Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТранспортНардепы мечтают о безналичной оплате проезда
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Нардепы мечтают о безналичной оплате проезда

Заграница переходит на автоматизированную систему безналичной оплаты проезда в коммунальном транспорте, а Украина отстает. Действующим законодательством такая возможность не предусмотрена. Поэтому, нардепы мечтают об установлении справедливости.

В развитых странах мира все чаще используют современные эффективные электронные автоматизированные методы безналичной оплаты проезда и учета пассажироперевозок в местном пассажирском транспорте. В частности, в Европе все виды городского транспорта интегрированы между собой и в них действует единый электронный билет. При этом, говоря «городской транспорт», в европейских странах имеют в виду автобусы, метро, трамваи, городскую электричку и иногда троллейбусы и фуникулеры. Такого вида транспорта как «маршрутка» у них нет.

Единые электронные билеты бывают разными: базовые (на 15 мин. или на 5 остановок без права пересадки), групповые (один билет на группу от 2 до 5 человек), проездные на день, три дня и тому подобное. Общее у них одно – все они действуют не на один вид транспорта как у нас, а на маршрут, то есть дают право пользоваться любыми видами городского транспорта в течение определенного промежутка времени, чтобы доехать в нужный пункт назначения. 
 
Примечательно, города в европейских странах поделены на зоны и единый билет дает право ездить только в той зоне, на которой он валидный. Теоретически пассажир не может по одному билету проехать туда-обратно. 
 
Билеты можно купить в автоматах, либо в киосках (зависит от страны). Водители продают билеты только в маленьких городах. Иногда стоят автоматы по продаже билетов внутри транспортных средств. 
 
Билет надо сразу валидировать (найти в салоне электронный компостер, который выбьет на билете дату и время валидации). В метро, если нет турникетов, это нужно делать в специальных валидаторах, которые стоят или в салоне, или на входе на станцию. 
 
Кондукторов в европейском транспорте не увидишь, зато контролеры встречаются даже ночью.
 
 
Транспорт ходит по расписанию (и почти всегда его придерживается, кроме Италии), посмотреть его можно на остановках, в Интернете и в специальных брошюрах, которые есть на станциях или в информационных центрах. При этом, нумерация общая (не так как у нас отдельно все виды транспорта). Ночью действуют специальные ночные маршруты (часто со своими правилами оплаты проезда).
 
Украина также мечтает о массовом переходе на автоматизированную систему безналичной оплаты проезда в городском пассажирском транспорте. «Существующая система оплаты и контроля проезда в коммунальном транспорте устарела и имеет много недостатков: использование бумажных билетов (часто вообще отсутствуют) не дает возможности проконтролировать реальный пассажиропоток на маршрутах общественного транспорта и соответственно - оборот наличных средств; приводит к ухудшению уровня безопасности перевозки пассажиров общественным транспортом, и тому подобное», - утверждают сторонники ноу-хау.
 
Кроме того, по их словам, внедрение системы автоматизированной оплаты и контроля проезда обеспечит много экономических преимуществ. Среди них: оценка реального оборота средств, а соответственно – и оценка обоснованности тарифов на перевозки и возможности обновления автопарка перевозчика; удобная, быстрая оплата и контроль проезда; уменьшение времени задержки общественного транспорта на остановках; внедрение разнообразных гибких тарифных систем; исключение человеческого фактора и предотвращение краж, и тому подобное.
 
Впрочем, на сегодня действующим законодательством не урегулированы вопросы относительно возможности повсеместного внедрения такой мировой практики в украинском городском пассажирском транспорте. В отдельных городах Украины, конечно, вопрос введения электронного билета на местном уровне поднимался (и не один год), но на практике пока заметного результата достичь не удалось, поскольку на реализацию таких проектов нужны немалые средства, главным образом, инвесторов.
 
Перед тем, как уйти в отпуск, парламентарии решили исправить эту ситуацию и зарегистрировали под куполом Верховной Рады проект Закона №2378а, который направлен на перестройку действующей системы оплаты проезда в коммунальном транспорте. Его разработчиками выступила группа из одиннадцати депутатов от разных партий.
 
Целью этого документа, согласно пояснительной записке, является «создание условий для внедрения безналичной оплаты стоимости проезда в местном пассажирском транспорте путем предоставления соответствующих полномочий органам местного самоуправления». 
 
В частности, народным избранникам предлагается внести изменения в три законодательных акта – Законы «Об автомобильном транспорте», «О городском электрическом транспорте» и «О местном самоуправлении в Украине». В первых двух – статью 1 дополнить в соответствии с алфавитным порядком определениями терминов «автоматизированная система безналичной оплаты проезда», «электронный билет», «билет». К последнему - добавить, что среди полномочий органов местного самоуправления является также принятие решения о внедрении автоматизированной системы безналичной оплаты проезда (в том числе электронного билета) в местном пассажирском транспорте независимо от форм собственности и установлении порядка ее функционирования. 
 
Разработчики утверждают, что реализация положений законопроекта №2378а не требует дополнительных обязательных финансовых затрат из государственного бюджета, ведь финансовыми вопросами будут заниматься непосредственно органы местного самоуправления. Впрочем, при этом все же отмечают, что расчет необходимых средств может осуществляться на основании технико-экономического обоснования по внедрению автоматизированной системы безналичной оплаты проезда в конкретном городе, учитывая его инфраструктуру, общее количество пассажирского транспорта и определенных местными властями функциональных требований к соответствующей автоматизированной системы. 
 
По их мнению, принятие указанного документа позволит создать условия для внедрения безналичных форм оплаты стоимости проезда в местном пассажирском транспорте, что в свою очередь будет способствовать учету реального количества пассажиров, эффективному планированию маршрутов и графиков пассажирских перевозок, повышению экономических показателей работы транспортных предприятий за счет использования собранной в системе информации для внедрения и поддержки гибкой системы тарифов, уменьшению эксплуатационных затрат перевозчиков на организацию и контроль оплаты проезда, прозрачности расчетов перевозчиков, повышению доходности транспортных предприятий и обновление их подвижного состава, а также повышению безопасности дорожного движения (водители не будут осуществлять продажу билетов, а следить за ситуацией на дороге) в этой сфере.
 
 
Но солучится ли? Даже, если документ будет одобрен Верховной Радой, ответить сложно. Причиной этому - опыт Киева. 
 
Примечательно, что в столице о введении автоматизированной системы безналичной оплаты проезда в коммунальном транспорте - говорят с 2011 года. В 2013-м даже состоялась презентация системы «Единый электронный билет», согласно которой, переход на новые правила оплаты проезда должен осуществляться в несколько этапов: введение билетов со штрих-кодом вместо жетонов в метрополитене и адаптация к этому турникетов; установка термокомпостеров в наземном транспорте и внедрение единого билета. При этом подчеркивалось, что ориентировочно этот переход будет длиться 9 месяцев. 
 
Так, в октябре 2013 года тогдашний председатель КГГА Александр Попов поставил задачу перед профильными службами решить все необходимые вопросы для того, чтобы начать внедрение новой системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, как наземном, так и в метро, с 1 января 2014 года. Стартовала разработка методики расчета стоимости проезда на примере европейских городов. Для обеспечения комплекса оборудования для учета пассажиров, терминалов для продажи средств оплаты за проезд, и тому подобное планировалось привлечь инвестора. Общая стоимость инвестиций предполагалась в размере около 100 млн грн. Однако позже в КГГА сообщили, что введение единого электронного билета откладывается. 
 
Вспомнил о нем снова в сентябре 2014 года, отчитываясь перед общественностью о первых ста днях работы на посту Киевского городского головы, уже нынешний мэр столицы Виталий Кличко. В начале 2015-го киевлянам дали новое обещание - система единого электронного билета будет внедрена в столичном городском пассажирском транспорте до конца 2015 года. Валидаторы установят во всех автобусах, троллейбусах и трамваях столицы. Поэтому, у местных властей осталось еще четыре месяца для реализации соответствующего плана. Стоит заметить, что до сих пор ни одного упоминания о начале соответствующей работы не было. 
 
Анастасия Люк
 
Комментарии (0)