Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоБесплатный проезд имеет шанс на возвращение
Новости ЖКХ
02 мая 2024 г.
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.

Бесплатный проезд имеет шанс на возвращение

Одной из жертв бюджетных «улучшений» стал бесплатный проезд для некоторых категорий граждан. Он был отменен и переведен на усмотрение местной власти. Сейчас появилась надежда на восстановление льготы, однако, пересмотрят ли решение нардепы - вопрос.

Со дня принятия Государственного бюджета Украины на 2015 год и ряда других законодательных актов, без которых оно было бы невозможным, прошел не один день - больше месяца, но страсти по этому поводу не утихают до сих пор. Главным образом из-за того, что некоторые из принятых законодательных документов идут в ногу с робингудовскими принципами с точностью до наоборот: грубо говоря, парламентарии решили забрать деньги у «бедных» в пользу, официально, государственной казны, - и понятным и ощутимым рядовому украинцу это становится именно сейчас. 

К таким антисоциальным Законам, которые были приняты в ночь с 28 на 29 декабря, можно отнести и Закон № 76-VIII «О внесении изменений и признании такими, что утратили силу, некоторых законодательных актов Украины». Этим документом было отменено широкий круг льгот и выплат отдельным категориям лиц, изменен порядок их предоставления и пересмотрен уровень социальных гарантий. В частности, среди наиболее весомых, внесены изменения в условия оплаты труда, ее сокращение, медикам, педагогам, работникам культуры, и т.п.; фактически заморожено среднюю заработную плату, которая применяется при назначении пенсии; отменена выплата пособия для оздоровления в размере должностного оклада к отпуску для работников библиотек, работников культуры и государственных служащих; отменено право на все виды бесплатного проезда в транспорте для ветеранов, инвалидов, чернобыльцев и других категорий граждан, ограниченно предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг; снят запрет на отправление работников в отпуска без сохранения заработной платы; и т.д. При этом, ответственность за сохранение некоторых льгот и выплат, значительная часть полномочий по существованию учреждений образования, культуры, медицины была возложена на органы местного самоуправления и местные бюджеты. Поэтому, соответственно, от их наполнения будет зависеть, принятие того или иного решения. 
 
 
Интересно, что соответствующий законодательный акт не был согласован ни рядом ответственных министерств и ведомств, ни непосредственно профсоюзными организациями, но все же принят парламентариями. Не помешали даже многочисленные акции протеста профсоюзов, студентов и пенсионеров, которые сопровождали заседания Верховной Рады от 23 декабря 2014 года до самого дня принятия. Народные избранники были убеждены, что действуют на благо украинского народа. Так, в пояснительной записке к проекту Закона, Министр финансов Наталья Яресько замечает, что документ никоим образом не касается вопросов социально-трудовой сферы и развития регионов, не требует обсуждения с общественностью, в нем отсутствуют любые дискриминационные положения, правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений, и направлен он на пользу - оптимизацию использования имеющихся государственных финансовых ресурсов. Конечно, возникает вопрос, как, например, сокращение заработной платы может не касаться социально-трудовой сферы, отмена бесплатного проезда для льготных категорий граждан не требует обсуждения с общественностью, и т.д. Однако позиция Министра финансов понятна, на то он и Министр финансов, чтобы думать о финансах, а вот позиция парламента требует объяснения, особенно в вопросе отмены льгот и выплат социально незащищенным категориям граждан, хотя и, к слову, работники медицинских и образовательных учреждений в Украине также получают не самые большие зарплаты, чтобы безболезненно пережить их сокращение. Первое - выглядит аморально, второе - фактически грозит уничтожением качественного образования и медицины. Еще более удручающей окраски приобретает этот факт в ключе того, что свою заработную плату народные избранники решили наоборот - повысить: с 5,6 тыс. грн до 12,1 тыс. грн. Для сравнения, это в 8 раз больше чем должностной оклад учителя общеобразовательного учебного заведения без категории и учета надбавок, которые парламентарии урезали. 
 
Большинство из этих бюджетных «улучшений» пока необратимо, у меньшинства - с недавних пор появилась надежда на пересмотр и восстановление социальной справедливости. Так, например, на возвращение бесплатного проезда могут надеяться свыше 13,5 миллионов украинских пенсионеров, ветеранов труда, инвалидов, участников войны и детей войны. В конце прошлой недели в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №1872 «О внесении изменений в отдельные законы Украины», которым предлагается вернуть соответствующую льготу некоторым категориям граждан, в том числе и школьникам, поскольку оно было отменено вопреки Конституции Украины. 
 
Заметим, согласно статье 22 Конституции Украины конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Что собственно и произошло.
 
Так, законопроектом №1872 предусматривается внесение корректив в некоторые статьи Законов Украины: «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине», «Об основах социальной защищенности 6инвалидов в Украине», «О социальной защите детей войны», «Об охране детства», «О местном самоуправлении в Украине», «О жертвах нацистских преследований». 
 
При этом стоит отметить, документом не пересматривается норма Закона №76-VIII, по которой пенсионерам, ветеранам и детям войны, ветеранам труда, и т.д «предлагаются льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги, бесплатное обеспечение лекарствами, бесплатное первоочередное обеспечение санаторно-курортным лечением, бесплатное зубопротезирование предоставлять только при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины». Примечательно, ранее льготы предусматривались без ограничений.
 
В то же время существует вероятность возобновления государственной поддержки молодежи. Об этом говорится в проекте Закона №1885 «О внесении изменений в отдельные законы Украины» (относительно восстановления льгот на проезд для молодежи и финансовой поддержки молодежи на селе), который был зарегистрирован в парламенте вслед за предыдущей инициативой и имеет аналогичное обоснование. В частности, этим документом предусматривается возврат льготы на проезд для учащихся и студентов дневной формы обучения; оказание единовременной адресной помощи в десятикратном размере минимальной заработной платы молодым работникам, привлеченным к работе в селах и поселках, а также предоставление особой гарантии для отдельных категорий безработных, которые потеряли работу в связи с изменениями в организации производства и труда.
 
 
Перерастут ли эти надежды и вероятности в реальное воплощение - пока делать выводы рано. Как показывает украинская законодательная практика, настроение парламентариев предсказать трудно.
 
С тарифами на проезд в общественном транспорте гораздо проще. Сейчас в большинстве городов Украины стоимость проезда в маршрутках составляет 3 грн, в электротранспорте - 1,5-2 грн. Начиная с конца лета перевозчики говорят о повышении тарифов, рассматривает такую возможность и власть на местах. Прогнозы неутешительные. Говорят, подорожания не миновать, главным образом из-за того, что значительно увеличилась стоимость электроэнергии и энергоносителей. Так, к примеру, в столице в скором времени ожидается подорожание проезда в общественном транспорте вдвое: стоимость одной поездки в электротранспорте составит 3 грн, а в метро и городской электричке - 4 грн. Кроме того, в Киеве уже повысился проезд в некоторых маршрутках - до 5-6 грн. Да, конечно, допустим, пенсионеры не всегда пользуются общественным транспортом каждый день, но если посчитать, что минимальная пенсия в Украине около 1 тыс. грн, а цены на товары и услуги выросли вдвое по сравнению с мартом прошлого года, то «транспортные» расходы все равно будут ощущаться. Самым большим ударом это будет для семей с несколькими школьниками, особенно если оба родителя работают, скажем, в учреждениях образования, медицины или культуры.
 
Екатерина Ляшевская

Наш мир может быть безопасным! Позаботьтесь о социальной защите коллектива Вашего предприятия вместе с http://krona.net.ua. Высокий уровень обслуживания, круглосуточная поддержка, собственная служба врачей-экспертов.

 
Комментарии (0)