Рус Укр
Новости ЖКХ
25 ноября 2021 г.
22 ноября 2021 г.
19 ноября 2021 г.
11 ноября 2021 г.
10 ноября 2021 г.
08 ноября 2021 г.
04 ноября 2021 г.
29 октября 2021 г.
26 октября 2021 г.

Коммунальный ревизор

В отрасли ЖКХ уже год действует национальный регулятор, который должен не только устанавливать окупаемые тарифы, но и проверять деятельность коммунальщиков. Что происходит, когда к монополистам едет ревизор, узнавала «У.К.»

Уже почти год прошел с тех пор, как своим указом Президент Виктор Янукович 23 ноября 2011 создал Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (Нацкоммуслуг) - единый государственный регулятор, на которого возложены также функции по лицензированию деятельности в сфере генерации, транспортировки и поставки тепла, а также централизованного водоснабжения и водоотведения.

Все под контролем!

За это время в жизни коммунальных предприятий, которые подпадают под юрисдикцию Нацкоммуслуг, произошли кардинальные изменения, которые коснулись всех сфер их деятельности. Речь идет о предприятиях централизованного водоснабжения и водоотвода, предоставляющих услуги не менее 40 тыс. физических лиц или жителям двух или более областей, а также о предприятиях по производству тепловой энергии, объем отпуска которых превышает 20 тыс. гигакалорий в год. Лицензирует и регулирует Комиссия и деятельность предприятий по транспортировке и поставке тепловой энергии из тепловых сетей и тепловых пунктов, ежегодный объем отпуска которой превышает 18 тыс. гигакалорий.

Если раньше контроль за коммунальными монополистами со стороны областных госадминистраций как органов, уполномоченных выдавать лицензии, носил чисто формальный характер, то с образованием Нацкоммуслуг коммунальщикам расслабляться не приходится. Ведь теперь они обязаны сообщать регулятору про все изменения в штате предприятия, об изменении уставного капитала и движении основных средств предприятия, отчитываться о финансовом состоянии и реализации услуг потребителям, о движении полученных средств за предоставленные услуги и т.п. Конечно, такие изменения мало понравились руководителям, главным бухгалтерам, экономистам и финансистам коммунальных предприятий, ведь их относительно спокойная жизнь, когда можно было работать по старым схемам, закончилась.

Однако, несмотря на все недостатки в работе Нацкоммуслуг и в законодательстве, регулирующим ее деятельность, все предприятия должны в своей деятельности руководствоваться принципом, которым руководствовались еще древнеримские юристы, - «dura lex, sed lex» и надлежащим образом выполнять свои обязательства перед регулятором. При этом, имея право требовать от регулятора также должным образом выполнять свои полномочия, предоставленные законодательными актами, прежде всего, требовать утверждения экономически обоснованных тарифов на производство и поставку услуг.

Доверяй, но проверяй

Кроме полномочий по установлению тарифов на коммунальные услуги и лицензирования деятельности в сфере генерации, транспортировки и поставки тепла, а также централизованного водоснабжения и водоотведения, законом «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» Нацкоммуслуг наделена полномочиями по контролю (надзору) за соблюдением лицензиатами условий осуществления хозяйственной деятельности.

Во исполнение норм этого закона в августе Комиссия постановлениями № 283 и № 284 утвердила Порядки контроля за соблюдением лицензиатами условий осуществления хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжению и водоотводу и производства, транспортировку, поставку тепловой энергии. Согласно этих порядков контроль за соблюдением лицензионных условий осуществляется Комиссией путем анализа обязательной отчетности и документов, полученных от лицензиатов, или других материалов, поступающих в Комиссию, а также путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проводятся с учетом критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности. Периодичность проведения плановых мероприятий, в соответствии с годовыми или квартальными планами проверок, составляет срок не более 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом. Внеплановые проверки осуществляются при наличии оснований, определенных законами «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». В частности, в случае поступления в Комиссию в письменной форме обращение от физического и/или юридического лица о нарушении предприятием лицензионных условий. Срок в этом случае составляет не более 10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - 2 рабочих дней. Учитывая эту норму, коммунальным предприятиям целесообразно порекомендовать более внимательно прорабатывать жалобы и обращения граждан, не медлить с ответами на жалобы, и не предоставлять заявления в форме обычных «отписок», как это нередко делается, ведь потом невнимательное отношение к потребителю-жалобщику может вылиться в внеплановую проверку.

При осуществлении плановой проверки анализу подлежат непосредственно документы, отражающие технологический процесс лицензиата (паспорт, документация на котельные и скважины, рабочие чертежи, планы предупредительных работ, технологические регламенты и т.д.), соглашения по обязательным или добровольного страхования, предоставление юридических, консалтинговых, информационно-консультационных и других услуг, источники их финансирования и влияние на финансовые показатели деятельности лицензиата. Кроме того, проверке подлежат вопросы ведения бухгалтерского учета отдельно по каждому виду деятельности, осуществление лицензионной деятельности по принципу экономической целесообразности и эффективного расходования и использования средств. Комиссия проводит анализ состояния расчетов потребителей за услуги, предоставляет характеристику дебиторской и кредиторской задолженности, изучает проведения претензионно-исковой работы с целью взысканных долгов с потребителей-должников. Регулятор проверяет также наличие открытых текущих счетов со специальным режимом использования для теплоснабжающих предприятий и анализирует поступления на них средств за потребленную тепловую энергию от всех категорий потребителей (т.е. проверка соблюдения лицензиатами пресловутого постановления КМУ от 03.12.2008 года № 1082). При осуществлении внеплановой проверки деятельности монополиста, перечень вопросов для выяснения ограничивается лишь теми, которыми обусловлена жалоба или обращение потребителя физического или юридического лица.

При осуществлении проверки лицензиат обязан допускать председателя и членов комиссии по проверке к ее проведению при условии соблюдения порядка, удовлетворять требования председателя и членов комиссии по устранению выявленных нарушений законодательства; предоставлять документы, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим во время осуществления проверки, согласно закону.

Имеют право!

В свою очередь, предприятия имеют право требовать от председателя и членов комиссии по проверке соблюдения требований законодательства; не допускать их к проведению проверки, если: проверка осуществляется с нарушением требований относительно периодичности проведения проверок. Лицензиат может не допустить ревизоров на предприятие, если председатель или член комиссии не предоставили копии документов, предусмотренных законом «Об основных принципах государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности», или если предоставленные документы не соответствуют требованиям этого закона. Предприятия также имеют право обжаловать неправомерные действия председателя и членов комиссии по проверке т.д.

Однако, злоупотреблять этими правами лицензиатам не стоит, поскольку при обнаружении препятствия осуществлению проверок, несвоевременного предоставления информации, необходимой для выполнения возложенных на Комиссию задач, нарушение лицензионных условий, уполномоченные на то должностные лица Комиссии могут составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении руководителей и должностных лиц предприятий и налагать на них взыскания в виде штрафа до 85 тыс. грн.

На основании акта плановой (внеплановой) проверки с выводами о нарушении лицензионных условий, в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта, Комиссия принимает решение об устранении выявленных нарушений и/или о наложении санкций. Решения Комиссии оформляются в виде распоряжения или постановления о наложении штрафа или аннулирования лицензии.

В том, что Нацкомпослуг не собирается шутить с коммунальщиками, а также в том, что в хозяйственной деятельности лицензиатов есть много недостатков и пробелов, за три квартала 2012 года убедились более 30 предприятий тепло-и водоснабжения. Среди них такие предприятия как ООО «Лугансквода», которое было оштрафовано на 5 тыс. грн за нарушение лицензионных условий, ДП «Криворожская теплоцентраль» (оштрафовано на 10 тыс. грн.), ГП «Южная железная дорога» (штраф 10 тыс. грн.) за нарушение условий по водоснабжению и водоотводу.

Для того, чтобы минимизировать риски предприятий при осуществлении проверок необходимо требовать от ревизоров четко соблюдать требования утвержденных Порядками. Самим лицензиатам нужно не лениться, а все же раз в полгода осуществлять внутреннюю ревизию и инвентаризацию основных средств, и сообщать Нацкоммуслуг обо всех изменениях, внимательно прорабатывать жалобы и заявления потребителей. Надо понять, что отныне именно от Нацкоммуслуг зависит их дальнейшая судьба, и поэтому следует искать компромиссные решения во взаимоотношениях с органом, который утверждает тариф - источник жизни коммунальных предприятий.

 
Комментарии (0)