Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательство«Свобода» борется за контроль над тарифами
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

«Свобода» борется за контроль над тарифами

Как ранее сообщала «У.К.» в августе было создано НКРЭКУ, которая подчиняется Президенту Украины. Решительно против такого подчинения выступили народные депутаты ВР Мирошниченко и Мирный, зарегистрировав свое видение законопроектов.

Президент Украины Петр Порошенко Указами №692/2014-695/2014 от 27 августа 2014 года ликвидировал Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере электроэнергетики. Вместо двух национальных регуляторов Президентом Порошенко было создано единую Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), председателем которой назначен Владимир Демчишин.

Уже 10 сентября 2014 года НКРЭКУ получила утвержденное Указом Президента Украины № 715/2014 Положение, согласно которому Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, является государственным коллегиальным органом, подчиненным Президенту Украины и подотчетным Верховной Раде Украины. Среди других функций к задачам НКРЭКУ входит лицензирование хозяйственной деятельности в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения и в нефтегазовом комплексе, установление утверждении цен/тарифов на поставки природного газа, электроэнергии и коммунальные услуги, утверждение порядков формирования тарифов и правил пользования природным газом, электрической энергией и правил предоставления коммунальных услуг. НКРЭКУ действует как коллегиальный орган и образуется в составе Председателя и шести членов. Председатель, члены НКРЭКУ назначаются на должности и освобождаются с должностей Президентом Украины путем издания соответствующего указа. Срок полномочий Председателя, члена НКРЭКУ составляет шесть лет. При этом решения, принятые НКРЭКУ, оформляются постановлениями и распоряжениями, которые обязательны к исполнению субъектами естественных монополий, и подлежат обязательной государственной регистрации в установленном законодательством порядке, за исключением решений по вопросам установления цен и тарифов (кроме установления цен и тарифов для населения) и решений по вопросам функционирования оптового рынка электрической энергии.

Читайте также: Президент «склеил» из Нацкомуслуг и НКРЭ одну комиссию

То есть, несмотря на то, что 21 февраля Законом Украины № 742-VII в Украины было восстановлено парламентько-президентскую форму правления, согласно которого большинство в Верховной Раде Украины формирует состав Кабинета Министров Украины, который в свою очередь формирует вертикаль центральных органов исполнительной власти, Президент Украины Петр Порошенко решил сохранить за собой контроль и политическое влияние на формирование тарифной политики в сфере энергетики и коммунальных услуг путем подчинения себе новообразованной НКРЭКУ.

Решительно против такого подчинения Президенту Украины НКРЭКУ выступают народные депутаты Игорь Мирошниченко и Александр Мирный, 16 сентября зарегистрировали два законопроекта «О государственном регулировании в сфере энергетики и коммунальных услуг» и «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» за №5088 и 5089 соответственно.

Законопроектом №5088 предлагается определить, что основными принципами государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг являются:

1) законность;

2) беспристрастность и предсказуемость государственного регулирования;

3) объективность при принятии решений;

4) открытость и прозрачность процедур государственного регулирования;

5) адресность регулирования;

6) обеспечение защиты прав потребителей.

Также предлагается определить, что НКРЭКУ осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией и законами Украины независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, субъектов хозяйствования, всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинских профсоюзов и профобъединений, а также объединений граждан или их органов. Запрещается воздействие и вмешательство органов государственной власти, их должностных лиц, органов местного самоуправления, всеукраинских объединений организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинских профсоюзов и профобъединений, а также объединений граждан или их органов в деятельность органа, осуществляющего государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, запрещается.

Законопроектом предлагается установить жесткие временные рамки и сроки рассмотрения НКРЭКУ вопросов относительно выдачи лицензий субъектам хозяйствования - лицензиатов по поставке электроэнергии, природного газа, централизованного отопления и горячего водоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода, а также установление цен/тарифов на тарифов на поставки природного газа, электроэнергии и коммунальные услуги.

Механизм обеспечения беспристрастности принятия решений НКРЭКУ и ее независимости от политических сил раскрывается народными депутатами в законопроекте №5089. В частности, нардепы Мирный и Мирошниченко предлагают определить НКРЭКУ как независимый постоянно действующий коллегиальный государственный орган, который действует на принципе внепартийности и осуществляет надзор и регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Законопроектом №5089 предлагается определить, что НКРЭКУ состоит из девяти членов. Из них по три члена НКРЭКУ назначаются сроком на шесть лет без права повторного назначения Верховной Радой Украины, Президентом и Кабинетом Министров Украины. В отличие от существующего порядка назначения главы НКРЭКУ Президентом, законопроектом №5089 предлагается избрание председателя НКРЭКУ из числа ее членов тайным голосованием.

При этом членом НКРЭКУ может быть назначен гражданин Украины, который имеет высшее (профильное, экономическое или юридическое) образование, опыт работы на руководящих должностях в соответствующей сфере не менее трех лет. Кроме этого, по предложениям нардепов Мирного и Мирошниченко члены НКРЭКУ не могут быть членами какой-либо политической партии, а также члены НКРЭКУ и члены их семей (супруг, дети, родители) не могут быть собственниками, акционерами или учредителями, входить в состав органов управления субъектов природных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, а также получать от них финансовое или материальное вознаграждение и помощь.

Читайте также: Украина просит Германию помочь с реформами энергетики

Также Законопроектом №5089 предлагается обеспечить открытость деятельности НКРЭКУ путем обнародования повестки дня заседания на ее официальном веб-сайте не позднее, чем за три рабочих дня до дня проведения заседания, обнародования решений НКРЭКУ и документов, принятых НКРЭКУ на ее официальном веб-сайте не позже, чем через пять рабочих дней после дня проведения заседания, информирование общественных организаций организации и потребителей о деятельности субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность на смежных рынках.

В украинском политикуме так повелось, что вопрос уровня тарифов на коммунальные услуги всегда был более политическим, чем экономическим. С этой стороны контроль за деятельностью Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг является прекрасным инструментом административного давления в вопросах установления «правильных» тарифов на природный газ, электроэнергию и коммунальные услуги для недопущения снижения рейтинга Президента Украины или политической силы, которая сформировала правительство. Но не пора ли отойти от такой позорной практики искусственного регулирования тарифов и ввести независимое тарифообразования в сфере энергетики и коммунальных услуг?

Андрей Осадчий

 
Комментарии (2)
Sergiy1
23 сентября 2014 г. 09:43
Поки ми будемо грати в комунальні послуги (до речі в положенні про нову комісію відсутні послуги з ЦО,ГВП та холодної води разом з водовідведенням) не зважаючи, що недолугий чинний поки що закон №1198-VI такий вид діяльності передбачає ,то так і будемо жити. Запутали навіть МВФ.В усьому світі теплова енергія і вода товар. Скільки замовив скільки і отримав.Тільки своєчасно сплачуй.
Sergiy1
24 сентября 2014 г. 13:19
Пане Михайле! Замовник або колгосп,або Ви як(маю надію)власник(співласник) своєї квартири.Можливо і не єдиної(дай боже)!