Рус Укр
ГлавнаяПубликацииАльтернативная энергетикаМини-ГЭС - альтернативная энергетика?
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Мини-ГЭС - альтернативная энергетика?

Волна строительства мини- и малых ГЭС сегодня приобретает такой масштаб, что скоро превратится в финансово-политическое цунами, сокрушительное для карпатских и не только гидроэкосистем. Подробнее рассмотрим в публикации.

Причина, вызвавшая волну строительства - повышенные коэффициенты «зеленого» тарифа на электроэнергию, зафиксированые в Законе Украины № 514-19. Закон сам по себе полезен для страны, вот только с малой гидроэнергетикой не все в порядке. Действительно ли он помогает достичь энергонезависимости Украины, попробуем разобраться.

Начнем с Закона № 514-19 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии» вступивший в силу 16 июля этого года. Ключевым понятием этого и некоторых нормативных актов, в которых им вносятся изменения, является «зеленый» тариф, по которому Оптовый рынок электроэнергии (ОРЭ) обязан покупать избыточную энергию в объектов альтернативной энергетики, в том числе у частных хозяйств.

 «Зеленый» тариф — специальный тариф, по которому закупается электрическая энергия, произведенная на объектах электроэнергетики, в том числе на введенных в эксплуатацию очередях строительства электрических станций (пусковых комплексах), из альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии - произведенная лишь микро-, мини - и малыми гидроэлектростанциями)

Эти нормы действовали и ранее, однако новым законом введен ряд дополнительных стимулов к развитию «зеленой» энергетики: за украинскую составляющую в оборудовании введено стимулирующую надбавку (хотя раньше эта норма была обязательной, что вызвало критику общественности и экспертов) к упрощенным и расширенных условий продажи энергии ОРЭ. В частности, документом разрешено максимальную мощность частных домохозяйств 30 кВт вместо 10 кВт, как это было раньше. Для владельцев индивидуальной солнечной электростанции это сокращает период окупаемости установки и, соответственно, повышает прибыль. В целом закон № 514-19 поощряет генерацию альтернативной энергии в Украине, что в свете исчерпания традиционных ресурсов, сложной экономической ситуации, загрязнения окружающей среды и требований Киотского протокола является большим позитивом.

Однако, сосредоточимся на гидроэнергетике. Законодательством о  «зеленом» тарифе устанавливается исключительный приоритет микро-, мини- и малым ГЭС перед средними и крупными гидроэлектростанциями. Итак, первые считаются объектами альтернативной энергетики.

Технически доступный гидроэнергетический потенциал Украины оценивается в 8,3 млрд кВт⋅ч электроэнергии. С введением в 2008 году «зеленого» тарифа, бизнес-компании начали активно восстанавливать или восстанавливать заброшенные мГЭС, что их сотнями строили во времена СССР. Еще до недавнего времени в современной Украине активно функционировало 80 гидроэлектростанций мощностью менее 10 МВт, сейчас уже 104, и новые объекты появляются десятками, особенно на западной Украине, где гидропотенциал малых рек только в Закарпатской и Львовской областей составляет 70%, а количество малых ГЭС, что находится на разных этапах планирования, проектирования и изготовления разрешительной документации в Карпатском регионе - более 500.

             Читайте также: Повышение тарифов на свет «обрастает» спорами

Мотивация очевидна: сегодня стоимость 1 кВт⋅ч, согласно Постановления НКРЭКУ № 1637 от 28 мая 2015 г., составляет от 2,7 до 4,5 грн для 104 микро-, мини- и малых ГЭС, которые сейчас действуют. Это в 2-3,5 раза выше, чем было в 2013 году. А период окупаемости составляет 3-4 года против 13-16 в Европе.

Впрочем, без комплексного подхода не получится заварить даже чашку чая, не говоря уже о таком сложном концепте как малая гидроэлектростанция, которая существует на пересечении как минимума экологических, социально-экономических и законодательных вопросов. Специалисты Всемирного фонда природы WWF обнаружили, что высокие цифры гидропотенциала, приведенные выше, в пропорции к общему объему производства электроэнергии в Украине по состоянию на 2013 год составляли всего 0,16% (для количества 80 мГЭС). То есть, даже если за ближайший год количество мГЭС вырастет, например, до 200, на энергонезависимость страны это повлияет незначительно. К тому же, выработка электроэнергии на малых ГЭС зависит от гидрологических условий и сезонных особенностей ее потребления. Больше всего энергии Украина потребляет зимой, именно тогда, когда объем воды в карпатских реках - самый низкий.

Переориентация с ОРЭ на отдельного потребителя в контексте малой гидроэнергетики также не имеет смысла именно по причине дороговизны ставки «зеленого» тарифа. То есть, миф о том, что малые ГЭС обеспечивают дешевой, экологически чистой энергией отдаленные регионы, очевидно, была создана с целью оправдания перед общественностью бешеных темпов строительства этих объектов, иногда в обход других законов и здравого смысла. Вряд ли кто-то будет покупать электроэнергию по неконкурентоспособными ценам, в несколько раз выше цены энергии традиционных крупных ГЭС, ТЭС и АЭС. А вот владельцам более четырех десятков компаний, инвестирующих сегодня в малую гидроэнергетику, учитывая схему обязательного выкупа, финансовая выгода гарантирована.

Следует заметить, что законом № 514-19 зафиксировано и несомненный позитив: сейчас государство закупает не всю электроэнергию, производимую мГЭМ, а только ее избыток, за вычетом объема расходов электрической энергии на собственные нужды. Однако, куда именно и на каких условиях бизнес-структуры будут распределять энергию и выиграет ли от этого население региона — остается вопросом.

Тем временем, кумулятивный эффект воздействия на систему водных артерий Карпат вследствие строительства 500 запланированных мгэс не учитывается никем, кроме экологов. А это и эрозия, и оползни, и частичное пересыхание или обмеление реки, и гибель редких растений и рыб в результате вмешательства в экосистему и механических препятствий к миграции, и негативы для людей: от невозможности горного сплавного туризма к воздействию на хозяйственную деятельность вследствие изъятия части долины реки. МГЭС строятся даже на заповедных территориях, по устаревшим технологиям, без планирования, стратегических оценок и оценок совокупного влияния на весь речной бассейн.

Относительно чистоты энергии, генерируемой микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями, то здесь тоже не все просто. Распространено мнение, якобы мГЭС не вызывает выбросов парниковых газов, нивелируется тем обстоятельством, что если ГЭС требует обустройства водохранилища, то выделение метана, газа, парниковый потенциал которого в 20 раз выше СО2, - неизбежно. Этот процесс происходит во время заполнения водохранилища вследствие разложения органических остатков. И функционирования малых ГЭС никоим образом не влияет на параллельную работу, например, построенных еще в 60-80гг. ТЭС, которые остаются основным источником вредных выбросов в атмосферу.

       Читайте также: Альтернативная энергетика: Украина равняется на Латвию

Продолжаются акции протеста, судебные дела и даже целые фестивали против незаконного сооружения ГЭС, передачи в частную собственность и уничтожение живой и неживой природы - не только в Карпатах, но и в центральной Украине. Среди самых циничных вмешательств в окружающую среду: мини-ГЭС на реках Черемош, Белый Черемош, Сарата (находится в составе ихтиологического заказника, возведение мГЭС здесь нарушает многочисленные нормы законов и Уголовный кодекс), Шипит, Теребля, Случь, Рось, реки на Хустовщины, Раховщине и много других случаев, которые еще не освещены медийно.

У экологов, которые сбились с ног защищать природу от ее «царя» - человека, есть несколько советов к законодателям по поводу развития малой гидроэнергетики:

1. Выделение особо ценных речных участков с законодательным закреплением природоохранного статуса и запрета строительства ГЭС на таких участках.

2. Выделение ценных речных участков, на которых возможно строительство только экологически наименее вредных ГЭС - например, безгреблевих ГЭС природного стока, а также запрет на полное преграждение русла рек любыми плотинами или стенками.

3. Осуществление планирования гидроэнергетического использования рек с учетом планов социально-экономического развития территорий, правового статуса земель.

4. Проведение качественной оценки воздействия на окружающую среду, обязательной государственной экологической экспертизы проектов ГЭС, которая будет базироваться на данных всесторонних научных исследований.

5. Осуществление мониторинга воздействия существующих ГЭС на окружающую среду.

6. При условии ухудшения экологического состояния реки и прилегающей территории – для принятия мер для устранения негативного влияния ГЭС на окружающую среду как условия их дальнейшей работы; законодательно закреплена возможность износа ГЭС в случае, если негативное воздействие на окружающую среду не может быть устранен без такого износа.

7. Выделение участков для строительства ГЭС на основании градостроительной документации, согласование их с планами развития территорий и равный и конкурентный доступ к участкам всех субъектов хозяйствования (например, на основании аукционов)

8. Предоставление преимущества экологически неистосщающим технологиям для освоения гидроэнергетического потенциала рек (например, безплотиновые ГЭС естественного стока), которые не имеют негативного влияния на окружающую среду, присущего деривационным и греблевим малым ГЭС.

9. Оснащение малых, мини - и микро-ГЭС капитального типа рибоходами, и/или другими рибопропускними и рибозахисними сооружениями и устройствами, способными обеспечить миграцию всех мигрирующих аборигенных видов рыб

10. Наложение моратория на строительство ГЭС в выработке допустимых критериев и их закрепления на законодательном уровне.

Петр Тєстов, эколог МБО «Экология-Право-Человек», который активно участвует в кампаниях против массового строительства малых ГЭС, добавляет: «Нас, экологов часто обвиняют в «неконструктивном» подходе, мол мы мешаем своими протестами Украина развиваться. Но извините, малые ГЭС – это просто коррупционная схема по наполнению карманов владельцев электростанций. Их строительство никоим образом не приводит к энергонезависимости, однако позволяет кому-то хорошо зарабатывать за счет государства. Мы вместе с коллегами из других природоохранных организаций неоднократно обращались с коллективными обращениями к Президенту Украины, Кабинету Министров Украины с требованием обратить внимание на эту проблему – но ни одного адекватного ответа так и не получили. Наверное вопрос защиты рек и прекращение коррупционных схем их не интересует.»

Нам всем важно осознать одну простую вещь. Альтернативная энергетика - это не только экономия финансовых и топливных ресурсов, на уровне госбюджета или потребителя. Альтернативная энергетика с точки зрения ее глобальной цели - это, в первую очередь, снижение вредных выбросов в атмосферу, забота об окружающей среде, стремление сохранить Землю для жизни на ней, а не освоение космических технологий и выбора планеты для переселения, оставив по себе убитый рай. Поэтому на уровне каждой малейшей гидроэлектростанции уничтожение рек, краснокнижной флоры и фауны в них не может быть оправдано выгодой от прибылей отдельных структур, что выросли пропорционально коэффициентов «зеленого» тарифа. Давайте оставим право на альтернативность солнечным и ветроэлектростанциям, а реки и жизни в них - в покое.

Ольга Проскура, специально для «Украины Коммунальной» Гражданская сеть ОПОРА

На смену очков пришли контактные линзы. Они по своим параметрам нисколько не отличаются от очков, наоборот решают многие вопросы (ведь не всем нравиться носить очки). Вашему вниманию представлены линзы цветные купить которые можно на сайте doctor-lens.ru. Заходите и делайте свой выбор среди представленного разнообразия ассортимента.

 
Комментарии (0)