Несколько недель назад состоялось общественное обсуждение проекта закона «Об энергетической эффективности зданий». Для Минрегиона, разработчика законопроекта, оно завершилось триумфом. Участники обсуждения пришли к выводу, что проект нужно принимать как можно скорее с согласованием документа в предложенной редакции. По мнению экспертов, проект Минрегиона соответствует европейской Директиве №2010/31/ЕС, с принятия предшественницы которой в 2002 году в Европе начался «большой поход» за энергоэффективностью. При этом ведомство акцентирует внимание на том, что Минрегион в своем проекте учел особенности украинских строительных нормативов.
В то время, как в Европе сертификация энергетической эффективности обязательна для зданий с общей площадью свыше 500 кв. м, в проекте Минрегиона прописан более мягкий режим сертификации, без учета в метраже неотапливаемых помещений, в частности, балконов, которые к отапливаемым помещениям не относятся.
Путь в Европу через закон
Несомненно одно - рано или поздно Закон «Об энергетической эффективности зданий» в Украине будет принят, так как это глобальная тенденция. Об экономии энергии, потребляемой зданиями, всерьез задумываются как на Западе, так и на Востоке. То, что первая энергетическая директива ЕС 2002 года устарела всего за 8 лет и в 2010 году заменена Директивой №2010/31/ЕС, наглядно свидетельствует, что Европа не стоит на месте. И это не удивительно. Здания в Европе на старте «гонки за энергоэффективностью» потребляли 40% всей энергии.
В Украине, как и в других странах постсоветского лагеря, здания потребляют еще больше энергии. При этом каждая из стран проблемы энергоэффективности решает в меру своих возможностей и желания. К примеру, в Латвии Закон «Об энергоэффективности зданий» действует с 2013 года, Кыргызстан Закон принял в 2011 году «по мотивам» европейской директивы №2010/31/ЕС и называет лучшим в СНГ, а в России этот же Закон был принят еще в 2009 году.
Украина пока среди отстающих, но сейчас, как никогда, близка к принятию специального закона об энергоэффективности. Во-первых, этому благоприятствует политическая конъюнктура. Во-вторых, проект Закона «Об энергетической эффективности зданий», разработанный Минрегионом, гармонирует с двумя другими масштабными проектами, рожденными в кабинетах министерства: «О жилищно-коммунальных услугах» и «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме».
Большой отсрочки не будет!
Первую презентацию проекта Закона «Об энергетической эффективности зданий» Минрегион провел в июле, о чем «У.К.» писала. В сентябре министерство доработало проект и повторно разместило на своем сайте. Суть документа от этого не изменилась. Главное нововведение проекта - введение обязательной сертификации существующих зданий. А именно:
- гособъектов с отопительной площадью свыше 500 кв. м;
- любых зданий с отопительной площадью свыше 500 кв. м при их продаже или передаче в аренду;
- зданий (кроме жилых), в которых продаются или сдаются в аренду помещения с отопительной площадью свыше 500 кв. м.
Принципиальное отличие доработанного проекта в том, что Минрегион решил не растягивать во времени вступление закона в силу. Первоначально планировалось, что требования об обязательной сертификации зданий начнут действовать через 18 месяцев после официального опубликования закона. Из обновленного варианта эта норма изъята: если закон будет принят, он вступит в силу целиком через полгода после официального опубликования.
Читайте также: Как сэкономить на термомодернизации
Остальные поправки точечные: расширен перечень органов, участвующих в обеспечении энергоэффективности зданий и упомянуты органы местного самоуправления.
Так же расширен перечень объектов, на которые закон и, соответственно, требования об энергоэффективности не распространяются. Первоначально разработчики предлагали вывести из-под действия закона здания, в которых расположены производственные подразделения. Сейчас в проекте содержится норма о нераспространении закона на здания и помещения производственного назначения. Кроме этого проект дополнен новой статьей «Профессиональная аттестация работ (услуг) в сфере энергетической эффективности зданий». Норма об обязательной сертификации Госархстройинспекцией исполнителей работ и услуг по энергоэффективности содержалась и в июльском проекте. Теперь она выписана более четко, а Кабмин наделен полномочиями по регламентации порядка аттестации и установлению перечня работ и услуг, подлежащих аттестации.
Даешь добровольную сертификацию
Впрочем, не исключено, что на пути к парламенту проект лишится нескольких важных пунктов. Восьмого октября Общественный совет при Минрегионе принял решение №3/3, которым признал, что проект Закона «Об энергетической эффективности зданий» не соответствует прогрессивным международным практикам стимулирования в сфере энергоэффективности и нуждается в доработке. Общественники категорически выступили против ключевой нормы проекта - обязательной сертификации зданий, что, по их мнению, «ограничит права и законные интересы собственников недвижимого имущества». Возражают общественники и против обязательной разработки паспортов энергоэффективности объектов строительства в составе проектной документации. Еще одно требование/пожелание Общественного совета - не замыкаться на внутренней сертификации энергетической эффективности зданий, а признать известные международные системы оценки экологической эффективности зданий - британскую BREEAM и американскую LEED.
В случае, если проект в парламент будет внесен без учета предложений Совета, он оставил за собой право обратиться к парламентским фракциям и депутатам с предложением отправить его на доработку.
С другой стороны, если поправки будут учтены - проект окончательно превратится в декларацию с минимумом конкретных норм.
Много слов, мало чисел
По большому счету, достоинство у проекта Закона «Об энергетической эффективности зданий» одно: он ликвидирует законодательную брешь в регламентации энергоэффективности. Существенный недостаток тоже один - декларативность. В этом его отличие от директивы ЕС.
«Три кита» Директивы №2010/31/ЕС:
- установление минимальных требований к энергетической эффективности зданий;
- сертификация зданий и контроль за техническими системами здания: отопления, горячего водоснабжения, кондиционирования и вентиляции. При этом акцент в обеспечении энергетической эффективности сделан на соблюдении min требований при строительстве новых зданий, в существующих зданиях или их отдельных секциях при капитальном ремонте. Причем действие этой нормы распространено почти на все жилые объекты. Исключение сделано лишь для отдельно стоящих зданий с общей полезной площадью менее 50 кв. м и зданий, которые используются менее 4 месяцев в году.
- прописаны четкие требования к проведению проверок технических систем здания. Так, системы отопления, оборудованные котлами номинальной мощностью более 100 кВт должны проверяться не реже одного раза в два года.
Читайте также: Как выжить зимой в многоэтажке?
Цель реализации мероприятий по обеспечению энергоэффективности в европейской директиве также указана конкретная - до 2019 года все новые здания органов власти должны быть «отвязаны» от невозобновляемых источников энергии, а до 2021 года на нулевое потребление невозобновляемых источников энергии должны быть переведены все здания.
В украинском проекте Закона «Об энергетической эффективности зданий» конкретные цели не указаны, раздела, посвященного контролю технических систем, нет. А статья о минимальных требованиях к энергетической эффективности лишь отсылает к действующим техническим регламентам, государственным стандартам, нормам и правилам.
По сути, проект можно было бы назвать «О паспортизации и сертификации энергетической эффективности зданий».
Вот и получается, что принятие проекта на жизни большинства украинцев, проживающих в домах советской застройки, никак не отразиться. Во всяком случае, теплее в домах не станет.
Впрочем, даже если перенести в проект требование Директивы №2010/31/ЕС о соблюдении минимальных норм энергоэффективности «один в один», вряд ли что-то изменится. Капитальный ремонт для жителей большинства домов советской эпохи уже несколько десятилетий - несбыточная мечта.
В Европе за это штрафуют
Остается лишь добавить, что и в Европе с реализацией Директивы №2010/31/ЕС не все гладко. Весной 2014 года Еврокомиссия подала в Европейский суд иски к Финляндии и Бельгии за неполное внедрение требований директивы. Летом аналогичные иски поданы к Польше и Австрии. В группе риска еще несколько стран: Словения, Нидерланды, Люксембург, Италия и Чехия. При этом в случае удовлетворения исков странам-нарушителям придется выплачивать нешуточные штрафы: Польше около 100 тыс. евро в день до полного устранения нарушений, Финляндии и Австрии примерно по 40 тыс. евро в день, Бельгии 19 тыс. евро.
Украине подобные штрафы не грозят. Но с позиции реальных перспектив повышения энергоэффективности зданий - это слабое утешение.
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
Каждый автомобилист дожен беспокоиться не только о своей жизни, но и освоем автомобиле. На сайте http://www.pzu.com.ua/ru/ru-osago.html вы найдете предложение по страхованию ОСАГО для вашего авто. Наша компания всегда заботится о своих клиентах!