Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоЛьготная ставка ЕСВ: коммунальщики «пролетают»
Новости ЖКХ
28 марта 2024 г.
21 марта 2024 г.
15 марта 2024 г.
26 февраля 2024 г.
08 февраля 2024 г.
31 января 2024 г.
29 января 2024 г.
18 января 2024 г.

Льготная ставка ЕСВ: коммунальщики «пролетают»

Под соусом уменьшения ЕСВ, правительство протолкнуло фактически новую редакцию ЗУ «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности».

Первая после новогодних и рождественских праздников парламентская неделя неожиданно началась с громкого скандала - в понедельник, 12 января, на заседании согласительного совета парламента нардеп и лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко заявила, что официально обнародованные законы о государственном бюджете Украины на 2015 год и налоговые реформы отличаются от тех документов, за которые проголосовали народные депутаты.

При этом Юлия Тимошенко обратилась к спикеру парламента Владимиру Гройсману с просьбой разобраться в этом вопросе и пообещала передать ему анализ фракции «Батькивщина» опубликованных документов. В свою очередь, Владимир Гройсман категорически отрицает подмену текстов законопроектов. «Все то, что прописано сегодня в бюджете, полностью соответствует стенограмам и тем решениям, которые были приняты», - подчеркнул руководитель Парламента. 

Нужно отметить, что это уже не первый спор, связанный с изменением текста законопроекта после его принятия. Так, 17 сентября прошлого года в Верховной Раде разразился скандал, из-за того, что, вроде бы, текст закона об особом порядке местного самоуправления Донецкой и Луганской области за авторством Президента Петра Порошенко был изменен, в частности подконтрольные территории определяет руководитель Антитеррористического центра, а не Верховная Рада, как в тексте проголосованного законопроекта. Однако, из-за не вступления в силу этого закона, вышеупомянутый спор исчез сам собой, так же неожиданно, как и возник. Но, как говорится, остался неприятный осадок, поэтому «У.К.» решила сравнить содержание некоторых законов за подписью Президента Петра Порошенко из так называемого «ночного» реформаторского пакета 28 декабря со стенограммой пленарного заседания Верховной Рады Украины от 28 декабря 2014 года, которая есть в свободном доступе на сайте парламента.
 
Для примера можно взять Закон Украины №77-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда», который вроде бы должен облегчить жизнь бизнесу и вывести зарплаты из тени. 
 
Из стенограммы пленарного заседания Верховной Рады Украины от 28 декабря 2014 года:
 
«Председательствующий: Следующий законопроект (регистрационный номер 1573). Достаточно интересный. О едином социальном взносе. Достаточно интересный. И я приглашаю к слову Премьер-министра Арсения Петровича Яценюка. Прошу.
 
ЯЦЕНЮК А.П. Дорогие друзья, это один из ключевых законопроектов, и я хотел бы отметить очень конструктивную позицию всех фракций... Сегодня у нас ставка Единого социального взноса - 41 процент. Это чрезмерная нагрузка на заработную плату... Если предприятие выполняет все условия, определенные этой статьей по детенизации, (то есть фактически увеличивает размер заработной платы), то тогда это предприятие начинает платить единый социальный взнос в размере 16,4 процента, а не 41 процент, как сегодня. (Аплодисменты). 
 
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет реальная детенизация.
 
ЯЦЕНЮК А.П. Еще раз подчеркиваю, мы надеемся на то, что государство со своей стороны сделало невероятный шаг. Уменьшение фактически единого социального взноса с 41 до 16 процентов. (Аплодисменты)... Будут сложности в администрировании. Но это настоящая реформа, сильная реформа. И успех этой реформы зависит от реальных намерений бизнеса и от настоящего диалога власти и бизнеса... Спасибо за внимание. И прошу проголосовать с учетом поправок, внесенных комитетом и согласованных правительством. 
 
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемые коллеги. Я думаю, что мы можем ставить на голосование, чрезвычайно важный вопрос... Прошу голосовать. Прошу голосовать, уважаемые народные депутаты.
 
01:33:14
За - 268
 
Я думаю, что такое решение украинские предприятия и граждане ждали десятки лет, когда можно будет честно платить заработную плату и честно пополнять Пенсионный фонд. Поэтому искренне всем спасибо за такие идеи, за голосование».
 
Так и хочется добавить «и потом они жили долго и счастливо», но эйфория исчезает мгновенно, если проанализировать весь текст опубликованного на сайте Верховной Рады Закона № 77-VIII.
 
Под соусом уменьшения ЕСВ и легализации заработных плат правительству удалось протолкнуть в обертке законопроекта №1573 фактически новую редакцию Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности». Отныне этот Закон имеет более лаконичное название «О общеобязательном государственном социальном страховании», и предусматривает с 1 января 2015 года создание Фонда социального страхования Украины, объединив Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности. 
 
 
Также этим Законом предусматриваются изменения административного и уголовного законодательства, которые ужесточают ответственность работодателя. В частности, речь идет о финансовых санкциях для юридических и физических лиц-предпринимателей в виде штрафа в размере от 1 до 30 минимальных заработных плат за допуск работника к работе без оформления трудовых отношений, вводятся штрафы для должностных лиц за фактический допуск работника к работе без оформления трудовых отношений; увеличиваются в 1,3-2 раза размеры штрафов за нарушение порядка начисления ЕСВ, нарушения при представлении отчетности по ЕСВ, представления недостоверных сведений, неуплату или несвоевременную уплату единого взноса.
 
Но не только усиление ответственности и штрафы принес Закон № 77-VIII. Среди прочего его нормами существенно уменьшены суммы страховых выплат из объединенного Фонда социального страхования.
 
Так, согласно статье 26 обновленного Закона Украины «О общеобязательном государственном социальном страховании» с 1 января 2015 года пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу вместо четырехкратного размера в размере 100% средней заработной платы (дохода), исчисленной в порядке, установленном Кабинетом Министров, и не зависит от страхового стажа.
 
Также существенно изменен в сторону уменьшения суммы пособия в связи с временной нетрудоспособностью, так называемые «больничные». С 1 января 2015 года такая помощь выплачивается застрахованным лицам в зависимости от страхового стажа:
 
 - застрахованным лицам, имеющим страховой стаж до 3 лет; 50% средней заработной платы (дохода) 
 
 - застрахованным лицам, имеющим страховой стаж от 3 до 5 лет; 60% средней заработной платы (дохода) 
 
-  застрахованным лицам, имеющим страховой стаж от 5 до 8 лет; 70% средней заработной платы (дохода) 
 
 - застрахованным лицам, имеющим страховой стаж свыше 8 лет, 100% средней заработной платы (дохода). 
 
Вопросу уменьшения ЕСВ и легализации заработных плат, ради которого и поддержали законопроект №1573 268 нардепов, посвящено лишь ч.3 Заключительных и переходных положений Закона Украины №77-VIII. Согласно с ними, установлено, что временно, с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса, применяются с коэффициентом 0,4, в случае, если плательщиком выполняются одновременно следующие условия:
 
- общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год; 
 
- средняя заработная плата по предприятию увеличилась минимум на 30% в сравнении со средней заработной платой по 2014 год;
 
- средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 грн;
 
- средняя заработная плата по предприятию составит не менее 3 минимальных заработных плат.
 
 
Из анализа данной нормы можно сделать вывод, что она носит диспозитивный характер и предоставляет работодателю право выбора в решении вопроса перехода на льготный режим ЕСВ, исходя из имеющейся финансово-экономической ситуации субъекта хозяйствования.
 
В то же время нормами постановления КМУ №869 от 1 июня 2011 года «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» предусмотрено, что корректировка тарифов происходит только в случае изменения в течение срока действия тарифов объема отдельных расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, по причинам, которые не зависят от предприятия, в частности увеличение или уменьшение налогов и сборов, минимальной заработной платы, арендной платы и амортизационных отчислений, цен (тарифов) на топливно-энергетические и другие материальные ресурсы, может проводиться пересчет тарифов путем корректировки только тех составных частей их структуры, по которым произошли ценовые изменения в сторону увеличения или уменьшения.
 
То есть, если даже субъект хозяйствования - исполнитель жилищно-коммунальной услуги и имеет желание воспользоваться нормой ч.3 Заключительных и переходных положений Закона Украины №77-VIII и перейти на льготный режим уплаты ЕСВ, то на практике он никогда не сможет увеличить фонд заработной платы в три раза, поскольку это повлечет за собой увеличение прямых затрат по операционной деятельности, которые входят в структуру тарифа согласно постановлению КМУ №869, то есть тариф на услуги требует пересмотра. Однако, такая корректировка невозможна из-за того, что уменьшение ЕСВ будет происходить как раз по причинам, которые зависят от предприятия, то есть согласно его собственного волеизъявления, поэтому норма об обязательной корректировке тарифов на жилищно-коммунальные услуги здесь не сработает.
 
Что касается ЖСК и ОСМД, которые по украинскому законодательству также являются юридическими лицами, следовательно, начисляют и уплачивают ЕСВ по ставке 36,67% на фонд заработной платы с физических лиц - наемных работников, или лиц, которые выполняют работы по гражданско-правовым договорам, то они тоже вряд ли воспользуются правом перехода на льготный режим уплаты и начисления ЕСВ.
 
«ОСМД и ЖСК ни финансово, ни морально, ни физически не смогут одновременно выполнить все условия перехода на льготный ЕСВ, поскольку втрое увеличить фонд заработной платы наемным работникам ОСМД или ЖСК фактически не дадут сами же жильцы-собственники на общем собрании, поскольку вопрос социально чувственный», - отмечает председатель правления «ГО «ОЖБК, СББ «Виктория» г. Запорожье» Людмила Шанц.
 
Вот такая вот детенизация от реформаторского правительства, мимо которой ЖКХ «пролетает» с вероятностью 120%.
Андрей Осадчий
 
Комментарии (1)
Sergiy1
15 января 2015 г. 10:02
Все буде добре! Маємо ,,чудовий,,закон №1198-VII.Монополіст з тепловодопостачання скористається цією нормою. І навіщо йому ця норма, як виконавцю послуг? От тільки куди монополіст направить додатковий прибуток - вгадайте!Особливо такі, як ДТЕК або Інфокс та інші.