Рус Укр
ГлавнаяПубликацииБлагоустройствоЗа качество ремонта дорог ужесточат ответственность
Новости ЖКХ
21 сентября 2020 г.
17 сентября 2020 г.
11 сентября 2020 г.
09 сентября 2020 г.
07 сентября 2020 г.
04 сентября 2020 г.
03 сентября 2020 г.
25 августа 2020 г.

За качество ремонта дорог ужесточат ответственность

Украинские дороги по качеству одни из худших в Европе. И дело не только в недофинансировании ремонтных работ - свою злую роль играет и недобросовестность подрядчиков. Так, нардепы решили усилить их ответственность за качество ремонта автодорог.
ремонт дорог
Новости по теме

По выводам экспертов Всемирного экономического форума, Украина неоднократно попадала в десятку стран с наихудшими по качеству дорогами. В прошлом году позавидовать украинским автодорогам могла разве что Молдова, дороги которой были оценены мировыми экспертами низко – в 1,5 балла за качество. 

В этом году международные аналитики Украину вообще проигнорировали – решили не обрабатывать информацию относительно качества ее инфраструктуры. Чем руководствовались международные эксперты принимая такое решение – неизвестно. А вот почему в Украине ужасные дороги – причин несколько. 
 
Прежде всего – значительное недофинансирование, которое сопровождает украинское дорожное хозяйство из года в год. По ориентировочным подсчетам «Укравтодора», для того, чтобы привести только автомобильные дороги общего пользования государственного значения в нормативное эксплуатационное состояние, необходимо как минимум 500 млрд грн. «И это без учета сети дорог и мостов на оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей, а также не принимая во внимание автомобильные дороги местного значения, нынешнее состояние которых намного хуже состояние опорной дорожной сети», - подчеркивает экс-председатель Государственного агентства автомобильных дорог Сергей Подгайный.
 
Вместо этого средств для проведения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в государственном бюджете Украины уже который год подряд не предусмотрены. «Все чего удалось добиться – увеличение фактического финансирования отрасли в этом году с 3,4 млрд грн до 3,7 млрд грн, что составляет лишь 37% от минимально необходимого объема расходов в части всего эксплуатационного содержания» - замечает господин Подгайный, добавляя, что львиную долю предусмотренных в этом году госбюджетом средств направили на выполнение текущего мелкого ремонта, который, по его словам, является единственной возможностью восстановить равенство и целостность украинских дорог.
 
 
Кроме этого, к ухудшению состояния отечественных автодорог производит нарушение весовых норм со стороны крупногабаритного транспорта. «Расчетные убытки от движения автодорогами Украины чрезмерно загруженных автомобилей достигают десятков миллиардов гривен в год», - отмечает Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский
 
Не менее важной является и добросовестность подрядчиков, которые выполняют ремонтные работы. К сожалению, в Украине нередки случаи, когда выделенные государством средства на ремонт дорог, без того незначительные, частично оседают в карманах должностных лиц подрядных организаций, а сам ремонт автодорог проводится на скорую руку, в дождливую погоду, и, соответственно, служит считанное время. «Если из государственного или местных бюджетов и выделяются какие-то деньги, то их быстро через коррупционные схемы «раздают» приближенным к высокопоставленным чиновникам фирмам, которые за мизерные деньги проводят ямочный ремонт дорог, а львиную долю бюджетных средств кладут себе в карман». Через месяц асфальт исчезает, а ответственности никто не несет», - возмущается ряд нардепов. 
 
В частности, к примеру, недавно в Ровенской области Служба автомобильных дорог излишне уплатила подрядчикам свыше 1,3 млн грн. По информации Госфининспекции, одна из подрядных организаций безосновательно включила в акт выполненных работ по эксплуатационному содержанию автомобильной дороги государственного значения стоимость работ по эксплуатации центрального управляющего пункта, а другая - завысила объемы и стоимость выполненных ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах местного и государственного значения. 
 
Примечательно, все из перечисленных проблем украинская власть пытается решать. Так, дополнительные средства на ремонт дорог выстраиваются по иностранных финансовых учреждениях, со значительной нагрузкой на автодороги борются путем активизации мер по внедрению на дорогах эффективного весового контроля, а вот подрядчикам планируют повысить ответственность за проводимые дорожные работы. 
 
Относительно последнего – с такой инициативой в парламент ряд народных избранников обратился на днях. В частности, группой депутатов в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона № 3173 «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» относительно обеспечения гарантирования качества строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог». 
 
Согласно пояснительной записке, целью этого документа является «создание условий для обеспечения качественного строительства, реконструкции, текущего ремонта автомобильных дорог государственного и местного значения путем введения обязательной гарантии выполненных работ, которая будет предоставляться исполнителем этих работ будут включены в договор о закупке работ, услуг по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог - в том числе срок гарантии выполнения работ, оказания услуг и условия гарантийного обслуживания построенных, реконструированных, отремонтированных автомобильных дорог». 
 
Для ее реализации нардепам предлагается внести изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок», а именно определить, что: 
- документация конкурсных торгов должна содержать, среди прочего, проект договора или основные условия, которые обязательно будут включены в договор о закупке, а для договоров о закупке работ, услуг по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог - также срок гарантии выполнения работ, оказания услуг и условия гарантийного обслуживания построенных, реконструированных, отремонтированных автомобильных дорог;
- заказчик определяет победителя торгов из числа участников на основании критериев и методики оценки, указанных в документации конкурсных торгов, а критериями оценки будет также для строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог – гарантия выполнения работ; 
- согласование изменения цены закупки в сторону уменьшения не может предусматривать изменения качества товаров, работ и услуг, в том числе работ, услуг по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог, предоставления услуг без условий гарантийного обслуживания построенных, реконструированных, отремонтированных автомобильных дорог.

 
Наряду с этим в Законе «Об осуществлении государственных закупок» документом предлагается предусмотреть запрет заключения договоров, которые нацелены на оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок, кроме случаев, предусмотренных этим Законом, а также договоров о закупке работ, услуг по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог без срока гарантии выполнения работ, оказания услуг и без условий гарантийного обслуживания построенных, реконструированных, отремонтированных автомобильных дорог. 
 
«Бездорожье за беззаконие терпеть дальше нельзя, ремонтируя дорогу юридическо лицо – подрядчик, выполняющая эти работы, должна нести ответственность за качество выполненных работ, давать гарантию на их выполнение», - отмечают разработчики проекта. Но станут ли украинские дороги вскоре лучшими? – вопрос остается риторическим. 
 
В «Укравтодоре» жалуются, что согласование нормативных и других актов тянется годами. К примеру, не смотря на то, что речь о реформе дорожной отрасли ведется на уровне государства уже несколько лет, Концепция реформирования системы государственного управления автомобильными дорогами общего пользования была утверждена Распоряжением Кабинета Министров только в конце марта 2015 года. «Пока проблемы дорожной отрасли не будут решаться на всех уровнях, до тех пор в Украине дорог не будет» - утверждает Сергей Подгайный. 
 
Таким образом проблему качества украинских дорог можно обозначить четырьмя простыми словосочетаниями: «не за что ремонтировать», «ремонтируем не по совести», «не храним, что имеем» и «в большинстве нас это устраивает». 
 
Анастасия Люк
 
Комментарии (0)