Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоМусор превратится в монополию
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Мусор превратится в монополию

Операции по переработке и захоронению твердых бытовых отходов отнесут к сфере естественных монополий и смежных рынков.

Со времени создания Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг продолжается дискуссия вокруг ее статуса и полномочий. Важным шагом на этом пути стала девятая сессия Верховной Рады, на которой, в частности, было обработано два законопроекта, которые могут существенно изменить «расклад сил» в системе ЖКХ. Речь идет о проекте закона № 10499 за авторством народных депутатов Юлии Левочкина и Юрия Мирошниченко (оба - фракция «Партии регионов»), и законопроект № 10368 их коллеги по фракции Игоря Глущенко.

Законопроектом № 10499 предусмотрено отнести операции по переработке и захоронению твердых бытовых отходов в сфере естественных монополий и смежных рынков. Согласно документу, нацрегулятор будет формировать и обеспечивать тарифную политику на рынках утилизации и размещения отходов, способствовать внедрению стимулирующих методов регулирования цен, а также способствовать развитию конкуренции на рынках переработки и размещения ТБО с целью обеспечения эффективного функционирования соответствующих отраслей. Кроме того, предлагается, что Нацкомпослуг будет разрабатывать правила переработки и размещения отходов, а также - осуществлять постоянный мониторинг и анализ состояния дел на этих рынках. 
Читайте также: Мусор по-украински 
Имеющаяся в Украине ситуация с ТБО действительно является чрезвычайно сложной. Как ранее сообщала «У.К.», только за последние десять лет их объем на каждого жителя Украины увеличился на 40%, общая же концентрация всех видов ТБО по данным Минприроды, оценивается в 35 млрд т, из которых 2,6 млрд т - высокотоксичные.
 
Законопроект получил неоднозначные оценки в депутатском корпусе, и в экспертной среде. Главное научно-экспертное управление Верховной Рады вообще предложило отклонить данный проект закона через целый ряд существенных недостатков (тем более, что аналогичный по сути законопроект (рег. № 10120 от 24.02.2012 г.) уже рассматривался 17 мая, но не получил необходимого количества голосов). В частности, через перераспределение «мусорных» полномочий от местных государственных администраций и органов местного самоуправления в интересах Нацкомпослуг, что по мнению управления является не логичным, и не соответствует природе соответствующих правоотношений.
 
В Главном юридическом управлении аппарата Верховной Рады считают, что отнесение конкретных отраслей хозяйства к естественным монополиям должно быть обусловлено объективными показателями рынка в соответствующий сфере. «Создание естественной монополии переработки и захоронения бытовых отходов, по нашему мнению, приведет к ограничению в будущем доступа новых производителей этих услуг на рынок и как следствие торможения внедрения новейших технологий по оптимизации производственных технологий по переработке и захоронению бытовых отходов», - отмечается в замечании к проекту закона.
Критически отнесся к законопроекту и председатель Комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Анатолий Семинога, по словам которого, проект предлагает возложить все проблемы на плечи граждан: «Если раньше мы платили только за вывоз мусора, то приняв этот закон, мы будем платить: первое - за вывоз, за ​​сортировку, за раздельный сбор, за утилизацию мусора и за его захоронения. То есть опять крайними в государстве будут наши граждане. Это повысит цены на коммунальные тарифы, это повысит цены на вывоз мусора и опять-таки мы поставим эту ситуацию в тупик. Потому что сегодня покупательная способность нашего населения очень низкая».
 
Положительно к законодательных новаций отнеслись и крупнейшие игроки рынка бытовых отходов. В компании «Ремондис Украина» убеждены в положительном смысле законопроекта, и поддерживают идею централизованного ценообразования. «Основная задача этого документа, урегулировать цену на утилизацию ТБО по всей Украине. Сегодня в Украине переработка отходов не развивается, потому что у нас достаточно дешевым является захоронение на полигонах. Причем цены на полигонах, находящихся на расстоянии друг от друга на расстоянии 20 - 25 километров, могут отличаться в 3-4 раза. Получается, что перевозчику, или оператору рынка, абсолютно не имеет никакой выгоды заниматься переработкой и думать о экологическое будущее и уменьшать объем захоронения», - рассказал «У.К.» директор по развитию компании «Ремондис Украина» Богдан Ковпак. По его словам, наладить утилизацию ТБО в Украине на европейском уровне вполне реально, но на пути этому стоит отсутствие достаточного экономического эффекта.
 
Другим законопроектом № 10368 предлагается уточнить полномочия Нацкомпослуг в сфере тарифообразования. А именно: документом предусматривается внести в составляющую тарифов на тепловую энергию и услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу затраты на реализацию инвестиционных проектов, а также установить стимулирующий принцип тарифообразования. Напомним, сейчас регулятор определяет для каждого предприятия себестоимость гигакалории тепла и кубометра воды. А методика тарифообразования определена по порядку, утвержденному Минрегионом. Согласно ему, тариф формируется по формуле «затраты на производство услуги + уровень рентабельности».
 
Законодательная инициатива господина Глущенко содержит и норму о введении текущих счетов со специальным режимом использования. На эти счета должны перечисляться денежные средства, поступающие в качестве платы за предоставление услуг по центральному водоснабжению и водоотводу и за поставленную тепловую энергию от всех категорий потребителей, для проведения расчетов за потребленный природный газ и электроэнергию. Эксперты в целом поддерживают эту законодательную инициативу как таковую, которая направлена ​​на улучшение состояния расчетов, ссылаясь на аналогию, которая существует при платежах за электроэнергию (ст. 15-1 закона «Об электроэнергетике») и поставленный природный газ (ст. 18 закона «О принципах функционирования рынка природного газа»).
Свое видение нового статуса регулятора имеют и чиновники. 25 июля в парламент поступил законопроект № 11030, которым предусмотрено на законодательном уровне закрепить за Нацкомпослуг полномочия по утверждению порядков (методик) формирования тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода. Одновременно правительственный законопроект предлагает исключить из полномочий Нацкомпослуг разработку и утверждение порядков формирования тарифов на тепловую энергию в сфере теплоснабжения для субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках.
 
Борьба за контроль над рынком бытовых отходов и процессами тарифообразования для предприятий теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода продолжается. Свидетельством чего стали неоднозначные, но знаковые законодательные инициативы, которые были внесены на рассмотрение во время прошлой парламентской сессии. Так, уже после выборов мы можем стать свидетелями существенного перераспределения полномочий в пользу одной из государственных структур.
 
Комментарии (0)