Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоПрокуратура ослабила контроль за коммунальщиками
Новости ЖКХ
02 декабря 2021 г.
25 ноября 2021 г.
22 ноября 2021 г.
19 ноября 2021 г.
11 ноября 2021 г.
10 ноября 2021 г.
08 ноября 2021 г.
04 ноября 2021 г.
29 октября 2021 г.

Прокуратура ослабила контроль за коммунальщиками

Ни для кого не секрет, что отношения коммунальных предприятий с системой прокуратуры Украины, на которую до сих пор возложена функция надзора за соблюдением законов всеми предприятиями, остаются сложными.

Рассматривая жалобы граждан на некачественное предоставление услуг или нарушения их прав как потребителей коммунальных услуг, прокуроры в большинстве случаев необоснованно становятся на сторону жалобщиков. Не до конца разобравшись в ситуации, обвиняемые предоставляют коммунальщикам предписания, которые, практически, невозможно выполнить на практике (особенно в ситуациях с поверкой средств измерительной техники - счетчиков холодной и горячей воды), а потом еще и спрашивают об их выполнении.

Изучение представления контролирующих органов, в частности, Государственной финансовой инспекции о возбуждении уголовного дела по результатам ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые, между прочим, далеко не всегда являются обоснованными и законными, прокуроры нередко возбуждают уголовные дела в отношении руководителей и бухгалтеров коммунальных предприятий. Дальше - начинают осуществлять обзоры и обыски на предприятиях, а затем, после обжалования результатов ревизий в судах, закрывают уголовные дела.

Однако, со вступлением в силу 1 декабря 2012 закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам усовершенствования деятельности прокуратуры» ситуация должна измениться. Этим документом изменен закон «О прокуратуре», ряд процессуальных кодексов и отдельные законы. В частности, новыми нормами закона отменено полномочия прокурора по изданию обязательных для исполнения актов прокурорского реагирования - протестов и предписаний. Также установлен единый акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в виде представления, внесение которого не влечет приостановления действия нормативно-правовых актов, прекращении определенной деятельности, необходимости совершения действий или безусловного устранения нарушений, которые, по мнению прокурора, имели место.

Читайте также: Прокуратура раскрыла серию жилищно-коммунальных махинаций

Кроме того, закон запрещает прокурору без назначения проверки осуществлять надзор за соблюдением и применением законов (кроме тех, которые направлены на установление наличия нарушений). Прокурорская проверка может осуществляться только после вынесения постановления, которое должно зафиксировать основания для ее проведения, то есть такие, которые свидетельствуют о возможных нарушениях законности. Более того, в постановлении должно быть обоснование необходимости совершения прокурором конкретных действий. Копия постановления обязательно должна предоставляться лицу, на права и свободы которого может повлиять проведение прокурорской проверки.

Впрочем, прокуроры больше не смогут проводить проверку на основании заявлений физических и юридических лиц (кроме тех, которые содержат сообщения о преступлении) до тех пор, пока не будет проведено предварительное рассмотрение компетентными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Есть ли во внесенных изменениях положительные моменты именно для коммунальщиков? Во-первых, и это главное, отныне жалобы потребителей на предоставление некачественных коммунальных услуг, неправомерные действия коммунальщиков, неосуществление поверки счетчиков (любимая тема для постоянных «жалобщиков») не будут  рассматриваться исключительно прокурорами без предварительного рассмотрения таких жалоб и заявлений компетентными органами местного самоуправления или исполнительной властью. То есть, фактически, давление прокуратуры на коммунальщиков уменьшится в разы.

Во-вторых, в связи с отменой полномочий обвинителя относительно издания обязательных для исполнения актов прокурорского реагирования - протестов и предписаний, существенно облегчится жизнь коммунальщикам, которые вынуждены были выполнять любые, даже бессмысленные, предписания прокуроров по устранению так называемых «нарушений законодательства». Также коммунальным предприятия приходилось реагировать на протесты относительно применения «существенно завышенных», по мнению прокуратуры, тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые не подкреплялись никакими доказательствами.

Читайте также: Ивано-Франковские ЖЭКи будут ходить по судам

В-третьих, теперь прокуратура должна заблаговременно сообщить коммунальному предприятию об осуществлении проверки в виде вручения копии соответствующего постановления, которое должно быть обоснованным. Не допускается проведение проверки без предоставления копии этого документа представителю предприятия. Постановление о проведении проверки может быть обжаловано коммунальщиками к прокурору высшего уровня или суду в течение 10 дней с момента получения копии.

В-четвертых, если до вступления в силу изменений в законе «О прокуратуре» протесты прокуроров подлежали немедленному исполнению, и прокуроры охотно выносили такие протесты довольно часто по тарифным вопросам на услуги ЖКХ, то теперь внесение прокурорского представления не прекращает действия, и не останавливает нормативно-правовой акт, в том числе, и об установлении стоимости жилищно-коммунальных услуг. А последнюю точку в таких делах ставит исключительно суд.

Однако, как известно, у любой медали есть две стороны. Руководители, главные бухгалтеры и юридические службы коммунальных предприятий должны учесть, что согласно ст. 214 Уголовного процессуального кодекса Украины, который вступил в силу 20 ноября и в корне изменил систему уголовного судопроизводства, следователь или прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления о совершенном уголовном преступлении или после самостоятельного выявления им с любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование.

При этом заявителем может быть физическое или юридическое лицо, даже не потерпевший, который обратился с заявлением или сообщением об уголовном правонарушении в орган государственной власти, уполномоченный начать досудебное расследование. То есть, если раньше у следователя, прокурора, работника органов внутренних дел, получившего заявление о возбуждении уголовного дела было 10 дней на осуществление проверки фактов, изложенных в заявлении, и только по истечении этого срока нарушал уголовное дело, или отказывал в его возбуждении за отсутствием состава преступления, то теперь уголовное производство в отношении того или иного должностного лица возбуждается в автоматическом режиме. Уже по окончании расследования решается вопрос о наличии или отсутствии в действиях лица состава преступления.

Читайте также: Чиновник «Луцктепло» «погорел» на копейках

Руководителям коммунальных предприятий нужно быть готовыми к тому, что обычные жалобы граждан на бездействие коммунальщиков, которые прокуроры отныне не рассматривают, удивительным образом превратятся в заявления о совершении уголовного преступления в отношении коммунальщиков. После регистрации такого заявления прокурор имеет право вызывать на настоящий допрос должностных лиц коммунального предприятия, даже в случае противоречивого начисления абоненту за потребленные коммунальные услуги.

Также нужно быть готовым к тому, что на допрос к прокурору придется идти сразу после получения акта ревизии от Государственной финансовой инспекции, которая не дожидаясь результатов обжалования выводов ревизии в суде, обязательно подаст в прокуратуру заявление об уголовном правонарушении, а не представление об устранении нарушений законодательства.

В такой ситуации, когда коммунальщики оказались между «Сциллой и Харибдой» по отношению тактики своей поведения с прокуратурой. Ведь, с одной стороны, прокуроры теперь не имеют права непосредственно вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия, а с другой - могут автоматически возбудить уголовное производство в отношении руководителя предприятия, даже за ложное начисление потребителю. Следует помнить только одно - лучше иметь плохой мир, чем хорошую войну.

 
Комментарии (0)