Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоКоммунальным услугам меняют статус
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Коммунальным услугам меняют статус

Кабинетом Министров разработан и зарегистрирован в ВР под № 4563а проект Закона «О жилищно-коммунальных услугах», который должен усовершенствовать законодательное регулирование отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Предлагаем анализ законопроекта

Несмотря на военное положение, в котором уже больше трех месяцев живет Украина и функционирует государственный аппарат, Президентом Украины Петром Порошенко, Кабинетом Министров и Верховной Радой все же предпринимаются определенные шаги направленные на изменение принципов регулирования общественных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Экспертами, обществом и исполнителями жилищно-коммунальных услуг такие попытки власти изменить принципы игры на коммунальном поле расцениваются неоднозначно: от откровенно провальных шагов вроде принятия Закона Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», который фактически похоронил реформу ЖКХ, в отношении положительных решений, таких как ликвидация Президентом Петром Порошенко Нацкомуслуг и НКРЭ Украины и создание на их базе единой Национальная комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, что сделает процедуру установления тарифов более прозрачной и качественной.

Понимающие, что внесенные в последнее время изменения в законодательство, регулирующее сферу жилищно-коммунальных отношений носит несистемный характер, Кабинетом Министров Украины был разработан и зарегистрирован в Верховной Раде Украины под №4563а проект Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который призван системно усовершенствовать законодательное регулирование отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг.

В отличие от пока действующего Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» №1875-IV от 24.06.2004 года (с изменениями), правительственный законопроект №4563а предлагает совершенно другую философию построения взаимоотношений потребителей, исполнителей и органов государственной власти и местного самоуправления.

Читайте также: Украинское законодательство тормозит ГЧП

Среди новаций, предложенных в законопроекте №4563а, можно выделить отсутствие таких понятий как «производитель» и «балансодержатель», которые больше присущи советской системе управления народным хозяйством, чем рыночной экономике. Поэтому законопроектом предлагается признать участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг только потребителя и исполнителя.

В зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги предлагается разделить на:

1) коммунальные услуги (централизованное питьевое водоснабжение; централизованное водоотведение; горячее водоснабжение; газоснабжение; энергоснабжение; поставка тепловой энергии (теплоснабжение); обращение с бытовыми отходами);

2) жилищную услугу - услугу по управлению многоквартирным домом.

Поэтому, услуги по содержанию дома и придомовой территории, предоставляемые ЖЭКами, уходят в прошлое. Управления многоквартирным домом в случае принятия законопроекта №4563а будет осуществляться управляющим (физическим лицом-предпринимателем или юридическим лицом) на основании договора о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом. Такой договор с управляющим многоквартирного дома от имени собственников многоквартирного дома подписывает совладелец, уполномоченный на это собранием совладельцев многоквартирного дома, или лицо, уполномоченное уставом ОСМД.

Законопроектом №4563а вместо понятия «тариф на услуги по содержанию дома и придомовой территории» вводитья понятие «цена на услуги по управлению многоквартирным домом», которая будет состоять из расходов на содержание и проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также вознаграждения управляющему многоквартирного дома. При этом, цена на услуги по управлению многоквартирным домом устанавливается по договоренности сторон и определяется в договоре о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом из расчета за один квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения. Отныне ценообразования в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирным домом является независимым от органов местного самоуправления, то есть законопроектом №4563а предлагается убрать политическую составляющую в вопросе «квартплаты».

Поняв наконец, что энергосбережение начинается с учета ресурсов, правительство предлагает ввести обязанностей коммерческий учет с помощью узлов коммерческого учета, кроме случаев, когда установка узлов технологически невозможна. При этом финансирование работ по установке в многоквартирных домах узлов коммерческого учета, их технического обслуживания, периодической поверки и ремонта средств измерительной техники будет осуществляться за счет средств субъектов хозяйствования, которым принадлежат на основании права собственности или иного вещного права системы централизованного теплоснабжения, централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения, так и за счет физических лиц, являющихся совладельцами или пользователями жилых помещений в многоквартирном доме на принципе софинансирования.

Интересно, что за уклонение от обязательного коммерческого учета законопроектом №4563а установлена возможность применения ответственности в виде ограничения питьевого водоснабжения юридического лица, для которого определен уровень экологической брони, до уровня экологической брони, а в случае невыполнения физическими лицами - предпринимателями и юридическими лицами, для которых уровень экологической брони не установлено, законопроект разрешает применение полного прекращения централизованного теплоснабжения, централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения.

Законопроектом №4563а также устанавливается порядок уведомления потребителя об изменении цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги по принципу «пост-фактум», не за 15 дней до введения в действие новых тарифов, как сейчас, а не позднее чем через десять дней с даты введения их в действие.

Кроме этого, правительством уже в который раз поднят вопрос о необходимости начисления пени за просрочення платежей за полученные услуги. На этот раз норма о неустойке выписана императивно, отныне это не право исполнителя, а обязательства потребителя. Потребитель по законопроекту №4563а обязан платить пеню в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа, которая начисляется за каждый день просрочки, но не более 100 процентов общей суммы долга.

Читайте такжеУ водоканалов принудительно отбирают деньги

Народные депутаты - члены комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики, которым законопроект №4563а направлен для ознакомления, при подготовке его к первому чтению, должны также учесть те обстоятельства, что несмотря на целый ряд положительных моментов, законопроект №4563а далек от совершенства и противоречит действующим нормативно-правовым актам Украины. В частности, законопроект №4563а полностью противоречит действующему Закону Украины №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», который определяет, что производители услуг с централизованного водоснабжения, водоотвода, централизованного отопления и горячего водоснабжения являются исполнителями этих услуг и предоставляют их с использованием внутренних сетей непосредственно потребителю по прямым договорам без участия управляющего многоквартирного дома. Кроме этого, правительственный законопроект №4563а не согласуется с другим правительственным законопроектом №4463а «Об особенностях права собственности в многоквартирном доме», которым предлагается установить несколько иной порядок заключения договоров с управляющим на управление многоквартирным домом.

Принятие законопроекта №4563а в ближайшей перспективе существенно изменит правила игры и принципы взаимоотношений потребителя жилищно-коммунальных услуг и исполнителя. Однако, для того, чтобы его нормы не остались декларативными, а новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» эффективно действовал, нужно уже сейчас отказаться от коммунального популизма, заигрывания с населением в «хорошие тарифы» на квартплату, разработать целый комплекс мероприятий по воспитанию ответственного собственника, который готов нести бремя содержания своего имущества самостоятельно, а не ждать помощи государства или органов местного самоуправления.

Вы уже задумались, что дарить друзьям на Новый Год? Отличные креативные новогодние подарки вы можете найти на bronzalev.com.ua. Только у нас оригинальные подарки по доступным ценам!

 
Комментарии (5)
Sergiy
03 сентября 2014 г. 12:47
Автори цього законопроекту з Мінрегіону уже звільнилися! Молоді таланти залишилися.Тепер знову питання. Де ділися послуги у експлуатації житлових будинків.?І бажано по окемим тарифам на кожний вид робіт. Де послуги з Ц.О.? Що таке виробництво гарячої води.? І чому теплову енергію, як товар не можна продавати в кожну квартиру? А теплопостачання взагалі це виробництво,транспортування та постачання. В котре питання - відповідь відома ,,Чому бідний.....,,.
Олена2
03 сентября 2014 г. 16:50
Сегодня была в Минрегионе. Видела авторов этого законопроекта. Живы, здоровы и даже в меру упитаны. С чего Вы решили, что уволились?
Sergiy
04 сентября 2014 г. 09:15
Пані Олено! А ви призвіще на порівняльній таблиці до законопроекту читали? А ті кого Ви бачили ,думаю із іншої категорії.
Андрій Осадчий2
04 сентября 2014 г. 09:51
Вже є альтернативний законопроект. Відомий борець за справедливість та шанувач відпочинку у Відні з білявками Микола Рудьковський зареєстрував свій законопроект "Про житлово-комунальні послуги" № 4563а-1 http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=52108 щоправда текст відсутній
Андрій Осадчий1
04 сентября 2014 г. 10:50
З'явився текст альтернативного законопроекту 4563а-1. Головний соціаліст України, борець за справедливість Микола Рудьковський скопіював текст урядового законопроекту, який за своєю суттю є глибоко буржуазним та капіталістичним, які і сам Рудьковський, за одним виключенням - споживач за версією Рудьковскього зобов’язаний сплачувати пеню в розмірі 0,00001 відсотка суми простроченого платежу