Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоМинрегион пытается открыть «паспортные столы»
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Минрегион пытается открыть «паспортные столы»

В июле 2014 г. Минрегион опубликовал законопроект «Об энергетической эффективности зданий». Задача законопроекта - урегулировать отношения в сфере обеспечения энергетической эффективности как только проектируемых зданий так и давно «вросших» в землю домов

Идея создания законопроекта не нова. Над ее реализацией законодатели работают уже 5 лет, но безуспешно. За это время в Верховной Раде потерпели фиаско три аналогичных законопроекта. Самым фартовым можно считать документ №9683. В мае 2012 года Верховная Рада приняла его в первом чтении, однако дальше дело не пошло.

Теперь же Минрегион решил попытать законотворческого счастья, на ниве энергетической эффективности. Проект, подготовленный министерством, как и все его предшественники, кардинально меняет правила игры для собственников зданий. В нем учтен опыт разработки предыдущих проектов, «сошедших с дистанции». 

Самые спорные предложения прошлых лет, а именно о паспортизации всех зданий жилого фонда, включая частные дома, в новый проект не включены. Однако, суть осталась прежней. В проекте прописаны основные принципы государственной политики в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий; определены ответственные органы власти и меры по обеспечению энергетической эффективности. Прежним остался и основной ориентир, заявленный разработчиками – приближение украинского законодательства к европейскому. А именно, к директиве Европейского парламента и Европейского Совета №2010/31/ЕС «Об энергетических характеристиках зданий». 

«Сладкая парочка»

Ключевые нововведения проекта Минрегиона – введение двух разных документов: паспорта и сертификата энергоэффективности, а кроме этого – расширение требований для зданий «со стажем». 

Для новых и реконструируемых зданий законопроектом  Минрегиона предусмотрена обязательная паспортизация. А вот уже существующие здания необходимо сертифицировать. При этом для трех категорий объектов с общей отапливаемой площадью свыше 500 кв. м вводится обязательное получение сертификата энергетической эффективности:

- для зданий, находящихся в государственной собственности; 

-для зданий при их купле-продаже, обмене, дарении и т. п. и для отдельных просторных помещений в зданиях (кроме жилых многоэтажек) при совершении аналогичных операций. 

Отдельная норма проекта посвящена зданиям коммунальной формы собственности. Органы местного самоуправления, в случаи необходимости,  наделены правом проводить обязательную сертификацию, но с учетом технических возможностей и экономической целесообразности. С чего можно сделать вывод, что до обязательной сертификации многоэтажек, большая часть которых пребывает в коммунальной собственности, дело не дойдет. Слишком эфемерна экономическая целесообразность этой непростой процедуры, особенно в ситуации, когда местные бюджеты «поют романсы», а жилой фонд представлен в основном «наследием хрущевских времен».

Читайте также: Украинский жилищный фонд не готов к зиме

Без казуса в предлагаемом законопроекте не обошлось. Статья 5 обязывает размещать выписку из сертификата энергетической эффективности на видном месте в домах государственной и коммунальной собственности с отапливаемой площадью свыше 500 кв. м. Выполнить это требование невозможно по двум причинам. 

Во-первых, не факт, что органы местного самоуправления в едином порыве введут обязательную сертификацию зданий коммунальной собственности. 

Во-вторых, раздел проекта об обязательной сертификации вступит в силу через 18 месяцев после вступления в силу статьи 5, не ранее 2017 года.

Это типичный случай «испорченного телефона». В первоисточнике, то есть в Директиве №2010/31/ЕС статья 13 предусматривает демонстрацию энергетического паспорта здания (а не выписки из него) путем вывешивания его на видном месте. Но эта норма распространяется только на две категории зданий и при условии, что их паспортизация уже проведена: на здания с общей полезной площадью свыше 500 кв. м, предназначенные для приема большого количества граждан, и на такие же здания государственных органов. 

Похожая ситуация и с обязательной сертификацией. Статья 12 Директивы предусматривает выдачу энергетического паспорта только в двух случаях: при строительстве зданий, их продаже или сдаче в аренду; и для зданий с общей полезной площадью свыше 500 кв. м (с 9 июля 2015 года – свыше 250 кв. м), если они заняты государственными органами или часто посещаются гражданами. 

Можно констатировать, что в сравнении с общеевропейскими нормами, в проекте Минрегиона есть «перегиб»: здание, находящееся в госсобственности (например, общежитие) и здание, в котором находится госорган – совсем разные вещи, не говоря уже о зданиях коммунальной собственности. 

Что общего у заводского цеха с храмом?

Вместе с тем, в проекте Минрегиона четко и однозначно очерчена сфера его применения. Под действие проекта не подпадают 5 категорий объектов: здания, в которых расположены структурные производственные подразделения предприятий, здания церквей-мечетей, памятники архитектурного и культурного наследия, временные сооружения со сроком использования не более 2 лет, а также объекты, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта застройки земельного участка. За исключением последней нормы аналогичные исключения предусмотрены и европейской Директивой. Что же касается добавочного пункта, его появление обусловлено украинскими реалиями. Напомним, что согласно Приказу Минрегиона №103 от 5 июля 2011 года строительные паспорта необходимы для строительства индивидуальных, садовых и дачных домов «ростом» не более 2 этажей и площадью до 300 кв. м, а также для строительства хозяйственных построек и гаражей. Проще говоря, действие проекта не распространяется на весь частный сектор, за исключениям особо просторных «хатынок». Новинка проекта Минрегиона – выведение за его рамки временных сооружений.

Сплошная безответственность

Главный недостаток нового проекта закона – его декларативность. Конкретных норм в нем мало. Так, раздел проекта, устанавливающий минимальные требования к энергоэффективности зданий, в сравнении с предыдущими проектами, значительно урезан, «завуалирован» и состоит всего из двух пунктов. Не установлена проектом и ответственность за нарушение его требований. Он лишь отсылает к действующему законодательству. На практике это означает, что собственников зданий, отказавшихся от получения энергетических сертификатов, нельзя будет наказать. Не урегулирована и ответственность специалистов по энергосбережению за качество проведенной ими паспортизации-сертификации. 

Читайте также: Частные энергокомпании тормозят энергоэффективность

Еще один краеугольный камень проекта Минрегиона – финансирование его выполнения. Проектом предусмотрена государственная поддержка в виде удешевления кредитов, кредитования, предоставления гарантий государственного и местного бюджетов. Проблема в том, что согласно статье 17 Бюджетного кодекса государственные гарантии по кредитам могут предоставляться исключительно в пределах и по направлениям, которые определены в законе о госбюджете на текущий год. Сегодняшняя реализация государственных ипотечных программ наглядно иллюстрирует возможности бюджетного кредитования и удешевления кредитов. 

Не учитывается проектом, что многие существующие здания введены в эксплуатацию в советские времена, когда отсутствовали требования к энергоэффективности. На этот пробел эксперты обращали внимание и в предыдущих проектах, но «воз и ныне там».

Проект, подготовленный Минрегионом, нуждается в серьезной корректировке. В противном случае его может постигнуть судьба предшественников. Возможно, это и не самый худший вариант. Повышать энергоэффективность зданий, конечно, нужно. Но кто гарантирует, что реализация нового закона не превратится в борьбу с ветряными мельницами или того хуже – в бизнес на энергопаспортах-сертификатах? Да и зачем тратить деньги на сертификацию здания, которое завтра может рассыпаться как карточный домик, если не подержать его стены? А таких зданий в Украине немало. 

В Германии модернизация панельных домов серийной застройки (аналог украинских «хрущевок») закончилась лишь в 2008 году и заняла 17 лет. Общие затраты на проведение этой кампании превысили 6 млрд евро. Затраты на обеспечение минимальных показателей энергоэффективности одной квартиры составили 8,5 тыс. евро. Располагает ли Украина такими средствами? Вопрос остается открытым.

Зал Вашей квартиры требует обновление интерьера? Что можно добавить в дизайн? Вот, например, Вашему вниманию представлены столики журнальные . Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте stol-nedorogo.com.ua. Заходите и делайте свой выбор.

 
Комментарии (1)
Sergiy1
14 августа 2014 г. 12:59
Закон можливо єдине що забезпечить ,так це визначення фатичного енергетичного навантаження на один метр квадратний. Тоді і тарифи будуть реальні на опалення. Знову кредити ,а де механізми стимулювання споживача займатися енергоефективними заходами у своїй власності. Комунальна власність давно почила в бозі, а ми все про неї.