Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоЗачем украинские города подвергают планированию?
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Зачем украинские города подвергают планированию?

«У.К.» продолжает субботний коммунальный ликбез. Сегодня о сущности и законодательных основах градостроительной документации населенных пунктов, а также о важности генеральных планов.

Правовая природа генпланов

Генеральный план является важнейшим документом в сфере градостроительства, утверждаемым органами местного самоуправления и определяет развитие города на ближайшие 15-20 лет.

Закон «О регулировании градостроительной деятельности» подает следующую дефиницию понятия генерального плана: «генеральный план населенного пункта - градостроительная документация, определяющая принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории населенного пункта».

Сразу следует внести ясность относительно правовой природы генерального плана. Прежде всего генеральный план населенного пункта является актом органа местного самоуправления. Это связано с тем, что согласно статье 14 Закона «О регулировании градостроительной деятельности» именно к компетенции исполнительных органов сельских, поселковых и городских советов в сфере градостроительства принадлежит «обеспечение в установленном законодательством порядке разработки и представления на утверждение соответствующих советов местных градостроительных программ, генеральных планов, детальных планов, планов красных линий, местных правил застройки населенных пунктов».

Статьей 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» предусмотрено, что «совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и иные акты в форме решений». Таким образом, утвержденный в виде решения органа местного самоуправления генеральный план населенного пункта является актом органа местного самоуправления. Следовательно, этот документ должен распространяться и следующее положение этой статьи, а именно:«решение совета нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие».

Остается отметить, что генеральный план является документом нормативно-правового характера, поскольку содержит нормы права, т.е. правила поведения, которые устанавливают права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях определенного вида.

Для чего нужен генплан города?

Стоит отдельно обратить внимание на функцию, которую выполняет генеральный план населенного пункта как решение местного самоуправления по осуществлению управления землей территориальной общины.

В соответствии со ст.ст. 142, 143 Конституции Украины непосредственным собственником земли является территориальная община. Органы местного самоуправления, включая местные советы, только осуществляют управление ею, то есть в решении вопроса о планировании и застройке территории местные советы действуют как представители территориальной общины. Эта позиция находит свое подтверждение в ст. 143 Конституции Украины, где говорится, что«Территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности...».

Читайте также: Генпланы городов рассекретят


Понятно, что в подавляющем большинстве случаев управления имуществом осуществляют образуемые территориальной громадой органы местного самоуправления, ведь технически не представляется возможным, чтобы территориальная община в каждом конкретном случае решала вопрос о выделении земли. В частности, именно для этого избираются местные советы. Однако, это также означает, что территориальная община должна быть информированной, как ведутся ее имущественные дела.

Такой вывод следует, в частности, из Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине». Согласно ст.1 этого Закона«право коммунальной собственности - право территориальной общины владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, что принадлежит ей, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления».

Право собственности: что принадлежит общине?

Необходимо также обратить внимание на ч. 3 ст.16 настоящего Закона, в которой говорится, что «материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие денежные средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в коммунальной собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах,а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов».

То есть право коммунальной собственности (к коммунальной собственности принадлежит, в частности, и земля) принадлежит территориальной общине, а не местным советам. И именно территориальная громада имеет право: а) владеть; б) целесообразно, экономно и эффективно пользоваться и в) распоряжаться ею по своему усмотрению и в своих интересах как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Итак, действительно территориальная община делегировал это право органа местного самоуправления, но это вовсе не означает, что она делегирует право скрывать информацию относительно такого управления.

В подтверждение этого ст. 10 ЗУ «О местном самоуправлении» закрепляет, какие именно «сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, что представляют соответствующие территориальные общины и совершают от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины, этим и другими законами».

Следовательно, местные советы не выступают в качестве собственника при решении вопросов, каким образом они будут распоряжаться территорией населенного пункта и держать в тайне план застройки города, а лишь представляют в соответствующие территориальные общины и осуществляют свои функции от имени территориальной общины и должны действовать исключительно в ее интересах. Таким образом, с этой нормы органично вытекает, что все решения советов должны быть доведены до сведения территориальной общины, чтобы эта община, как владелец, могла сделать вывод, насколько целесообразно, экономно и эффективно рада действовала в его интересах. Территориальная община должна иметь исчерпывающую информацию о действиях своего представителя.

Именно поэтому деятельность городского совета подчиняется основным принципам местного самоуправления, закрепленным в ст. 4 закона, а именно: гласности, подотчетности и ответственности перед территориальными общинами их органов и должностных лиц. Этим законодатель подчеркивает, что за все свои решения и соглашения местная власть должна отчитываться перед территориальной громадой.

Таким образом, любое решение о планировании является информацией о распоряжении землей, что является собственностью территориальной общины. Следовательно, генеральные планы должны быть открытыми и не могут считаться такими, что является конфиденциальной информацией, которая является собственностью государства, ведь является собственностью территориальной общины и поэтому содержат общественно значимую информацию для общественности. Трудно представить ситуацию, при которой владелец определенного имущества (в нашем случае - территориальная община) согласится не знать, каким образом планируется распоряжаться его имуществом.

По материалам Восточноукраинский центр общественных инициатив

 
Комментарии (0)