Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоБюджетная децентрализация - имитация деятельности?
Новости ЖКХ
24 января 2022 г.
28 декабря 2021 г.
23 декабря 2021 г.
17 декабря 2021 г.
16 декабря 2021 г.
10 декабря 2021 г.
02 декабря 2021 г.
25 ноября 2021 г.
22 ноября 2021 г.

Бюджетная децентрализация - имитация деятельности?

Верховная Рада Украины 8 августа зарегистрировала проект Закона «Про внесение изменений в Бюджетный кодекс Украины» о бюджетной децентрализации. КМУ настаивает на неотложном рассмотрении законопроекта, поэтому уже сегодня, 12 августа ждем его принятия.

Премьер-Министр Арсений Яценюк на заседании правительства 19 марта 2014 года представил план действий «100 дней, 100 шагов правительства», который содержал перечень мероприятий, осуществление которых должно было бы остановить экономический коллапс и заложить первые кирпичи реформирования национальной экономики на пути к европейскому сообществу.

План действий предусматривал реализацию стратегии децентрализации власти и внедрения в жизнь реформы местного самоуправления, посредством разработки и принятия уже в апреле изменений в Бюджетный и Налоговый Кодексы, по введению нового принципа распределения доходов бюджета между центром и регионами.

Однако, проведение антитеррористической операции на Востоке Украины внесло свои коррективы в правительственные планы, поэтому только 8 августа в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона № 4435а «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» о бюджетной децентрализации.

Кабинет Министров Украины обратился к Верховной Раде Украины с просьбой рассмотреть этот законопроект как неотложный, поэтому уже во вторник 12 августа во время пленарного заседания народные депутаты его могут принять.

Этим законопроектом предусмотрено расширение имеющейся доходной базы местных бюджетов, в частности предусмотрено передаче из государственного бюджета платы за предоставление административных услуг (кроме 50% административного сбора за госрегистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений и государственной регистрации юридических и физических лиц - предпринимателей), государственной пошлины; увеличение процента зачисления экологического налога с 35 до 80%; закрепление за местными бюджетами стабильных источников - налога на доходы физических лиц по новым нормативам (бюджеты городов областного значения, районов - 60%, областные бюджеты - 15%, бюджет Киева - 20%) и налога на прибыль предприятий частного сектора экономики (областные бюджеты - 10%).

Читайте также: Децентрализация власти: обещания или реформы?

Также предусмотрено введение новых видов трансфертов, в частности базовой дотации, которая будет иметь компенсаторный характер и обеспечивать выравнивание налогоспособности местных бюджетов по закрепленным доходам (налогу на доходы физических лиц, налогом на прибыль) и установка новой системы выравнивания за закрепленными общегосударственными налогами (налог на прибыль и налог на доходы физических лиц) - в зависимости от уровня поступлений на одного жителя. Остальные платежи не подлежат выравниванию и останутся в полном распоряжении местных бюджетов.

Кроме этого, произойдут изменения в разграничении зачисления средств экологического налога (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов), с предвидением зачисления в государственный бюджет 20% поступлений, а в местные бюджеты - 80%, в том числе в областных бюджетов - 55%, сельских, поселковых, городских бюджетов - 25% и бюджета города Киева - 80%. Кабинет Министров Украины в этом законопроекте в 2015 году планирует получить доходов от уплаты экологического налога 4,6 млрд грн., из которых местные бюджеты смогут осуществить расходы на сумму 3,754 млрд грн.

Указанный ресурс органами местного самоуправления будет направляться на финансирование строительства и реконструкции водопроводных и канализационных очистных сооружений; модернизацию систем теплоснабжения; модернизацию и ремонт лифтового хозяйства; реконструкцию и ремонт жилых домов и т.д.

20 процентов доходов экологического налога и сбора за специальное использование лесных ресурсов, которые останутся в государственном бюджете, в сумме 938,6 млн грн., планируется направить на финансирование мероприятий, связанных с функционированием территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения.

Как уверяют чиновники, при подготовке этого законопроекта были исследованы позитивные достижения бюджетных реформ в зарубежных странах, в частности Польши и Германии, по организации межбюджетных отношений и механизмов бюджетного выравнивания. Однако, невозможно не отметить ряд недостатков и несоответствий в этом законопроекте.

Если действительно чиновниками изучался опыт Польши, то они должны бы были знать, что поляки, которые еще в 1999 году провели бюджетно-административную реформу, сначала определили первичную административную бюджетную единицу - гмину. Средняя польская гмина имеет население около 10-15 тыс. жителей, она не тождественна определению поселок или город, она может объединять жителей отдельных сел, поселков, городков с окрестными поселками или большого города. То если мы действительно изучали опыт успешной реформы Польши, возможно целесообразно бы и нам было сначала определиться относительно первичной бюджетной единицы, или новой единицы территориального устройства, которая должна быть указана в обновленной Конституции Украины, а уже потом вносить изменения в Бюджетный кодекс Украины. Кстати сам законопроект № 4435а содержит упоминания об объединенных территориальных общин, однако, специального закона о возможности объединения нескольких сел, поселков и городов пока не принималось, то ли не торопится правительство с внедрением бюджетной децентрализации если нет основной бюджетной единицы?

Также по польскому образцу местным советам правительством предлагается предоставить право самостоятельного выбора учреждения (в органах Казначейства или учреждениях банков) по обслуживанию средств бюджета развития местных бюджетов и собственных поступлений бюджетных учреждений. Но есть несколько условий и оговорок при реализации этого права.

Во-первых, учреждения банков должны отвечать одному из следующих критериев: уставный капитал банка составляет или превышает 10 млрд грн.; государство прямо и/или косвенно владеет 75 или более процентами уставного капитала и/или голосов; доля общих активов банка составляет 2% или более от размера общих активов банков Украины.

Во-вторых, местные советы должны иметь в виду, что в случае зачисления и использования собственных средств на счетах, открытых в учреждениях банков, такое учреждение теряет статус бюджетного учреждения, а кроме этого в случае возникновения временных кассовых разрывов общего фонда такого местного бюджета объемы таких разрывов не будут покрываться за счет средств единого казначейского счета и ссуды местным бюджетам не будут предоставляться. Выбор без выбора, потому что учреждение пожелает отказываться от возможности получения займов или покрытия кассовых разрывов с единого казначейского счета, тем более в условиях сложной экономической ситуации в Украине...

Читайте также: «Политическим камикадзе» не хватает средств на ЖКХ

Не очень соответствует духу децентрализации и положения законопроекта № 4435а о порядке формирования государственного фонда регионального развития, согласно которому местные советы до 1 мая года, предшествующего плановому, подают Минрегиону (ранее - Минэкономразвития) предложения относительно программ и мероприятий, включая инвестиционные программы (проекты), которые могут реализовываться за счет средств государственного фонда регионального развития в следующем бюджетном периоде. Минрегион, в свою очередь, на основании представленных предложений осуществляет оценку и отбор указанных программ и мероприятий на конкурсной основе в рамках индикативного прогнозного объема средств государственного фонда регионального развития и представляет правительству для утверждения предложения относительно распределения средств государственного фонда регионального развития с перечнем соответствующих программ и мероприятий. Все как во времена правительства Николая Азарова - инвестиционные проекты, конкурсы, хотя еще в марте Вице-премьер-министр - Министр регионального развития, строительства и ЖКХ, Владимир Гройсман в интервью «У.К.» уверял, что в условиях децентрализации Минрегион не будет иметь никакого отношения к распределению средств государственного бюджета между территориальными общинами...

Оценки законопроекта № 4435а со стороны специалистов - экономистов и коммунальщиков неоднозначные. Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак считает, что положения законопроекта № 4435а в большей степени касаются изменения принципов расходной части государственного бюджета и процедуры перераспределения средств расходной части, а потому это нельзя считать настоящей децентрализацией. Правительство лишь имитирует осуществления бюджетной реформы, - считает Андрей Новак. По его мнению, настоящая децентрализация - это полное изменение принципов формирования не затратной, а прежде всего доходной части бюджета с распределением части общенациональных налогов между регионами и центром в сторону увеличения местной доли, чего не произойдет и после принятия законопроекта № 4435а.

Иначе считает координатор жилищно-коммунальных программ Гражданской сети «Опора» Татьяна Бойко - в целом, предоставление большей автономии местным бюджетам является прогрессивным и позитивным шагом, ведь у муниципалитетов появятся свободные средства на модернизацию муниципальных зданий, ремонт коммуникаций и замену оборудования на предприятиях ЖКХ, на поддержку энергосберегающих мероприятий в жилищном фонде и др. Однако, принятие такого закона до выборов представляется призрачным, замечает Татьяна Бойко, - к тому же, изменение в администрировании налогов займет некоторое время, поэтому вряд ли удастся осуществить серьезные мероприятия отопительного периода даже если нововведения станут законом.

А для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства приятно то, что экологический налог в большинстве своем попадет в местный бюджет и позволит решить хотя бы какие-то проблемы, - делится точкой зрения коммунальщиков директор ООО «Билоцеркиввода» Ольга Бабий. «Обидно то, что средства, которые имеют шанс получить местные общины, на самом деле, являются мизерными и не позволят осуществлять серьезные капитальные вещи, - замечает госпожа Бабий, приводя пример ООО «Билоцеркиввода», которое платит в среднем 450 тысяч гривен экологического налога в год. Учитывая, что на сегодня замена канализационного коллектора D 300 длиной 1 км составляет в среднем 1,2 миллиона гривен, то если в год менять 0,5 км коллекторов за счет средств экологического фонда, можно заменить лишь 0,5 км канализационных сетей в год при общей длине 700 км - рассчитала директор ООО «Билоцеркиввода».То есть, на замену коллекторов за счет средств экологического фонда нужно 1500 лет. Вот такая математика от коммунальщиков...

Так, 12 августа во время голосования в сессионном зале народные депутаты должны решить, действительно ли Кабинет Министров Украины предлагает обществу реформу бюджетных отношений между центром и регионами, это просто косметический ремонт сверхцентрализованной системы распределения средств государственного бюджета, который имеет целью изменить лишь форму, а не содержание бюджетных отношений, от которого не будет пользы ни правительству, ни местным органом самоуправления, ни коммунальным предприятиям, ни территориальным общинам.

Лето, а у вас проблемы с холодильником? Н сайте btremont.kiev.ua есть отличные мастера, которые смогут починить любую поломку.

 
Комментарии (0)