Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоНалог на недвижимость: за что будем платить
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Налог на недвижимость: за что будем платить

Реформаторское правительство, увлекшись «бюджетной децентрализацией», совсем забыло, что основное назначение реформы - новое качество отношений. Вместо этого украинцы получили двойное усиление фискального давления на налогоплательщиков.

Под новогодние и рождественские праздники кроме традиционных подарков, оливье, шампанского и мандаринов украинцы получили так называемые «реформы» - налоговую и бюджетную. Вместе с Законом «О Государственном бюджете на 2015 год» №80-VII Президент Петр Порошенко подписал Законы №71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» и №79-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений». Содержание этих документов четко отвечает на вопрос: за счет каких источников правительство планирует выполнять показатели доходов госбюджета в почти 476 млрд грн и расходов - в 528 млрд грн.

Готовя проект Государственного бюджета на 2015 год, Министерство финансов во главе с американкой украинского происхождения Натальей Энн Яресько, на которую возлагают большие реформаторские надежды, как не странно, руководствовалось основными принципами и средствами осуществления фискальной политики, заложенными еще правительством времен «преступной власти» во главе с Николаем Азаровым. Речь идет об установлении ставок и порядка уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
 
Напомним, впервые норма о налогообложении недвижимости появилась в Налоговом кодексе Украины с 1 января 2013 года. С тех пор вступила в силу ст. 265 Налогового кодекса, согласно которой вводится налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. При этом размер налога на жилье определялся учитывая жилую площадь, а не общую. Правда уже через полгода, 4 июля 2013 года Верховная Рада приняла Закон №403-VII, которым было установлено, что в 2013 году контролирующие органы не начисляют налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, физическим лицам - плательщикам налога, и этот налог физическими лицами не уплачивается. Официально введение такого моратория обосновывали необходимостью времени на формирование реестра плательщиков, неофициально - большим социальным недовольством.
 
 
Однако, время вносит свои коррективы, поэтому война со следствием финансового кризиса, с одной стороны, и необходимость наполнения местных бюджетов, с другой, обусловили возвращение правительства реформаторов к непопулярным идеям «преступной власти» относительно взимания налога на недвижимость. Так, Законом №71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» введено новую версию порядка начисления и уплаты налога на недвижимость.
 
Согласно обновленной ст. 266 НКУ плательщиками налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости.
 
Под объектами жилой недвижимости реформированный Налоговый кодекс отныне понимает здания, отнесенные в соответствии с законодательством к жилому фонду, дачные и садовые дома. 
 
Здания, отнесенные к жилому фонду, Налоговый кодекс подразделяет на следующие типы:
 
1. жилой дом, - здание капитального типа, сооруженное с соблюдением требований, установленных законом, другими нормативно-правовыми актами, и предназначенное для постоянного в нем проживания. Жилые дома делятся на жилые дома усадебного типа и жилые дома квартирного типа разной этажности. Жилой дом усадебного типа - жилой дом, расположенный на отдельном земельном участке, состоящий из жилых и вспомогательных (нежилых) помещений;
 
2. пристройка к жилому дому - часть дома, расположенная вне контура его капитальных внешних стен, и которая имеет с основной частью дома одну (или более) общую капитальную стену;
 
3. квартира - изолированное помещение в жилом доме, предназначенное и пригодное для постоянного проживания;
 
4. коттедж - одно-, полутораэтажный дом небольшой жилой площади для постоянного или временного проживания с приусадебным участком;
 
5. комнаты в многосемейных (коммунальных) квартирах - изолированные помещения в квартире, в которой живут двое или больше квартиросъемщиков.
 
Под садовым домом ст.14.1.129.2 НКУ подразумевает дом для летнего (сезонного) использования, который в вопросах нормирования площади застройки, внешних конструкций и инженерного оборудования не отвечает нормативам, установленным для жилых домов, а под дачным домом - жилой дом для использования на протяжении года с целью загородного отдыха.
 
Все остальные здания, помещения, которые не отнесены в соответствии с законодательством к жилому фонду, предлагается считать объектами нежилой недвижимости, в частности к ним относятся гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, рестораны и бары, туристические базы, горные приюты, лагеря и дома отдыха, здания финансового обслуживания, административно-бытовые здания, здания для конторских и административных целей; торговые центры, универмаги, магазины, крытые рынки, павильоны и залы для ярмарок, станции технического обслуживания автомобилей, столовые, кафе, закусочные, базы и склады предприятий торговли и общественного питания, здания предприятий бытового обслуживания; гаражи (наземные и подземные) и крытые автомобильные стоянки, склады. 
 
Жителям сел, поселков и владельцам садовых и дачных домов особенно «приятный подарок» - с 1 января 2015 года объектами налогообложения также есть вспомогательные (нежилые) помещения, к которым относятся сараи, хлева, гаражи, летние кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и т.д. 
 
Согласно ст. 266.3. НКУ базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его долей. Таким образом, реформаторское правительство во главе с Арсением Яценюком существенно увеличил базу налогообложения налогом на недвижимость по сравнению с «папередником» Николаем Азаровым, который предлагал облагать налогом только жилую площадь.
 
При этом «старт» начисления обязательств с налога на недвижимость начинается для квартиры/квартир независимо от их количества) с 60 кв. м, для жилого дома/домов - с 120 кв. м, для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей - со 180 кв. м.
 
Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, а также льготы по уплате устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, который не превышает 2% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. м базы налогообложения. Учитывая то, что Законом «О Государственном бюджете на 2015 год» до 1 декабря 2015 года установлен минимальный размер заработной платы в сумме 1218 грн, то ставка налога на недвижимость может быть определена городскими и поселковыми советами в сумме от 0 до 24,36 грн за 1 кв. м. 
 
 
Поскольку налог уплачивается по месту расположения объекта/объектов налогообложения и зачисляется в соответствующий местный бюджет согласно положениям Бюджетного кодекса, то городские, поселковые и сельские советы, как никто другой, будут заинтересованы в наибольших собираниях налога на недвижимость - это основной источник доходов местных бюджетов. Следовательно, правительство, которое собственно и инициировало введение обновленного налога на недвижимость, банально переложило ответственность за такие нововведения на органы местного самоуправления, ведь именно они, а не Кабинет Министров, почувствуют на себе «праведный гнев» налогоплательщиков, которым начислят налоговые обязательства за сарай и летнюю кухню, которые были построены 30-40 лет назад за собственные средства крестьян.
 
Похоже на то, что реформаторское правительство, увлекшись целью наполнения местных бюджетов в условиях так называемой «бюджетной децентрализации», совсем забыло, что основное назначение реформы - новое качество отношений. Вместо этого украинцы получили двойное усиление фискального давления на налогоплательщиков. Да, конечно, налог на недвижимость для жителей многих стран ЕС вполне естественный, однако рассчитывают его, в отличие от реформаторского правительства Украины, не по общей площади недвижимости, а на основе кадастровой стоимости самой недвижимости. К примеру, на Кипре и в Греции стартовая стоимость недвижимости для целей налогообложения составляет 120 тыс. евро и до 200 тыс. евро соответственно, а самые высокие налоги на недвижимость в ЕС в Германии (от 2,6 до 10% от оценочной стоимости) и Дании (до 6,4% от оценочной стоимости). У нас же пока получается, что независимо от того, собственник ты разрушенного во время АТО жилья где-то в Авдеевке, трехкомнатной «хрушевки» в Черкассах, загородного замка в Конча-Заспе - ты будешь платить одинаковые средства.
 

 
 

В наше время проведение свадеб – это трудоемкий процесс. В него входит покупка свадебных нарядов, заказ автомобиля, место проведения, найти фотографа, тамаду и многое другое. Одному человеку не справиться. Вашему вниманию представляется свадебное агентство киев. Квалифицированные специалисты помогут в решении любых вопросов, связанных с свадебной суматохой. Воплощение мечты об идеальной свадьбы станет для Вас реальностью.

 
Комментарии (2)
Коля Пухов
09 января 2015 г. 22:12
Думаю, що по великому рахунку, державі вигідно, щоб мешканці, не маючи змоги сплатити за комуналку, влазили у борги. Тоді держава виселяє неплатників на вулицю (фактично, вбиває своїх громадян) і продає квартири або здає в оренду. Це набагато вигідніше, ніж отримання квартплати.
Sergiy
12 января 2015 г. 09:25
Податок звичайно повинен бути!Але в першу чергу для власників палаців та хатинок на дамбах та в заповідних місцях. Для цього необхідно перевірити, чи всі вони прийняті в експлуатацію. Якщо ні то продавати таким забудовникам воду та електроенергію, як для обєктів будівництва.Якщо вони отримують ресурси в неоформленій в установленому порядку власності- відключити!Тоді не буде таких мудрих, що не платитимуть. А особи які отримують субсидії мають бути звільнені від такого податку.