Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоЖКХ запуталось в законодательной паутине
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

ЖКХ запуталось в законодательной паутине

Действие печальноизвестного закона №1198-VII вызвало широкий общественный резонанс и неоднозначную реакцию предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, теплокоммунэнерго, ОСМД, ЖСК и общественных организаций.

Уже более двух месяцев прошло с момента вступления в силу Закона Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», принятия которого вызвало широкий общественный резонанс и неоднозначную реакцию предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, теплокоммунэнерго, ОСМД, ЖСК и общественных организаций. На страницах «Украины Коммунальной» уже анализировались плюсы и минусы этого Закона, однако в процессе воплощения в жизнь его норм оказывается, что проблем и минусов гораздо больше, чем позитива.

Начнем с того, что этим Законом Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, было наделено полномочиями устанавливать тарифы для лицензиатов кроме лицензированных услуг, еще и на услуги по централизованному отоплению и поставке горячей воды, а также по централизованному снабжению холодной воды, водоотведения (с использованием внутридомовых систем) для субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках, лицензирование деятельности которых осуществляется Комиссией, и которые являются исполнителями этих услуг с момента вступления в силу Закона №1198-VII.

То есть, отныне естественные монополисты автоматически стали исполнителями жилищно-коммунальных услуг с централизованного отопления и поставки горячей воды, а также по централизованному снабжению холодной воды, водоотведения в жилом фонде без проведения соответствующих конкурсных процедур, предусмотренных Порядком определения исполнителя житолово-коммунальных услуг в жилищном фонде, утвержденным приказом Госжилкоммунхозом №60 от 24.05.2005 года. Следовательно, со вступлением в силу этого Закона фактически было захоронено как законодательный программный акт Общегосударственную программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы, поскольку ее основной задачей было создание развитой конкурентной среды на рынке обслуживания жилья.

Читайте также: В систему расчетов за энергоносители пришли улучшения

Член Нацкомуслуг Дмитрий Григорьев в рамках дискуссии по проблемам предприятий водоснабжения, которую «У.К.» организовывали во время выставки «Аква-терм киев 2014» 13 мая 2014 года, подтвердил, что Законом №1198 Нацкомуслуг поручили выполнять несвойственную и неприродню функцию - регулировать условия осуществления деятельности монополиста на рынке, там где монополизма не может быть apriori. Однако, это мера временная, уверен Дмитрий Григорьев, и будет действовать до сформирования органов местного самоуправления на новой, аполітичній, основе. Напомним, что требование передачи функций установления тарифов от органов местного самоуправления к Нацкомуслуг была единственной и последней условием получения кредита «stand by» правительством Украины от МВФ, который небезосновательно считал, что местная власть в нынешней ситуации будет просто саботировать установление повышенных тарифов на коммунальные услуги.

Такое расширение рынка услуг для монополистов вроде бы должно привести к тому, что Водоканалы и Теплоэнерго получат дополнительный доход, который раньше получали ЖЭКи и управленческие компании. И в некоторых уже закралась мысль о том, что принятие Закона №1198 бессовестно пролоббировано самими монополистами. Однако, сами же монополисты такое мнение опровергают и приводят следующие аргументы.

Во-первых, никто до сих пор не разъяснил, как можно предоставлять услугу до крана потребителя в его квартире не имея при этом на балансе внутридомовые сети. Нормы Закона № 1198 не содержат обязанности передавать ЖЭКам, ДЕЗам, УЖК со своих балансов монополистам внутридомовые сети, а на каких правовых основаниях использовать их монополист, на основании договора транзита, субподряда, также является тайной.

Во-вторых, чтобы осуществить экономически обоснованный расчет тарифов на услуги монополистов с использованием внутридомовых сетей в жилых домах, монополистам нужно по Процедуре установления тарифов на услуги централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения централизованного снабжения холодной воды, водоотведением (с использованием внутридомовых систем), проект которой есть на сайте Нацкомуслуг, рассчитать индивидуальные технологические нормативы использования питьевой воды в жилом фонде Проще говоря, по каждому дому нужно определить процент нормативных потерь воды и степень изношенности сетей.

Читайте также: Власть предупреждает: тарифы на воду вырастут

Рассчитываются эти индивидуальные нормативы на основании Методики разработки технологических нормативов использования питьевой воды жилищно-эксплуатационными предприятиями и организациями, утвержденной приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 14 мая 2008 года №126, которым предусмотрено, что для определения нормативов использования питьевой воды ЖЭП нужно иметь следующие исходные данные: общая площадь придомовой территории, общая площадь квартир всех домов, технические паспорта домов, протяженность трубопроводов внутридомовых сетей. Учитывая то, что большинство ЖЭКов, УЖК и других управленческих компаний просто не имеют этих исходных данных, а что и имеют, то они не объективны, поскольку технические паспорта на «хрущевки» и «сталинки» вообще отсутствуют - то работа по расчету ИТН монополистами затянется на годы. Следовательно, утверждения экономически обоснованного тарифа на предоставление услуг монополистами в жилых домах с использованием внутренних сетей также придется ждать годами.

Пока монополистам со стороны Нацкомуслуг предлагается такой выход из ситуации - утверждение тарифа на лицензированные услуги на уровне 90% от себестоимости, остаток 10% себестоимости составит тариф для монополистов на услуги в жилых домах. Поскольку на внутридомовых сетях десятилетиями не проводилось капитального ремонта ни ЖЭКами, ни мешканями домов, то эти 10% вряд ли хватит для того, чтобы содержать в нормальном состоянии сети. Поэтому они как были решетом, так им и останутся в ближайшее время.

Еще одной головной болью монополистов отныне есть вопросы по возмещению разницы в показных общедомового счетчика и суммарных показаний квартирных счетчиков воды. Ведь теперь, когда монополисты являются исполнителями и предоставляют услуги с использованием внутридомовых сетей, они же и должны нести расходы на необілковані коммерческие потери воды в доме. Но без утвержденных технологических нормативов использования питьевой воды такие потери воды переторяться на дополнительные убытки монополистов.

Не добавляет оптимизма вступления в силу Закона №1198-VII и потребителям жилищно-коммунальных услуг. Во-первых, этим Законом определено, что договор на оказание услуг с централизованного отопления, услуг по централизованному снабжению холодной воды, услуг по централизованному снабжению горячей воды, услуг по водоотведению (с использованием внутридомовых систем), заключаемого исполнителем с потребителем - физическим лицом, не являющимся субъектом хозяйствования, является договором присоединения. То есть потребитель не может предложить свои условия договора и изложить их в протоколе разногласий.

Во-вторых, в ОСМД и ЖСК, которые не смогли себе определить исполнителя услуг самостоятельно, государство фактически отобрала такое право, определив что исполнителями будут монополисты. Правда ОСМД и ЖСК отныне имеют право определиться, на каком правовом основании монополист будет использовать внутридомовые сети, которые являются совместной собственностью членов ОСМД и ЖСК.

В-третьих, потребители так и не получат повышения качества услуг в результате увеличения их стоимости, ведь Закон №1198 - VII принимали не с целью осуществления реальных капитальных инвестиций в ремонт сетей, а с целью получения первого транша кредита «stand by».

Для каждой современной школы сейчас остро стоит вопрос о комплектации кабинета биологии, который бы отвечал требованиям МОН Украины. Біологія

Вы не знаете, где купить запчасти для своего «железного коня»? Интернет магазин запчасти для иномарок Украина вы найдете на сайте teman.com.ua. Мирокий выбор запчастей по доступным ценам!

 
Комментарии (1)
Sergiy
04 июля 2014 г. 13:04
Все почалося ще раніше. Не виконана програма енергозбереження України схвалена постановою КМУ від 27 червня 2000 року №1040, зокрема заходи щодо визначення теплової енергії, води холодної та гарячої товаром. Далі ще гірше: нормою в законодавстві ,а саме п.3 ст.1 Закону України ,,Про державне регулювання у сфері комунальних послуг,, який з”явився за одну ніч між першим та другим читанням ,,тарифи на комунальні послуги - тарифи на теплову енергію (крім тарифів на виробництво теплової енергії на теплоелектроцентралях, теплоелектростанціях, атомних електростанціях і когенераційних установках та установках з використанням нетрадиційних або поновлюваних джерел енергії), транспортування теплової енергії магістральними та місцевими (розподільчими) тепловими мережами, постачання теплової енергії, а також тарифи на послуги централізованого водопостачання та водовідведення, перероблення та захоронення побутових відходів, а також тарифи на послуги з централізованого опалення, послуги з централізованого постачання холодної води, послуги з централізованого постачання гарячої води, послуги з водовідведення (з використанням внутрішньобудинкових систем) для суб’єктів, які є виконавцями цих послуг. { Пункт 3 частини першої статті 1 із змінами, внесеними згідно із Законами N 5400-VI ( 5400-17 ) від 02.10.2012, N 1198-VII ( 1198-18 ) від 10.04.2014. Отже товар став невідомо якою послугою. А далі Закон № 1198 –VI став похідною від цього визначення.