Рус Укр
Новости ЖКХ
13 сентября 2019 г.
11 сентября 2019 г.
10 июля 2019 г.
21 июня 2019 г.
23 мая 2019 г.
17 мая 2019 г.
24 апреля 2019 г.
23 апреля 2019 г.
11 апреля 2019 г.

Итоги законотворчества

С закрытия 6 июля десятой сессии Верховной Рады шестого созыва в Украине закончилась активная стадия политического сезона. Что касается прошедшей сессии, следует отметить, что она была особенной в работе украинского парламента.
С закрытия 6 июля десятой сессии Верховной Рады шестого созыва в Украине закончилась активная стадия политического сезона. Что касается прошедшей сессии, следует отметить, что она была особенной в работе украинского парламента, поскольку проходила, по словам первого заместителя Председателя Верховной Рады Адама Мартынюка, под влиянием избирательной кампании, которая фактически уже стартовала. На повестку дня десятой сессии было внесено 833 вопроса, еще 203 вопроса было включено дополнительно в течение сессии, из них более 20 законопроектов в той или иной мере касались регулирования сферы услуг ЖКХ. Практически все эти два десятка законопроектов были разработаны депутатским корпусом, некоторые из них были приняты и подписаны Президентом Виктором Януковичем, то есть вступили в силу некоторые одобренны в первом чтении, несколько законопроектов возвращены на доработку, отклонены и сняты с рассмотрения.
 
Бывший народный депутат, экс-представитель Комитета Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Виктор Матчук с грустью констатирует тот факт, что общее качество представленных на рассмотрение законопроектов оказалась очень низкой, ведь никто из них не обеспечивал реального реформирования коммунального сектора. Отчасти такое мнение подтверждает и то, что ко всем законопроектам, которые касались отрасли ЖКХ, были предоставлены замечания со стороны Главного юридического управления и Главного научно-экспертного управления Рады. К сожалению, в большинстве своем эти предложения практически не были учтены парламентариями при принятии законопроектов.
 
Однако, следует отметить несколько законопроектов, которые несмотря на свое несовершенство все же таки имеют положительное значение для отрасли ЖКХ. Речь идет прежде всего о только подписанном Президентом законе № 4995-VI «Об общегосударственной целевой программе передачи общежитий в собственность территориальных общин на 2012-2015 годы». Согласно программе, граждане, проживающие в общежитиях государственной формы собственности, могут приватизировать занимаемые ими жилые помещения после передачи таких общежитий в собственность территориальных общин. При условии достаточного финансирования, нормы этого закона смогут наконец решить многолетние проблемы жителей ведомственных общежитий, владельцы которых давно обанкротились и исчезли из реестра предприятий и организаций Украины.
 
 
Кардинально изменить подход в сфере тарифообразования коммунальных услуг должен подписанный недавно Президентом закон № 4998-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О естественных монополиях», которым вводится стимулирующее регулирование тарифов на услуги естественных монополистов. Согласно этому документу, в Украине деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, поставщиков и производителей коммунальных услуг, будет регулироваться по методу стимулирующего регулирования. Однако, для того, чтобы этот закон действительно заработал, необходимо внести изменения в целый ряд других законов, в частности «О теплоснабжении», «О питьевом водоснабжении», полностью изменить методики формирования тарифов на коммунальные услуги, которые не так давно (01.06.2011 года) были утверждены постановлением №869 Кабинета Министров, изменить психологию осуществления хозяйственной деятельности и менеджмента на коммунальных предприятиях. Поэтому нужно не мало времени, чтобы ощутить первые результаты этого закона, он принят, как говорится, «на перспективу».
 
Существенно облегчило жизнь коммунальщикам принятие закона №4851-VI «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности», которым коммунальным предприятиям разрешено не применять процедуры конкурсных торгов к закупкам за собственные средства при условии, что стоимость предмета закупки товара, услуги равняется или превышает 5 млн грн, а работ - 10 млн грн. Напомним, что необходимость проведения тендеров даже на гайки и шурупы по нормам закона «Об осуществлении государственных закупок» практически создавала угрозу остановки зимой теплоснабжающих предприятий. Таким образом, принятием нового документа была фактически предотвращена угроза остановки деятельности коммунальных предприятий зимой, как это не раз было во время прошлого отопительного сезона.
 
 
Маленькой победой для всех коммунальщиков стало отклонение законопроекта № 8134 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно расчетов за природный газ и электрическую энергию», который предусматривал введение распределительных специальных счетов при расчетах коммунальщиков за энергоносители, что грозило полной остановкой работы коммунальных предприятий.
 
Тем не менее, не все законопроекты, рассмотренные и принятые Советом на протяжении сессии, можно оценить так однозначно. Настоящую бурю эмоций и разных, иногда совершенно противоположных мнений вызвал принятый в целом и направлен на подпись Президенту Украины Виктору Януковичу законопроект № 8391 «О внесении изменений в Закон Украины» О жилищно-коммунальных услугах «(относительно совершенствования системы управления жилищным фондом и решения отдельных вопросов в сфере предоставления услуг)», который определяет управляющего как лицо, в интересах владельца / совладельцев осуществляет управление многоквартирным домом (комплексом многоквартирных домов) и его придомовой территории и обеспечивает их надлежащую эксплуатацию в соответствии с законодательством и условиями договора. Также в законопроекте указано, что несмотря право собственника самому выбирать управляющего, в случае если владелец / совладельцы помещений в многоквартирном доме самостоятельно не определили управляющего и не создали объединение совладельцев многоквартирного дома, управляющего таким домом должен определить на конкурсной основе орган местного самоуправления в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Такие нововведения, предложенные этим законопроектом, вызвали неоднозначную реакцию среди ОСМД и созданных ими общественных организаций. В частности, общественная организация «Союз собственников жилья», которую возглавляет бывший министр жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко, обратилась даже с открытым письмом к Президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой воспользоваться правом вето и не подписывать законопроект № 8391, мотивируя свою просьбу тем, что данный законопроект существенно нарушает права собственников и совладельцев жилья и противоречит нормам Конституции и Гражданского кодекса Украины. Противоположного мнения относительно качества и целесообразности принятия этого законопроекта придерживается председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Владимир Рыбак, поскольку считает, что на 90% представлен на подпись Президенту Януковичу законопроект учитывает все замечания и предложения общественных организаций, которые принимали участие в обсуждении этого законопроекта. «Закон об ОСМД нужен государству и гражданам, как воздух, все несовершенства и противоречия можно решить путем внесения изменений в этот закон, однако принимать его очень нужно», - отмечает Владимир Рыбак. Кто прав в этом споре - решать Президенту Украины Виктору Януковичу, но как известно, лучше плохой закон, чем никакого.
 
 
Среди законопроектов по вопросам ЖКХ, которые были внесены на повестку дня десятой сессии Верховной Рады Украины, оказались и такие, которые пришлись совсем не нравится народным избранникам и были отклонены. Отклоненным несмотря предложения и замечания, изложенные в заключении Главного научно-экспертного управления оказались законопроект № 8203 «О внесении изменений в статью 6 Жилищного кодекса Украинской ССР по определению жилой и общей площадей объекта жилой недвижимости», который предусматривал определение жилой площади объект объекта жилой недвижимости как суммарной площади жилых комнат без учета площади ванны, кухни, туалета и балкона (лоджии).
 
Также был отклонен законопроект № 8474 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно объединений совладельцев многоквартирного дома», который был дважды ветирован Президентом из-за его несовершенства. Рациональный законопроект № 10228 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно государственно-частного партнерства)» также пришелся не по вкусу большинству народных депутатов. Как результат - законопроект был возвращен на доработку. Хотя среди норм законопроекта были и прогрессивные - исключение нормы об обязательной передаче частному партнеру части рисков в процессе осуществления ГЧП, упрощения процедуры предоставления земельного участка частному партнеру для осуществления деятельности в рамках партнерства, упрощение процедуры конкурса на осуществление ГЧП, увеличение объема гарантийных зобов'язань государства перед частным партнером. «К разработке этого законопроекта была вовлечена целая группа по привлечению инвестиций, в которую входили на весть европейские ведущие консультанты», - отмечает народный депутат Ксения Ляпина, один из авторов этого законопроекта, комментируя причины неприятия этого проекта сессионным залом. «В работе этой группы была полностью исключена политическая составляющая, за основу брались только экономические выгоды и риски как государства, так и инвестора, но именно это и не понравилось некоторым фракциям в парламенте, - предполагает она.
 
Отдельно следует выделить законопроекты, которые разрабатываются и принимаются депутатами с целью повышения рейтинга той или иной политической силы, которая представлена ​​в парламенте, становится особенно актуальным перед выборами в Верховную Раду 28 октября. Среди таких является проект закона «Об особенностях государственной поддержки обеспечения молодежи жильем» № 9290, принят в первом чтении. Этим законопроектом предусматривается предоставление льготных долгосрочных государственных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет государственного и местных бюджетов. Оптимизма Главное юридическое управление аппарата Верховной Рады в своих замечаниях к этому законопроекту нашло столько нарушений, неточностей и противоречий, что хватит на 10 законопроектов. Однако, несмотря на то, что этот законопроект подлежит отклонению как таковой, что противоречит Конституции Украины, его принято в первом чтении и готовится второе чтение.
 
Читайте також: Ипотека вне закона
 
Еще одним продуктом политической целесообразности является принятый в целом законопроект № 10557 «О реализации социальных инициатив Президента Украины относительно удешевления стоимости ипотечных кредитов», который призван внушить доверие граждан к идее «дешевой ипотеки» и закрепить серьезность намерений власти выполнять такую ​​программу и дальше. В частности, этим законопроектом вносятся изменения в Бюджетный кодекс о внесении дополнений в перечень защищенных статей бюджета страны в отношении расходов на компенсацию процентов по ипотеке, обязательность учета суммы расходов на компенсацию процентов в бюджете на 2013 год. При принятии этого законопроекта в целом депутатами были полностью проигнорированы замечания к этому законопроекту Главного юридического управления, которые касались как реальности выполнения этого закона в будущем, так и ражения его положений Бюджетному кодексу, Гражданскому и Земельному кодексам, и выводы о необходимости существенного его доработки. Однако в этом случае победила политическая целесообразность и законопроект готовится к представлению на подпись Президенту. Интересно, а прислушивается он к замечаний Главного юридического управления? Или подпишет закон под влиянием политической целесообразности и конъюнктуры?
 
4 сентября Верховная Рада Украины шестого созыва соберется на свою последнюю, одиннадцатую сессию в этом созыве. Впереди - выборы в Верховную Раду седьмого созыва. Хотелось, чтобы результаты выборов принесли не только количественные, но и качественные изменения в депутатском корпусе.
 

Реклама: Приготовление еды – сложный процесс, требующий не только наличие товара, но также соответствующего рабочего места и оборудования. Конечно же, данная готовка происходит на кухне. Вашему вниманию представлены кухни от производителя москва. Более детально ознакомиться с каталогом ассортимента Вы можете на сайте euronewform.ru.

Андрей Осадчий специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (0)