Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоОт лачуги до евродома - одна бумажка
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

От лачуги до евродома - одна бумажка

Законопроект «Об энергетической эффективности зданий» готов для передачи в ВР, шансы на принятие высоки. Но если проект станет Законом, тепла в квартирах жителей многоэтажек вряд ли прибавится. Энергоэффективность жилья, останется делом собственных рук.

Несколько недель назад состоялось общественное обсуждение проекта закона «Об энергетической эффективности зданий». Для Минрегиона, разработчика законопроекта, оно завершилось триумфом. Участники обсуждения пришли к выводу, что проект нужно принимать как можно скорее с согласованием документа в предложенной редакции. По мнению экспертов, проект Минрегиона соответствует европейской Директиве №2010/31/ЕС, с принятия предшественницы которой в 2002 году в Европе начался «большой поход» за энергоэффективностью. При этом ведомство акцентирует внимание на том, что Минрегион в своем проекте учел особенности украинских строительных нормативов. 

В то время, как в Европе сертификация энергетической эффективности обязательна для зданий с общей площадью свыше 500 кв. м, в проекте Минрегиона прописан более мягкий режим сертификации, без учета в метраже неотапливаемых помещений, в частности, балконов, которые к отапливаемым помещениям не относятся. 

Путь в Европу через закон

Несомненно одно - рано или поздно Закон «Об энергетической эффективности зданий» в Украине будет принят, так как это глобальная тенденция. Об экономии энергии, потребляемой зданиями, всерьез задумываются как на Западе, так и на Востоке. То, что первая энергетическая директива ЕС 2002 года устарела всего за 8 лет и в 2010 году заменена Директивой №2010/31/ЕС, наглядно свидетельствует, что Европа не стоит на месте. И это не удивительно. Здания в Европе на старте «гонки за энергоэффективностью» потребляли 40% всей энергии. 

В Украине, как и в других странах постсоветского лагеря, здания потребляют еще больше энергии. При этом каждая из стран проблемы энергоэффективности решает в меру своих возможностей и желания. К примеру, в Латвии Закон «Об энергоэффективности зданий» действует с 2013 года, Кыргызстан Закон принял в 2011 году «по мотивам» европейской директивы №2010/31/ЕС и называет лучшим в СНГ, а в России этот же Закон был принят еще в 2009 году. 

Украина пока среди отстающих, но сейчас, как никогда, близка к принятию специального закона об энергоэффективности. Во-первых, этому благоприятствует политическая конъюнктура. Во-вторых, проект Закона «Об энергетической эффективности зданий», разработанный Минрегионом, гармонирует с двумя другими масштабными проектами, рожденными в кабинетах министерства: «О жилищно-коммунальных услугах» и «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». 

Большой отсрочки не будет!

Первую презентацию проекта Закона «Об энергетической эффективности зданий» Минрегион провел в июле, о чем «У.К.» писала. В сентябре министерство доработало проект и повторно разместило на своем сайте. Суть документа от этого не изменилась. Главное нововведение проекта - введение обязательной сертификации существующих зданий. А именно: 

- гособъектов с отопительной площадью свыше 500 кв. м; 

- любых зданий с отопительной площадью свыше 500 кв. м при их продаже или передаче в аренду; 

- зданий (кроме жилых), в которых продаются или сдаются в аренду помещения с отопительной площадью свыше 500 кв. м. 

Принципиальное отличие доработанного проекта в том, что Минрегион решил не растягивать во времени вступление закона в силу. Первоначально планировалось, что требования об обязательной сертификации зданий начнут действовать через 18 месяцев после официального опубликования закона. Из обновленного варианта эта норма изъята: если закон будет принят, он вступит в силу целиком через полгода после официального опубликования.

Читайте также: Как сэкономить на термомодернизации

Остальные поправки точечные: расширен перечень органов, участвующих в обеспечении энергоэффективности зданий и упомянуты органы местного самоуправления. 

Так же расширен перечень объектов, на которые закон и, соответственно, требования об энергоэффективности не распространяются. Первоначально разработчики предлагали вывести из-под действия закона здания, в которых расположены производственные подразделения. Сейчас в проекте содержится норма о нераспространении закона на здания и помещения производственного назначения. Кроме этого проект дополнен новой статьей «Профессиональная аттестация работ (услуг) в сфере энергетической эффективности зданий». Норма об обязательной сертификации Госархстройинспекцией исполнителей работ и услуг по энергоэффективности содержалась и в июльском проекте. Теперь она выписана более четко, а Кабмин наделен полномочиями по регламентации порядка аттестации и установлению перечня работ и услуг, подлежащих аттестации. 

Даешь добровольную сертификацию

Впрочем, не исключено, что на пути к парламенту проект лишится нескольких важных пунктов. Восьмого октября Общественный совет при Минрегионе принял решение №3/3, которым признал, что проект Закона «Об энергетической эффективности зданий» не соответствует прогрессивным международным практикам стимулирования в сфере энергоэффективности и нуждается в доработке. Общественники категорически выступили против ключевой нормы проекта - обязательной сертификации зданий, что, по их мнению, «ограничит права и законные интересы собственников недвижимого имущества». Возражают общественники и против обязательной разработки паспортов энергоэффективности объектов строительства в составе проектной документации. Еще одно требование/пожелание Общественного совета - не замыкаться на внутренней сертификации энергетической эффективности зданий, а признать известные международные системы оценки экологической эффективности зданий - британскую BREEAM и американскую LEED. 

В случае, если проект в парламент будет внесен без учета предложений Совета, он оставил за собой право обратиться к парламентским фракциям и депутатам с предложением отправить его на доработку. 

С другой стороны, если поправки будут учтены - проект окончательно превратится в декларацию с минимумом конкретных норм.

Много слов, мало чисел

По большому счету, достоинство у проекта Закона «Об энергетической эффективности зданий» одно: он ликвидирует законодательную брешь в регламентации энергоэффективности. Существенный недостаток тоже один - декларативность. В этом его отличие от директивы ЕС. 

«Три кита» Директивы №2010/31/ЕС: 

- установление минимальных требований к энергетической эффективности зданий;

- сертификация зданий и контроль за техническими системами здания: отопления, горячего водоснабжения, кондиционирования и вентиляции. При этом акцент в обеспечении энергетической эффективности сделан на соблюдении min требований при строительстве новых зданий, в существующих зданиях или их отдельных секциях при капитальном ремонте. Причем действие этой нормы распространено почти на все жилые объекты. Исключение сделано лишь для отдельно стоящих зданий с общей полезной площадью менее 50 кв. м и зданий, которые используются менее 4 месяцев в году. 

- прописаны четкие требования к проведению проверок технических систем здания. Так, системы отопления, оборудованные котлами номинальной мощностью более 100 кВт должны проверяться не реже одного раза в два года. 

Читайте также: Как выжить зимой в многоэтажке?

Цель реализации мероприятий по обеспечению энергоэффективности в европейской директиве также указана конкретная - до 2019 года все новые здания органов власти должны быть «отвязаны» от невозобновляемых источников энергии, а до 2021 года на нулевое потребление невозобновляемых источников энергии должны быть переведены все здания. 

В украинском проекте Закона «Об энергетической эффективности зданий» конкретные цели не указаны, раздела, посвященного контролю технических систем, нет. А статья о минимальных требованиях к энергетической эффективности лишь отсылает к действующим техническим регламентам, государственным стандартам, нормам и правилам. 

По сути, проект можно было бы назвать «О паспортизации и сертификации энергетической эффективности зданий». 

Вот и получается, что принятие проекта на жизни большинства украинцев, проживающих в домах советской застройки, никак не отразиться. Во всяком случае, теплее в домах не станет.

Впрочем, даже если перенести в проект требование Директивы №2010/31/ЕС о соблюдении минимальных норм энергоэффективности «один в один», вряд ли что-то изменится. Капитальный ремонт для жителей большинства домов советской эпохи уже несколько десятилетий - несбыточная мечта. 

В Европе за это штрафуют 

Остается лишь добавить, что и в Европе с реализацией Директивы №2010/31/ЕС не все гладко. Весной 2014 года Еврокомиссия подала в Европейский суд иски к Финляндии и Бельгии за неполное внедрение требований директивы. Летом аналогичные иски поданы к Польше и Австрии. В группе риска еще несколько стран: Словения, Нидерланды, Люксембург, Италия и Чехия. При этом в случае удовлетворения исков странам-нарушителям придется выплачивать нешуточные штрафы: Польше около 100 тыс. евро в день до полного устранения нарушений, Финляндии и Австрии примерно по 40 тыс. евро в день, Бельгии 19 тыс. евро. 

Украине подобные штрафы не грозят. Но с позиции реальных перспектив повышения энергоэффективности зданий - это слабое утешение. 

Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Каждый автомобилист дожен беспокоиться не только о своей жизни, но и освоем автомобиле. На сайте http://www.pzu.com.ua/ru/ru-osago.html вы найдете предложение по страхованию ОСАГО для вашего авто. Наша компания всегда заботится о своих клиентах!

 
Комментарии (1)
Sergiy1
13 ноября 2014 г. 10:37
Приймати необхідно ,як найшвидше! Це та пічка від якої будемо танцювати. Буде визначене фактичне приєднане енергетичне навантаження. Можна буду порівняти з встановленими енергетичними навантаженнями. Це дозволить розробити якісні програмні документи, передбачені енергетичною стратегією України до 2030 року.