Рус Укр
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Тарифные уловки

Народные депутаты утвердили схему, которая позволит государству компенсировать тепло- и водоснабжающими компаниям разницу в тарифах между экономически обоснованными и фактически установленными для населения.

Народные депутаты утвердили схему, которая позволит государству компенсировать тепло- и водоснабжающими компаниям разницу в тарифах между экономически обоснованными и фактически установленными для населения. Выплачивать ее производителям и поставщикам коммунальных услуг планируют за счет погашения задолженности энергогенерирующих компаний перед государством в размере 2,4 млрд грн. Однако законопроект не решает основной проблемы – деполитизации тарифообразования, а также эксперты сомневаются в легитимности решения парламента.

В пятницу Верховная рада приняла за основу и в целом проект закона №10395, которым предлагается схема реструктуризации задолженности в сфере энергетики и производства коммунальных услуг. Документом предлагается увеличить доходы спецфонда госбюджета на 1,7 млрд грн, - до 50,9 млрд грн. Также дополнительными источниками пополнения спецфонда станут поступления от погашения долгов и обязательств энергогенерирующих компаний перед Госрезервом за полученное в 1997-2000 годах органическое топливо – 1,2 млрд грн, платы за предоставление госгарантий и пользование субкредитами (в том числе и пени за невыполнение условий кредитования) – 0,7 млрд грн, а также за счет уплаты энергетиками налога на прибыль, который возникает в следствие уплаты за потребленную электроэнергию водоснабжающими предприятиями – 0,5 млрд грн.

Читайте также:Тарифы будут защищать в суде

Возвращенные в спецфонд средства будут направлены на предоставление субвенции местным бюджетам для компенсации разницы в тарифах на тепловую энергию и услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу. Тарифная разница является следствием того, что стоимость коммунальных услуг для населения не покрывает затраты предприятий на их производство. Наращивание объемов долговых обязательств государства по выплате субвенции приводит к росту задолженности производителей и поставщиков коммунальных услуг за природный газ и электроэнергию. По данным ДК «Газ Украины», на 16 мая задолженность за природный газ теплокоммунэнерго составляла 3,9 млрд грн, а водоканалы должны за потребленную электроэнергию 4,4 млрд грн, сообщает Минэнергоугля.
 
По словам Владислава Лукьянова, являющегося соавтором законопроекта, возврат долгов позволит улучшить финансовое состояние предприятий ЖКХ. «А поступления, полученные от уплаты налога на прибыль расширят возможность проведения расчетов тарифной разницы», - заявил он с трибуны парламента. Напомним, в апреле Верховная рада приняла поправки в госбюджет, увеличив его расходы на выплату субвенции по компенсации тарифной разницы на 4,6 млрд грн. Эти средства планируется получить за счет погашения предприятиями угольной отрасли и электроэнергетики налогового долга.
 
Впрочем, в Главном экспертном управлении Рады схему взаимозачетов за счет уплаты налога на прибыль не поддержали. «При рассмотрении проекта №10395 не поданы расчеты относительно реальной возможности дополнительного привлечения в госбюджет именно 2,4 млрд грн. Законами про Госбюджет 2010 и 2011 годы уже были предусмотрены аналогичные поступления, поэтому необходимо предоставить экономическое обоснование этих инициатив», - отмечается в выводах управления.

Читайте также: Гормон роста тарифов

При этом профильный по рассмотрению этого законопроекта Комитет Рады по вопросам бюджета отмечает, что с принятием этого законопроекта «утратил актуальность» другой проект закона, также внесенного в Раду депутатом Владиславом Лукьяновым. Им предлагался более мягкий вариант реструктуризации – списание долгов как энергогенерирующим предприятиям, так предприятиям ЖКХ.
 
Необходимое обоснование парламенту предоставил Минфин. Всего в специальный фонд госбюджета планируется привлечь 1,5 млн грн от уплаты предприятиями налога на прибыль, 19,6 млн грн – плата за предоставление госгарантий по кредитам, плата за использование заемных средств – 2,5 млн грн. Субвенция на погашение тарифной разницы должна составить 6,97 млрд грн.
 
Впрочем, сами энергогенирующие предприятия признают важность законопроекта, но официально прокомментировать его отказываются. Источник У.К. в «Центрэнерго», сообщил, что предприятие сможет улучшить свои финансовые показатели и сократить размер долга, возникшего из-за разницы в тарифах. Эксперты отмечают, что реализация норм законопроекта позволит снизить долговую нагрузку компаний, чтобы к приватизации предприятия подошли с минимальной задолженностью, что послужит поводом для повышения стоимости продажи.
 
Тем не менее законопроект не решит системной проблемы формирования задолженности. Для того, чтобы избежать необходимости дотирования предприятий энергетики из госбюджета, необходимо установить экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги для на населения.

Новости Украины на нашем сайте всегда самые актуальные. Вы узнаете информацию первыми. Заходите. Читайте.

 
Комментарии (0)