Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоРегистрация недвижимости: что, где и как?
Новости ЖКХ
02 декабря 2021 г.
25 ноября 2021 г.
22 ноября 2021 г.
19 ноября 2021 г.
11 ноября 2021 г.
10 ноября 2021 г.
08 ноября 2021 г.
04 ноября 2021 г.
29 октября 2021 г.

Регистрация недвижимости: что, где и как?

В Украине начала действовать новая система регистрации недвижимости, которая уже подверглась критике со стороны как простых украинцев, так и застройщиков. Попробуем разобраться, куда обращаться, и что нужно, чтобы узаконить свою недвижимость.
В феврале 2011 года украинский парламент принял новую редакцию закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений», согласно которому держателем Государственного реестра прав на недвижимость определено Министерство юстиции. Таким образом, в Украине начала действовать новая система регистрации недвижимости, которая уже подверглась критике со стороны, как украинцев, так и застройщиков.
 
В частности, весной текущего года глава «Укргосреестра» Дмитрию Вороне пришлось отчитываться перед Минюстом и предпринимать действия по ликвидации очередей граждан, желающих получить право собственности на недвижимость.  «Я с уверенностью могу сказать, что проблема массовых очередей, которые были в начале января, ликвидирована. Ни в одном отделении Государственной регистрационной службы нет тех тысячных очередей, которые были еще полгода назад в период работы Бюро технической инвентаризации», - заявил тогда господин Ворона в ходе трехстороннего совещания Минюства, «Укргосреестра» и Госземагентства. 
 
При этом он добавил, что «устранить проблему удалось, благодаря открытию новых помещений для государственной регистрации». По словам главы Укргосреестра, сейчас в структуре службы работают 584 отделения, что более, чем в два раза превышает количество отделений БТИ, которых насчитывалось 280. В январе 2013 года госрегистраторы зарегистрировали 83,5 тыс. заявлений и обращений, из которых 70%  было рассмотрено, то в марте уже было зарегистрировано 204,78 тыс. и рассмотрено 93% от зарегистрированных.
 
Впрочем, очереди украинцев к госрегистратору – далеко не исчерпывающий перечень проблем, который возник в результате работы новой системы. Так, в июле нынешного года президент Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе сообщил журналистам, что на сегодня актуальными для участников рынка строительства жилой недвижимости на сегодня являются вопросы регистрации прав на недвижимость и защиты имущественных прав частных инвесторов. «Сейчас нет четкого списка, из чего состоит сам процесс регистрации недвижимости. И это является почвой для коррупционных действий в больших масштабах», - отметил он.
 
Попробуем разобраться, как же работает новая система, и кто что регистрирует?
 
Государственная регистрационная служба Украины («Укргосреестр»), созданная два года назад в составе Минюста, осуществляет управлением регистрационными процедурами (кроме транспортных средств)  общественных и благотворительных организаций, средств массовой информации, юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, актов гражданского состояния и, наконец, прав на недвижимость.
 
Точнее, «Укргосреестр» занимается организацией процесса регистрации имущественных прав на недвижимость, а непосредственно формализацию прав собственности проводят органы регистрации прав, к которым с января 2013 года относятся также нотариальные службы. Ранее регистрацией прав на недвижимость занимались Бюро технической инвентаризации, которые с этого года лишены этой функции, а осуществляют первичную (обязательную) и вторичную (не обязательную) техническую паспортизацию недвижимости (инвентаризацию).
 
Права на недвижимость регистрируются в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, который ведется в электронном виде. Администратором этого реестра является ГП «Информационно-ресурсный центр» при Минюсте.
 
Когда обращаться в регистрационную службу?
 
Государственные регистрационные службы регистрируют права собственности на объекты недвижимости в следующих случаях.
 
Во-первых, если право собственности возникло до 1 января 2013 года, но не было зарегистрировано в порядке, который действовал на тот момент. Например, в декабре прошлого года был заключен договор купли-продажи квартиры или оформлено свидетельство о праве на наследство. Но документы для регистрации прав на приобретенную квартиру в органы БТИ поданы не были. В этом случае, для того, чтобы узаконить приобретенную недвижимость, гражданину необходимо обратится к госрегистратору с соответствующим заявлением и пакетом документов. 
 
Во-вторых, обращения в регистрационную службу неизбежно, если регистрируется право, возникшее на основании решения суда. Также обязательна регистрация прав собственности новостроя или реконструированного объекта недвижимости. Впрочем, стоит отметить, если право собственности на недвижимое имущество было зарегистрировано до вступления в силу нового порядка регистрации, а именно – до 2013 года, то регистрировать повторно его не нужно. 
 
Какова роль нотариуса?
 
Нотариусы (как частные, так и государственные) регистрируют права на недвижимость при удостоверении сделки о переходе права собственности на недвижимость, если сделка произошла после 1 января 2013 года. Такой сделкой может быть как заключение договора купли-продажи или дарения недвижимости, так и выдача свидетельства о праве на наследство.
 
Если для удостоверения сделки о переходе права собственности на недвижимость подаются документы о праве собственности, зарегистрированные согласно законодательству, действовавшему до начала текущего года, то нотариус регистрирует право собственности в Госреестре имущественных прав.
 
Важно понимать, что права собственности, оформленные до 2013 года, остаются действительными¬. Их регистрация¬ в Государственном¬ ре¬естре прав произойдет лишь тогда, когда собственник решит эти права передать другому лицу. А регистрацию произведет уже нотариус.
 
Порядок регистрации прав
 
Для регистрации права собственности на недвижимость, если право собственности возникло до 2013 года, но не зарегистрировано в порядке, который действовал тогда, в органы госрегистрации нужно подать:
 
1. Заявление установленного образца;
2. Правоустанавливающий документ на объект недвижимости и его нотариально заверенная копия. Правоустанавливающим документом может быть договор купли-продажи, дарственная (или другой, по которому к заявителю перешло право собственности), свидетельство о праве на наследство или другие документы, установленные законом;
3. Копии паспорта и справки  присвоении идентификацонного номера заявителя;
4. Если заявление о регистрации права собственности подается уполномоченным лицом, то дополнительно предъявляется документ, удостоверяющий полномочия (доверенность, свидетельство о рождении ребенка), подается его нотариально удостоверенная копия, а также копия паспорта и справки (карточки) о присвоении идентификационного номера уполномоченному лицу;
5. Документ об оплате гос¬пошлины за регистрацию прав на недвижимость в сумме 119 грн; 
6. Документ об оплате выдачи выписки из Госреестра прав - 120 грн. 
 
Право, возникшее на основании решения суда, регистрируется в том же порядке, что и право, возникшее на основании сделки. Просто в этом случае правоустанавливающий документ, который подается для регистрации, – это решение суда с отметкой о том, что оно вступило в законную силу, а также его нотариально заверенная копия.
 
Что украинцы получили в результате?
 
Согласно новому законодательству, документом, удостоверяющим регистрацию, является выписка из Госреестра прав. Получив этот документ, собственник может быть спокоен – его право зарегистрировано, а значит собственно с этого момента и возникло.
 
Чем старые выписки отличаются от новых?
 
До 2013 года права собственности также регистрировались в электронном реестре, а БТИ выдавали соответствующие выписки. Он назывался Реестром прав собственности на недвижимое имущество. Ведение этого реестра регламентировалось временным положением Минюста. Нынешний реестр создан во исполнении закона «О государственной регистрации прав». Дело еще заключается в том, что у этих двух ре¬естров не только различные правовые основания. Они и технически являются различными базами данных. Однако органы ГРП и нотариусы имеют право доступа к старому Реестру прав собственности на недвижимое имущество, поэтому сведения о регистрации прав в нем не пропадут.
 
Новострой и реконструкция
 
Если регистрируется право на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости, государственный регистратор до регистрации прав выдает свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество. Ранее такие свидетельства выдавали местные органы власти. Поскольку, согласно новому порядку, свидетельство выдается одним органом и одновременно с регистрацией прав, можно говорить о том, что процедура регистрации прав на недвижимость упростилась. Для получения такого свидетельства, необходимо подать правоустанавливающие документы на недвижимость и земельный участок, технический паспорт на объект недвижимости, выданный БТИ, а также документы, которые удостоверяют прием законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию,  и подтверждающие присвоение объекту недвижимости адреса, письменное согласие всех сособственников на проведение реконструкции, если¬ объект принадлежит не одному, а нескольким собственникам.
.
Купля-продажа, дарение, наследство
 
Регистрация прав собственности при отчуждении объектов удостоверяется, как и раньше, нотариусом.
Новшества в следующем:
 
1. Нотариус для удостоверения сделки отчуждения недвижимости не требует материалов технической инвентаризации. Таким образом, отпадает необходимость обращаться в БТИ, вызывать техника для проверки наличия (отсутствия) несогласованных с властями перепланировок. Теперь вопрос незаконной перепланировки отдан на ответственность сторон сделки.
 
2. Если право собственности на отчуждаемую недвижимость зарегистрировано в Госреестре прав, нотариус проверяет факт такой регистрации, удостоверяет сделку отчуждения недвижимости, а после - регистрирует объект за новым собственником в Госреестре прав и выдает выписку. Таким образом, новому собственнику нет необходимости, как раньше, идти в регистрирующий орган, чтобы¬ зарегистрировать свое право. 
 
3. Если право собственности на отчуждаемую недвижимость не зарегистрировано в Госреестре прав, но зарегистрировано согласно действовавшему в период возникновения прав законодательству, нотариус регистрирует право на отчуждаемую недвижимость в Госреестре прав, после чего производит все действия, описанные в предыдущем пункте.
 

«Обменяю одну 2-х комнатную квартиру на две однокомнатные». Многие из нас слышали объявления данного рода. Как раз, Вашему вниманию представлен сайт http://stroinvest.com, где можно найти много информации по обмену, а также купли и продаже квартиры (недвижимости).

 
Комментарии (0)