Рус Укр
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

В ЖКХ вернут ревизоров

Депутаты намерены усилить госконтроль за деятельностью коммунальных предприятий, ЖЭКов и других организаций, работающих в сфере ЖКХ. Для этого предлагается вернуть полномочия Госинспеции по ЖКХ, которая была ликвидирована в 2011 году.
Контролирующий орган вновь планируется наделить широкими полномочиями, в том числе, и по надзору за формированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Деятельность Инспекции народные депутаты предлагают сосредоточить, в первую очередь, на контроле за компаниями, работающими в похоронной сфере и благоустройстве.

Операция «Реинкарнация»

В Комитете Верховной Рады по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики на минувшей неделе одобрили к принятию в первом чтении проект закона №3117, зарегистрированный в парламенте 23 августа главой Комитета Александрой Кужель (фракция ВО «Батькивщина»). Документом предлагается создать контрольно-ревизионный центральный орган в сфере ЖКХ – Государственную жилищно-коммунальную инспекцию (ГЖКИ). Для этого проектом предусматриваются изменения в законы «Об основных принципах госконтроля в сфере хоздеятельнсти», «О жилищно-коммунальных услугах», «О благоустройстве населенных пунктов», «Похороны и похоронное дело», «О местном самоуправлении» и в Кодекс об административных правонарушениях.
 
Фактически, законопроектом предлагается восстановить полномочия ГЖКИ, которая работала в структуре тогдашнего Министерства по вопросам ЖКХ с 2008 по 2011 годы. После ликвидации ее полномочия были переданы Государственной архитектурно-строительной инспекции. Впрочем, согласно пояснительной записке к законопроекту, ГАСК с одной стороны «функционально не присуще выполнение полномочий по контролю за ЖКХ», с другой – органы местного самоуправления наделены полномочиями на утверждение, реализацию программ и осуществления контроля за выполнением законодательства в сфере ЖКХ. 
 
В результате, отмечает госпожа Кужель, «государством созданы условия, когда ГАСК, не имея квалифицированных специалистов в сфере ЖКХ и осуществляя реализацию государственной политики по вопросам архитектурно-строительного контроля, не выполняет полномочий, возложенных на нее Президентом в сфере ЖКХ», а местные власти – «осуществляют контроль за выполнением собственных полномочий, а также самостоятельно созданными предприятиями – производителями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг.

Широкие полномочия

Если законопроект №3117 будет принят, то органы жилищно-коммунальной инспекции (будут определяться и назначаться Президентом, отчитываться перед Кабинетом Министров) получат полномочия применять санкции за нарушение норм, стандартов, порядков, правил и законодательства во всех сферах ЖКХ, включая благоустройство населенных пунктов и похоронное дело. В частности, за нарушения с производителей и поставщиков услуг планируется взымать штраф в размере 5-10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85-170 грн), а уклонения от выполнения предписаний и требований Инспекции будет караться санкциями в отношении должностных лиц в размере 20-30 необлагаемых минимумов (340-510 грн).  
Кроме надзора за соблюдением коммунальными предприятиями и организациями, работающими в сфере обслуживания жилфонда, благоустройства и похоронного дела, ГЖКИ получит полномочия по контролю за формированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также будет следить за выполнением местными властями государственных программ по развитию, модернизации и реформированию отрасли. Инспектора получат право участвовать в разработке норм, правил и порядков, регулирующих деятельность предприятий ЖКХ и жилищных организаций. 
 
Законопроект предлагает наделить ГЖКИ правом беспрепятственного доступа на объекты и предприятия отрасли для проведения плановых и внеочередных проверок. О плановом аудите Испекция будет обязана уведомлять не позже, чем за 10 дней до начала проверки, длительность которой не должна превышать 15 календарных дней. Внеплановые мероприятия будут осуществляться на основании жалоб потребителей, а также распоряжений Президента и правительства. Инспектора в ходе проверок смогут проводить фото/видео-фиксацию, требовать к предоставлению финансово-экономическую отчетность предприятий, привлекать к проведению аудита специалистов и назначать экспертизы, передавать результаты проверок правоохранительным органам. Испекторов ГЖКИ обяжут составить соответствующий акт, на основании которого котролирующий орган в течение 5 рабочих дней должен составить обязательное к выполнению предписание об устранении обнаруженных нарушений. 

История вопроса

Созданная распоряжением Кабмина 4 июля 2008 года, ГЖКИ начала свою фактическую работу в 2009 году, а была ликвидирована в начале 2011 года. Как мы уже упоминали ее полномочия перешли к ГАСК, а с января 2013 года с принятием соответствующих подзаконных актов, ГАСК лишилась функций контроля за субъектами ЖКХ. Общая численность сотрудников инспекции составляла 214 человек, а обслуживание и содержание ГЖКИ обходилось госбюджету в почти 10 млн грн в год. Планировалось, что в 2011 году структура ГЖКИ объединит еще 2 госоргана, работающих на то время в составе МинЖКХ: инспекцию цветочно-декоративного семеноводства и инспекцию городского электротранспорта, однако этим инициативы так и не были реализованы.
 
Впрочем, только за 2010 год, по словам бывшего начальника Инспекции, экс-замминистра по вопросам ЖКХ Ореста Лотоцкого, территориальными отделениями ГЖКИ было проведено 1003 плановые и 177 внеплановых проверки. В результате, Инспекция направила предприятиям и местным органам власти 660 предприсаний и распоряжений, подготовила почти 1,5 тыс. предложений по устранению недостатков, улучшению работы жилищно-коммунальных предприятий и организаций. Органами прокуратуры было возбуждено 134 дела, а потребители получили12,5 млн грн средств в виде перерасчета за некачественные услуги или услуги, предоставленные не в полном объеме.

Проблемы возврата

По словам Министра по вопросам ЖКХ (2007-2010 годы) Алексея Кучеренко, создание ГЖКИ было переходным этапом к формированию национального отраслевого регулятора («У.К.» - Нацкомуслуг работает с января 2012 года). «Когда мы создали эту инспекцию, меня обвиняли в том, что я создал очередной контролирующий орган. Но тогда инспекция позволяла потребителям добиться оперативной реакции на их жалобы, следила за тем, чтобы ЖЭКи и местные власти придерживались норм и стандартов качества услуг ЖКХ. После того, как ее полномочия передали ГАСК, контролем никто не занимается. Если предприятия ЖКХ- лицензиатов Нацкомуслуг контролирует регулятор, то находящиеся в сфере компетенции местных властей предприятия и объекты отрасли фактически не проверяется надлежащим образом», - сообщил «У.К.» господин Кучеренко, который привлечен Комитетом ВР по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политике к рассмотрению законопроекта в качестве эксперта.
По его словам, если проект закона будет принят, и ГЖКИ восстановят полномочия, инспекция сосредоточится, прежде всего, на реагировании на жалобы и обращения потребителей. «Разумеется, проект будет дорабатываться. Но, планируется, что деятельность контролирующего органа будет направлена на сферы благоустройства и похоронного дела», - отметил Алексей Кучеренко.
 
Официально прокомментировать депутатскую инициативу украинские муниципалитеты отказались. Однако на условиях анонимности, мэры населенных пунктов рассказали «У.К.», что опасаются «возвращения карательного органа». «Раньше Инспекция усиленно проверяла ЖЭКи и коммунальные предприятия, придирались к каждой мелочи, штрафовали. Но не все нарушения мы можем исправить из-за отсутствия должного финансирования. Например, для того, чтобы сократить количество потерь тепла или воды в сети, нужно ее отремонтировать, или для того, чтобы услуги предоставлялись в полном объеме, необходимы обоснованные тарифы, а мы не можем поднимать стоимость услуг», - сетует на политическую заангажированность жилищно-коммунальной сферы собеседник «У.К.».
 
Впрочем, эксперты отмечают, что возвращение ГЖКИ (если оно состоится) будет сопровождаться некоторыми сложностями. А именно, придется законодательно разграничить полномочия по контролю за соответствием норм и стандартов Инспекции и Нацкомуслуг, а также полномочия ГЖКИ и Госценинспекции. Последняя контролирует процесс тарифообразования на услуги ЖКХ (не лицензиатов регулятора). Но главным вопросом останется невозможность ГЖКИ проверять состояние многоквартирных домов, в случае, если ими управляют ОСМД. «В случае создания жилищного объединения, жильцы являются владельцами имущества на праве общей совместной собственности. И государственный орган не сможет контролировать как жильцы владеют своей собственностью», - отметил эксперт «У.К» по юридическим вопросам Андрей Осадчий.

 

 
Комментарии (0)