Рус Укр
Новости ЖКХ
02 декабря 2021 г.
25 ноября 2021 г.
22 ноября 2021 г.
19 ноября 2021 г.
11 ноября 2021 г.
10 ноября 2021 г.
08 ноября 2021 г.
04 ноября 2021 г.
29 октября 2021 г.

Региональное беззаконие

Попытки нардепов упорядочить актуальные вопросы государственной региональной политики посредством принятия отдельного закона, скорее всего, потерпят неудачу. Однако, вопрос о том, сделать ли региональную политику в Украине эффективной остается открытым.

Попытки народных депутатов упорядочить актуальные вопросы государственной региональной политики посредством принятия отдельного закона, скорее всего, потерпят неудачу. Однако, вопрос о том, сделать региональную политику в Украине эффективной остается открытым.

Дважды представленный

На сегодня ситуация выглядит следующим образом: единого базового закона, регулирующего региональную политику в Украине не существует, однако есть ряд действующих законов, постановлений Кабинета Министров, актов Президента, регулирующих практически все вопросы, которые определяют основы государственной региональной политики.

Однако в парламенте есть определенная лоббистская группа, которая считает необходимым существование базового закона о региональной политике. 25 июня 2012 народные депутаты Юрий Сербин и Владимир Рыбак зарегистрировали в парламенте законопроект № 6462-д «Об основах государственной региональной политики». Согласно докуметов, целью государственной региональной политики является «создание условий для динамичного, сбалансированного развития Украины и ее регионов, обеспечения их социальной и экономической единства, повышения уровня жизни населения, соблюдение гарантированных государством социальных стандартов для каждого гражданина независимо от места жительства».

Читайте также: Парламент сыграл в монополию

Следует отметить, что такое широкая трактовка цели пересекается с несколькими десятками действующих законов Украины и других нормативных актов. Законопроектом устанавливается, что государственная региональная политика в Украине определяется системой взаимосвязанных документов. Основными из них являются: Стратегия регионального развития Украины, которую предполагается разрабатывать сроком на семь лет. Собственно Стратегия должна определять «основные приоритеты государственной региональной политики, стратегические цели и направления регионального развития и межрегионального сотрудничества, основные задачи, этапы и механизмы их реализации». Проект Стратегии должен быть согласован со всеми областными советами и ВР АР Крым согласно порядку, который будет определять КМУ.

Разработчиком Стратегии определены Координационный межведомственный комиссией по вопросам регионального развития (далее - Комиссия), утверждать Стратегию Кабинет Министров Украины. Собственно Комиссия создается КМУ как совещательный орган «... с целью обеспечения координации действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по формированию и реализации государственной региональной политики ...». В состав Комиссии могут входить представители КМУ, ВР АРК Крым, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, ассоциаций и других объединений органов местного самоуправления, агентств регионального развития и общественных организаций.

Финансирование государственной региональной политики предполагается согласно положениям действующего Бюджетного кодекса Украины. Однако, интересной новеллой является создание Государственного фонда регионального развития. По замыслу авторов законопроекта, Фонд создается в составе общего фонда государственного бюджета согласно Бюджетному кодексу Украины. Расходы Фонда должны ежегодно предусматриваться в государственном бюджете Украины.

Неутешительный вывод

Вывод Главного научно-экспертного управления ВРУ оказался неутешительным для авторов законопроекта - «по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект целесообразно отклонить». Заметим, также отрицательное заключение получила предварительная версия законопроекта. Забегая вперед отметим, что во время доработки в профильном комитете Рады депутаты не смогли преодолеть наиболее принципиальные замечания экспертов к тексту документа. Остановимся на наиболее принципиальных моментах, которые имеют наибольшее влияние на судьбу данного законопроекта.

Во-первых, по мнению экспертов, для урегулирования государственной региональной политики не нужно принимать отдельный первичный законодательный акт. «... Принятие новых первичных законодательных актов целесообразно осуществлять только в случае возникновения или выделение определенной самостоятельной сферы общественных отношений, которая не урегулирована (несовершенно урегулирована) существующими нормами права», - считают специалисты Главного научно-экспертного управления. Отмечается, что авторы законопроекта не привели достаточных аргументов, которые подтверждали бы необходимость именно принятие отдельного первичного законодательного акта, а не внесение изменений в действующие законы. Эксперты обращают внимание на то, что государственная региональная политика в Украине уже регулируется рядом законодательных актов, среди которых основными являются законы «О стимулировании развития регионов», «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины»,. «О планировании и застройке территорий», О Генеральной схеме планирования территории Украины», «Об ассоциациях органов местного самоуправления». Так, эксперты рекомендуют упорядочить регулирование государственной региональной политики «путем внесения изменений в уже действующие законодательные акты».

Читайте также: Строительная отрасль преодолевает руины

Во-вторых, специалисты считают, что стратегическое планирование регионального развития нецелесообразно определять данным законопроектом. Отмечается, что Верховной Радой в ноябре прошлого года принят в первом чтении проект закона «О государственном стратегическом планировании» (№ 9407), которым уже урегулированы вопросы стратегического планирования регионального развития. В частности, в законопроекте уже предусмотрена разработка и принятие Стратегии регионального развития Украины и стратегии развития Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (статья 5) и регулируются вопросы формирования этих стратегий (статья 10, статья 11 и др.).. Таким образом, стратегическое планирование регионального развития является предметом регулирования другого законопроекта, который принят в первом чтении, поэтому право законодательной инициативы по этим вопросам должна реализовываться путем внесения соответствующих предложений к законопроекту № 9407.

В-третьих, непонятными, по мнению специалистов Главного научно-экспертного управления ВРУ, является попытка авторов законопроекта «урегулировать вопросы финансирования региональной политики государства в целом в пределах нескольких статей закона». Например, неприемлемым является финансирование деятельности субъектов государственной региональной политики за счет добровольных взносов (п.3 ч. 1 ст.21 документа). Ведь согласно части 1 статьи 2 Закона Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти» органы государственной власти осуществляют свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования в рамках, предусмотренных законом о государственном бюджете. Также непонятно предписание пункта 2 части 2 статьи 20 проекта, согласно которому к механизмам финансирования государственной региональной политики отнесены «объединения на договорной основе финансовых ресурсов субъектов региональной политики», ведь такими субъектами являются органы государственной власти (ч. 2 ст.4 проекта).

Мнения разделились

Заключение экспертов ВР о нецелесообразности принимать отдельный закон, который бы регулировал государственную региональную политику в Украине разделяет народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Игорь Лысов. «Я считаю, что первоочередным является вопрос выполнения на местах уже действующих в этой сфере законов и актов правительства. Это и будет лучшей на сегодня стратегией регионального развития нашей страны», - отмечает народный депутат. Первоочередными задачами государственной региональной политики, по мнению нардепа, является утверждение генеральных планов, региональных программ, формирования транспортных коридоров. «Если сделать генеральный план, то сразу становится ясно: где и когда нужно усилить жилищное строительство, куда направить инвестиции, чтобы развивалась промышленность, предприятия нужно немедленно реконструировать», - отмечает Игорь Лисов, - В принципе, действующее законодательство предоставляет все возможности для реализации этих шагов».

Читайте также: Генплан: необходимость или прихоть власти

В свою очередь городской голова г. Украинские Павел Козырев считает, что Закон Украины «Об основах государственной региональной политики» необходимо принять. «Закон безусловно нужен. Нужна стратегия регионального развития и механизм ее выполнения. В нынешнем законопроекте есть попытка это прописать », - отмечает господин Козырев. Наиболее привлекательной новеллой законопроекта для мэра Украинской выглядит создание Фонда регионального развития. «Я надеюсь, что Фонд будет создан, это будет структура, которая будет финансировать региональные проекты на конкурсной основе. Таким образом, от ручного управления мы перейдем к конкурсных принципов», - отмечает Павел Козырев, - от принятия этого закона выиграют малые города, которые не имеют сегодня средств на реализацию своих проектов». 

 
Комментарии (0)