водоснабжения на производство, распределение и транспортировку. К сожалению, в Украине монополию мы воспринимаем как данность. Зато для Европы это не типично. В Лондоне газ и электроэнергию поставляют 40 компаний, воду - 4. Причем поставщиков можно менять, когда душа пожелает. Главное - не чаще чем раз в неделю. Иногда бывает так, что, например, днем покупают электроэнергию у одной компании, ночью - у другой, потому что так дешевле. Если есть право выбора, есть конкуренция. Если есть конкуренция, растет качество услуг. Если растет качество услуг, люди готовы мириться с ростом тарифов. В Европе выбирают не только компанию-поставщика услуг, но и систему, по которой за эти услуги платят. Как правило есть три варианта: плата по счетчику, фиксированная абонентская плата и комбинированный вариант. У нас такого выбора нет. 
 
4. Набраться политической воли и провести монетизацию льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. 
 
5. Разработать и внедрить единый порядок формирования и установления тарифов для энергоснабжающих, газоснабжающих организаций и лицензиатов НКРЭКУ централизованного водоснабжения и водоотведения, производства, распределения и транспортировки тепловой энергии. Это даст возможность запустить единую схему установления тарифов, по которой при повышении цены на электроэнергию для юридических лиц, автоматически пересматривается размер тарифа на централизованное водоснабжение в сторону увеличения на энергетическую составляющую. Введение такого единого порядка даст возможность избежать убытков водоканалов и теплоэнерго и возникновения у них разницы в тарифах. 
 
Без этих первоочередных шагов, жилищно-коммунальное хозяйство просто не сможет существовать в системе отношений, которую предложило правительство в Законе «О государственном бюджете на 2015 год» и новом Налоговом кодексе. 
 
Лариса Макиенко
 

 

Недвижимость у моря – это предел мечтаний. Многие из людей стремятся к этому. На сайте www.luxuryvillaitaly.ru Вашему вниманию представлен огромный выбор квартир и домов в удивительной и потрясающей стране – Италии. Заходите и делайте свой выбор – вилла возле лазурного побережья или же домик с видом на горы.

 
Комментарии (4)
Sergiy1
27 января 2015 г. 09:32
Програма схвалена постановою 948 створювалася під кредит МВФ і ніхто її з папередніків не збирався виконувати. Якже зменшити було споживання газу на 4.8 млрд. газу? А дерибанити що? Тому програма для тих, хто дружить з головою і проявить волю для створення законодавчого механізму стимулювання ефективного використання енергоносіїв(ЕСКО),яка б працювала без втручання чиновничого люду. Тоді будуть кошти! Навіть 50 відсотків економії в грошах, якї після виконання заходів залишаться у підприємств для подальшого здійснення енергоефективних заходів - це близко 11 млрд.грн. Є питання?
Малік
27 января 2015 г. 12:23
Возможность выбора поставщика (газа, воды, элект и др.) может быть тогда, когда есть возможность управлять сетями. Но наши монополисты, получившие сети когда то даром, эту "возможность" напрочь ликвидировали. Поэтому лондонский опыт только после революционного перераспределения сетей. Что сейчас маловероятно.
Коля Пухов
31 января 2015 г. 23:04
Ви можете собі уявити, щоб у цивілізованій країні державні структури раптом почали вилучати поштові скриньки з під"їздів, тобто посягати на право власності мешканців. Звісно, у цивілізованій країні таке неможливо. Натомість, у Києві останні кілька місяців ЖЕКи масово вилучали поштові скриньки з під"їздів, а замість них привезли жалкі шухлядки, у яких навіть задньої стінки немає. Люди обурені цією їм нав"язаою нерівноцінною заміною.
Коля Пухов
31 января 2015 г. 23:04
Ви можете собі уявити, щоб у цивілізованій країні державні структури раптом почали вилучати поштові скриньки з під"їздів, тобто посягати на право власності мешканців. Звісно, у цивілізованій країні таке неможливо. Натомість, у Києві останні кілька місяців ЖЕКи масово вилучали поштові скриньки з під"їздів, а замість них привезли жалкі шухлядки, у яких навіть задньої стінки немає. Люди обурені цією їм нав"язаою нерівноцінною заміною.